Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как оформить личное подсобное хозяйство (ЛПХ) и начать зарабатывать в 2021 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Найти законодательно установленное определение личного подсобного хозяйства можно в федеральном законе №112-ФЗ. Он очерчивает рамки ответственности и условия выделения участков под данный вид хозяйствования.
Земли ЛПХ: определения и понятия
Согласно закону, для ведения личного подсобного хозяйства человеку выделяется не более, чем 0,5 га земли. Выращенная на ней продукция должна быть использована только для домашних нужд. Если в результате полного производственного цикла остается излишек продукции, то законом разрешается его реализовать, при этом налоги за этот объем платить не нужно.
Деятельность фермеров на личных подсобных хозяйствах не относится к предпринимательству. А произведенная на участках продукция, после реализации не облагается подоходным налогом. Это главная особенность земель ЛПХ.
Правда в этом разрезе есть нюанс — обработкой земли могут заниматься непосредственно собственник и члены его семьи, наемных работников привлекать нельзя.
Земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства и правила его использования
- В качестве участка может использоваться местность в пределах населённого пункта, тогда он, действительно, называется «приусадебным», или вне населённого пункта – это уже «полевой».
- На приусадебном участке допускается любой вид деятельности – от выращивания огурцов и смородины до строительства сооружений любого назначения.
- На полевом участке любое строительство запрещена, в вашем распоряжении только работа на земле и с тем, что она даёт.
- Размер участка Законом не оговаривается – всё отдаётся на усмотрение местных органов власти, если им приходится управлять выдачей
- участка. Тем не менее, минимальные и максимальные размеры полевых участков и требования к ним определены в Законе № 101-ФЗ от 24 июля 2002 года.
- Существует только одно ограничение – количество участков может быть разное, не обязательно – один, но суммарная их площадь не должна превышать половину гектара (другими словами, суммарные размеры участков должны быть в пределах 70 на 70 метров). Увеличение допускается, но по специальному закону и не более чем в 5 раз.
- Кроме того, если вам выделен участок сельскохозяйственного назначения, то на него распространяется и специальный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ.
Чем может привлечь ведение ЛПХ самостоятельных граждан, не терпящих вмешательства государственных органов в свою работу, так это тем, что в Законе (5-ая статья) прямо говорится не недопустимости такого вмешательства, если, конечно, деятельность, ведущаяся на приусадебном участке, не подпадает в ограничения уголовного характера. При нынешнем состоянии дел имеется в виду самое главное – недопустимо выращивание растений, содержащих наркотический дурман. Вся ответственность за соблюдение ограничений ложится лично на владельца ЛПХ и местные органы власти.
Ограничений же на инструменты (6-ая статья), применяемые при работе, нет никаких – всё на усмотрение самого работника. Тут полная свобода творчества и реализации своего права собственности – от сооружения теплиц до установки погружного насоса для обеспечения участка водой.
Не обойдены ЛПХ и вниманием со стороны государства, которое призвано оказывать поддержку по следующим направлениям:
- Они должны обеспечить полноценную инфраструктуру, обеспечивающую функционирование хозяйства – это дороги, снабжение водой и электричеством;
- Помощь в организации сбытовых и обрабатывающих предприятий;
- Стимулирование развития хозяйств предоставлением льготных кредитов, сопровождение на уровне научного и технического обеспечения работы;
- Для занимающихся разведением скота – организация бесплатного ветеринарного обслуживания.
Государство, понимая важность развития такой отрасли как сельское хозяйство, постоянно заботится о его состоянии, поставлена и последовательно претворяется в жизнь задача, так называемой, «продуктовой безопасности» страны. Именно поэтому и на ЛПХ распространяются все меры государственной поддержки, что закреплено специальным постановлением Правительства № 758 от 27 июня 1996 года (Обращаем внимание, что положения государственной поддержки были существенно уточнены уже в «новую» эпоху – Законом России от 30 декабря 2008 года № 302-ФЗ).
Учитывая давнее и повальное увлечение народом России подсобными хозяйствами (достаточно эту тягу к работе на земле проследить в больших городах, когда кое-где выращиваемые помидорки можно встретить даже под окнами больших домов прямо центре города), очень актуальным становится вопрос учёта ЛПХ. Правила учёта оговариваются в 8-ой статье Закона.
Каждый владелец ЛПХ должен проследить присутствие информации о своём участке в, так называемой, «похозяйственной книге», хранимой в органе местного самоуправления. Информацию для такой «Книги» предоставляет сам владелец участка, причём на добровольной основе.
Если вы всё же решили предоставить подобную информацию, то не забудьте в неё включить и всех членов своей семьи, которые будут помогать вам в работе. Среди предоставляемых сведений:
- Указание культур, предполагаемых к посадке, и площадей, отводимых под каждую;
- Количество выращиваемых животных, включая количество улей, если вы ещё и пчеловод;
- Используемый набор техники, призванный вам помогать в осуществлении своей деятельности на ЛПХ.
У вас есть достаточно времени, чтобы внести свои данные в похозяйственную книгу – срок её хранения по закону № 125-ФЗ (принят 22 октября 2004 года) составляет 75 лет.
Советуем обратить внимание на особый вопрос, который достаточно, по крайней мере, в полностью понятной форме пока не отработан. Вопрос связан с определением отношений работы на ЛПХ и обязательного пенсионного страхования. Здесь оговаривается только принцип добровольности, закреплённый даже не в законе, а в письме Пенсионного Фонда Российской Федерации, выпущенное 7 октября 2003 года (№ СД-09-24/10623). Вот когда без помощи юриста снова не обойтись.
Ведение ЛПХ ложится полностью на его владельца. Вы можете просто на выделенном участке засеять траву и устроить теннисный корт или поставить по всей площади теплицу или разметить целый рой грядок. Права на деятельность за вами сохраняются в любом случае, пока существуют, естественно, права на сам участок.
Достоинства и недостатки
Ведение личного подсобного хозяйства на соответствующем земельном участке имеет свои достоинства и недостатки. Главным из них является то, что для начала деятельности нет необходимости ставить предприятие на налоговый учет. Для этого достаточно зарегистрировать право собственности на земельный участок, имеющий статус ЛПХ.
Участок, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства можно купить арендовать или взять в безвозмездное пользование.
Фермер имеет право продавать излишки произведенной сельхозпродукции. Причем, уплачивать налоги с доходов от их реализации не нужно.
Гражданин вправе в добровольном порядке вносить взносы в ПФР, за счет чего будет формироваться будущая пенсия.
Одним из недостатков ведения ЛПХ можно назвать то, что на продукцию, произведенную на такой земле, не выдают сертификаты качества. Отсутствие рассматриваемого документа создает сложности в реализации товаров.
Сам земельный участок можно использовать только в соответствии с его целевым предназначением. Причем, допускается производство лишь сельскохозяйственной продукции и ее переработка. Если человек планирует заниматься иной деятельностью, например, выпускать сельскохозяйственные удобрения, то ему необходимо регистрироваться в качестве ИП или юридического лица.
В суд поступило исковое заявление от Администрации Чашинского сельского совета о расторжении договора аренды земельного участка к Устюгову Р. Представитель истца рассказал, что ответчику была предоставлена во временное пользование земля под личное подсобное хозяйство сроком на 5 лет. Участок имеет соответствующее целевое назначение.
Первый год пользования наделом Устюгов Р. выращивал на нем картофель. Но на следующий сезон забросил сельскохозяйственную деятельность. В результате участок пришел в негодность.
В процессе рассмотрения дела суд установил:
- ответчик не использует земельный участок по целевому назначению в течение 3-х лет подряд;
- Устюгов не выполняет обязанности по рекультивации земли и привидению ее в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
- арендатор прекратил вносить арендную плату за пользование наделом 2 года назад.
Статья 1. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства
В комментируемой статье установлено, что правовое регулирование ведения гражданами личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О личном подсобном хозяйстве», другими федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Данная норма развивает положения подпункта в) части первой статьи 72 и части второй статьи 76 Конституции Российской Федерации о совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам владения, пользования и распоряжения землей и статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации о перечне нормативных правовых актов, входящих в понятие «земельное законодательство».
Согласно статьям 90 и 115 Конституции Российской Федерации к нормативным правовым актам Российской Федерации относятся указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации при условии, что они не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Согласно пункту 7 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации министерства и иные федеральные органы исполнительной власти также могут издавать акты, в случаях и в пределах, прямо предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут издавать акты, содержащие нормы, связанные с ведением личного подсобного хозяйства, во исполнение настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий.
Органы местного самоуправления могут издавать акты, содержащие нормы, связанные с ведением личного подсобного хозяйства, во исполнение настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий.
Учитывая верховенство Конституции Российской Федерации, в перечисленных законах и нормативных правовых актах нельзя изменять концептуальные положения Конституции Российской Федерации, которые в отношении земель личного подсобного хозяйства сводятся к следующему:
1) земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст.9);
2) право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ст.35);
3) граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (ст.36);
4) владение, пользование и распоряжение землей осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст.36);
5) условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ст.36);
6) права граждан (в том числе на землю) могут быть ограничены федеральным законом только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства (ст.55);
7) по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76);
8) указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и законы субъектов Российской Федерации не должны противоречить федеральным законам (статьи 76, 90 и 115).
Указанные принципы Конституции Российской Федерации в полном объеме отражены и закреплены в Федеральном законе «О личном подсобном хозяйстве».
Статья 4. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства
1. Норма пункта 1 комментируемой статьи учитывает положение пункта 1 статьи 13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в соответствии с которым собственник земельной доли вправе требовать выдела земельного участка в счет этой земельной доли из земель сельскохозяйственного назначения для создания и расширения личного подсобного хозяйства. Согласно статье 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения являются земли за чертой сельских и городских поселений.
Поэтому в статье 4 рассматриваемого Федерального закона вполне логично установлено, что для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в черте поселения (приусадебный земельный участок), который имеет правовой режим категории земель поселений, и земельный участок за чертой поселений (полевой земельный участок), который имеет правовой режим земель сельскохозяйственного назначения.
2. Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Согласно статье 61 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция, капитальный ремонт зданий, строений и сооружений, их частей осуществляется на основе проектной документации, которая разрабатывается по инициативе заказчика (гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство) и за его счет в соответствии с градостроительной документацией, со строительными нормами и правилами, согласовывается с органами архитектуры и градостроительства, органами государственного контроля и надзора и утверждается заказчиком. Утвержденная проектная документация является основанием для выдачи разрешения на строительство.
Согласно статье 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство — это документ, удостоверяющий право собственника, владельца, пользователя или арендатора земельного участка осуществить застройку этого земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения, сооружения, благоустройство территории.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления на срок не более чем три года на основании заявления заказчика. Подготовку документов для выдачи разрешения на строительство осуществляют органы архитектуры и градостроительства.
Орган местного самоуправления может отказать в выдаче разрешения на строительство в случаях:
1) несоответствия проектной документации разрешенному использованию земельного участка;
2) несоответствия проектной документации строительным нормам и правилам.
Если строительство жилого дома, другого здания, строения, сооружения будет осуществлено без получения разрешения на строительство или с существенными нарушениями градостроительных норм и правил, то в соответствии со статьей 222 ГК РФ такое строительство является самовольной постройкой.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не сможет зарегистрировать на нее право собственности, а также не вправе ею распоряжаться (продавать, дарить, сдавать в аренду и т.д.). Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом за его счет, кроме случаев, когда право собственности на самовольную постройку признается судом. Такое решение суд может принять при условии, что сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
3. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений. Сооружения, например загон для скота, оборудованное место дойки, водопоя, навесы для защиты от дождя, мелиоративные сооружения возводить можно. При этом в соответствии с пунктом 9 статьи 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае возведения временных сооружений получать разрешение на строительство не требуется.
4. В пункте 4 комментируемой статьи воспроизведена норма пункта 1 статьи 33 ЗК РФ о том, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. При этом по порядку предоставления таких земель сделана отсылка к земельному законодательству. Предельные размеры земельных участков, предоставляемых на праве пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования землей не устанавливаются, т.к. в соответствии с пунктом 1 статьи 21 и пунктом 2 статьи 20 ЗК РФ после введения в действие ЗК РФ предоставление новых земельных участков гражданам на этих правах не допускается (т.е. после 30.10.2001).
Порядок предоставления земельных участков гражданам в собственность или аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определен в статьях 28-33 ЗК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 28 ЗК РФ предоставление земельных участков в собственность может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В законодательстве Российской Федерации таких случаев не установлено, а в субъектах Российской Федерации этот вопрос решается по-разному. Например, Закон Ивановской области от 31.12.2002 N 111-03 «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам» разрешает предоставлять земельные участки бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства вынужденным переселенцам, гражданам, создавшим семьи и нуждающимся в улучшении жилищных условий, а также гражданам, имеющим земельные участки, права на которые не были ими оформлены и зарегистрированы в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 11 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства должно осуществляться без предварительного согласования места его размещения, т.е. согласно пункту 2 этой же статьи — только на торгах (конкурсах, аукционах). Предоставление земельных участков в собственность без проведения торгов (конкурсов, аукционов) не допускается, а передача в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых на торгах (конкурсах, аукционах) для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договора аренды земельных участков в соответствии со статьей 38 ЗК РФ и статьями 447-449 Гражданского кодекса Российской Федерации детализированы в постановлении Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков».
5. Пункт 5 статьи 4 предписывает субъектам Российской Федерации своими законами устанавливать максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и(или) ином праве (праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве аренды) у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
В случае, если этот максимальных размер общей площади будет превышен, то гражданин должен в течение года либо произвести отчуждение «сверхнормативной площади» (продать, подарить, отказаться, передать в аренду), либо в этот же срок осуществить государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя или государственную регистрацию в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства.
Введение такого ограничения максимального размера общей площади личного подсобного хозяйства продиктовано логикой недопущения создания суперкрупных личных подсобных хозяйств, использующих на праве собственности или аренды десятки и даже сотни гектаров для производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, не облагаемой подоходным налогом.
Как получить субсидию на ЛПХ
Проводя политику социальной защиты, государство поддерживает малоимущих граждан, выделяя им средства на развитие в рамках социального контракта на развитие личного подсобного хозяйства. При наличии определенных условий (дохода на члена семьи менее прожиточного минимума, законно выделенного земельного участка и отсутствия долгов по его оплате, наличия трех и более детей) гражданин может обратиться в органы социальной защиты с просьбой выделения ему денежных средств на развитие ЛПХ.
Размеры социального контракта устанавливаются местными органами власти. Такое субсидирование может быть выделено не чаще одного раза в три года и потрачено на покупку:
- Домашних животных, птицы, пчел или кормов;
- удобрений или посадочного материала;
- техники, инвентаря для обработки земли и уходу за животными.
Со своей стороны участник соцконтракта обязан:
- Разработать и представить план использования выделяемых средств;
- использовать выделенные деньги по назначению, не уклоняясь от плана;
- застраховать имущество, приобретенное за средства социального контракта;
- выполнять мероприятия плана и предоставлять отчеты.
Можно ли построить дом в зоне ТСХ-1 и ТСХ-2
Допустим вы хотите заказать новообразование участка под ЛПХ и арендовать его. Очень мне удобны зоны ТСХ-1 и ТСХ-2. В интернете нахожу, что в ТСХ-2 разрешено ЛПХ и строительство жилых построек, но в Администрации говорят что можно только в ТСХ-1, хотя нигде не написано что разрешены жилые постройки в ТСХ-1. Давайте разбираться.
ЛПХ — это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. ВРИ ЛПХ предполагает строительство на таком участке ИЖД с учетом требований градостроительных норм и правил. Открываю ПЗЗ своего района — Цели выделения зоны — сохранение и развитие существующих сельскохозяйственных предприятий и обеспечивающих их инфраструктур, с целью предотвращения их использования для других видов деятельности ДО ИЗМЕНЕНИЯ ВИДА ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ в соответствии с генеральным планом поселения и правилами землепользования и застройки. Открываю страницу 112 — Основные и условно разрешённые виды использования земельных участков и объектов капитального строительства: Основные виды разрешённого использования — для размещения личных подсобных хозяйств.
Таким образом, полагаю, что в Администрации меня не обманули. Однако предостерегу вас, что в отсутствии отлаженного правового механизма регулирования изменения таких зон и их регистрации в Росреестре, можете столкнуться с определенными трудностями связанными с работой административного органа и затягиванием времени.
Существуют ли ограничения на размер территории участка для ЛПХ?
Предельный размер такого участка в случае, когда он предоставляется гражданину в собственность из числа муниципальных или государственных земель, регулируется правовыми нормативными актами местной администрации. Максимальная совокупная площадь всех земельных участков, которую имеет право одновременно иметь в собственности либо другом праве каждый гражданин, установлена согласно закону субъекта РФ.
Если совокупная площадь превысила максимально допустимый размер, то в течение одного года с даты возникновения права на «лишний» земельный участок эта территория обязана быть отчуждена гражданином. Другой вариант — в тот же срок следует зарегистрироваться указанному лицу как ИП либо произвести государственную регистрацию фермерского (крестьянского) хозяйства.
Что еще влияет на развитие ЛПХ
Законодательством РФ предусмотрено распространения на ЛПХ тех мер государственной поддержки, которые предоставляются за счет федерального бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям. Субъекты РФ принимают программы по социально-экономическому развитию не только сельских поселений, но и ЛПХ. В пределах собственных полномочий они определяют, в какой форме, размерах и порядке будет производиться поддержка ЛПХ на собственной территории совместно с обслуживающими их сельхозкооперативами и прочими организациями.
Право вступления в правоотношения обязательного пенсионного страхования ведущим ЛПХ гражданам предоставляется на добровольной основе.
Когда прекращается ведение ЛПХ? Это происходит в случае прекращения прав на тот земельный участок, где оно ведется.
Что делать, если платежи начисляют незаконно?
Никто не может быть принужден к выплате налогов и других обязательных платежей, установленных не по закону, или расчет и взимание которых осуществляются не по закону, либо в ином порядке, чем это предусмотрено законом. Поэтому обязательно нужно отстаивать свои права. Для начала рекомендуется обратиться к своему налоговому инспектору. Если вопрос не будет урегулирован, необходимо затребовать официальное разъяснение от налогового органа. Для этого следует написать письмо в адрес руководителя налогового подразделения.
В случае несогласия с позицией налоговой службы можно направить заявление в суд и отстаивать свои права в судебном органе.
На основании информации, приведённой выше, следует констатировать факт, что ЛПХ при соблюдении определённых условий может в большой степени минимизировать налоги: одни платежи не уплачивать совсем, другие – в небольшом размере.
Что еще влияет на развитие ЛПХ
Законодательством РФ предусмотрено распространения на ЛПХ тех мер государственной поддержки, которые предоставляются за счет федерального бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям. Субъекты РФ принимают программы по социально-экономическому развитию не только сельских поселений, но и ЛПХ. В пределах собственных полномочий они определяют, в какой форме, размерах и порядке будет производиться поддержка ЛПХ на собственной территории совместно с обслуживающими их сельхозкооперативами и прочими организациями.
Право вступления в правоотношения обязательного пенсионного страхования ведущим ЛПХ гражданам предоставляется на добровольной основе.
Когда прекращается ведение ЛПХ? Это происходит в случае прекращения прав на тот земельный участок, где оно ведется.
Инструкция по получению ЗУ и регистрации
Для того, чтобы получить землю под ЛПХ необходимо сделать следующее:
- Подать обращение в местную администрацию с просьбой предоставить землю под ЛПХ, в котором указать личные данные и площадь участка.
- Предоставить кадастровый паспорт на имеющийся участок земли.
- В случае положительного результата получить в межевальном отделе паспорт на участок.
- Специальная комиссия занимается утверждением границ участка и передачей его как на правах собственности, так и аренды.
- Присвоение кадастрового номера.
- В региональной регистрационной палате зарегистрировать право собственности или аренды. Для этого необходимо предоставить паспорт на участок земли и выписку из похозяйственной книги.
Если земельный участок имеется в наличии, то следует обратиться в местные органы власти со следующими документами:
- паспорт владельца и данные о его семье, проживающей на участке ЛПХ;
- кадастровый паспорт с указанием границ раздела;
- заявление на оформление ЛПХ.
Обратите внимание! Чтобы оформить ЛПХ необходимо иметь регистрацию в поселении, где располагается участок.
После предоставления пакета документов происходит регистрация в похозяйственной книге местной администрации.
Что разрешено строить
На приусадебном участке личного подсобного хозяйства разрешено строить:
- жилые дома, предназначенные для проживания одной семьи с количеством этажей не более трех, если не учитывать подвальные помещения;
- подсобные помещения типа гаража, сарая, кладовой;
- иные сооружения личного пользования: баня; летняя кухня и т.д.
Все объекты не должны нарушать норм и правил местного градостроительного регламента, а также должны быть согласованы с местной администрацией. Но здесь есть оговорка, помимо основного вида разрешенного использования любой земельный участок может иметь также вспомогательный ВРИ.
Вспомогательный ВРИ используется всегда совместно с основным и на возведение построек такого типа отдельное разрешение брать не нужно.
На участке с основным видом использования приусадебный ЛПХ, вспомогательным ВРИ станет возведение построек бытового и хозяйственного назначений, а это значит:
- сарай,
- гараж,
- свинарник,
- курятник и т.д.
При необходимости построить на участке иные сооружения, которые представляют собой
- магазин,
- парикмахерскую
- или столовую,
необходимо получить соответствующее разрешение от комиссии по землепользованию, которая может наделить участок условно разрешенным ВРИ.
Как оформить дом на земле ЛПХ, регистрация строений
Право на возведение объектов недвижимости на земельном участке для ЛПХ оформляется стандартным образом (как на сам участок).
Для регистрации в Росреестре необходимо предоставить перечень такой документации:
- заявление по установленной форме (аналогичное для прав на земельный участок);
- правоустанавливающие документы, подтверждающие наличие разрешение на строительные работы по возведению объектов недвижимости.
Передать документы в Росреестр можно:
- личным обращением;
- с помощью третьих лиц (при условии, что будет составлена нотариальная доверенность);
- через почту России;
- с помощью МФЦ;
- через интернет.
Плюсы и недостатки хозяйств
ЛПХ и КФХ обладают значимыми преимуществами, хотя имеют некоторые минусы. К положительным сторонам подсобного хозяйства относятся:
- легкость начала ведения деятельности;
- не требуется государственная регистрация;
- за счет государства улучшается инфраструктура;
- выращиваемая продукция может продаваться, принося высокую прибыль;
- отсутствие необходимости уплаты налогов;
- получение государственных льгот;
- часть земли разрешено сдавать в аренду.
Но этот вид деятельности имеет такие недостатки:
- коллективная ответственность, поэтому если один член семьи нарушает требования законодательства или наносит своими действиями урон земле, то меры наказания применяются ко всем совладельцам;
- для получения урожая приходится тратить много времени и усилий;
- ограничения относительно размера надела, применяемого для ведения хозяйства;
- отсутствие возможности для найма работников;
- установление определенных пределов по количеству полученной продукции.
При выборе КФХ имеются следующие преимущества:
- предоставление льготного периода до 5 лет, в течение которого предприниматель освобождается от уплаты налогов;
- банки предлагают льготные условия при оформлении кредита;
- отсутствие регулярных и сложных проверок со стороны инспекторов ФНС;
- возможность выбрать упрощенные системы налогообложения, при которых не требуется ведение бухучета;
- начисление стажа для всех участников хозяйства;
- предоставление льгот и послаблений от государства;
- решение относительно применения имеющегося надела может применяться без предварительного проведения собрания собственников.
К недостаткам выращивания сельскохозяйственной продукции через КФХ относится:
- отсутствует возможность нанять дополнительных работников, не имеющих родственных связей с участниками;
- невозможно построить на территории капитальный объект, предназначенный для хранения инвентаря, техники или собранной продукции;
- человек может являться участником только одного КФХ;
- для оформления хозяйства требуются существенные затраты;
- земля может использоваться исключительно по целевому назначению;
- инфраструктура формируется за свой счет, причем это является обязательным процессом, если надел используется для сельскохозяйственной деятельности, а иначе владелец привлекается к административной ответственности, уплачивая крупный штраф.
Так как каждый вариант обладает своими плюсами и минусами, перед началом работы рекомендуется выбрать оптимальный вид хозяйства. Для этого учитывается, будет ли выращиваться продукция для потребления или получения прибыли.