Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности рассмотрения органами прокуратуры анонимных сообщений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации») — основной действующий законодательный акт, специально посвященный порядку рассмотрения обращений граждан.
О сроках рассмотрения письменного обращения граждан.
Одним из важных вопросов, касательно порядка рассмотрения обращений граждан, является верное исчисление сроков их рассмотрения и получение ответа на них.
Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» устанавливает конкретные сроки рассмотрения обращений граждан .
Под сроком рассмотрения обращений граждан понимается предусмотренный законом промежуток времени, в течение которого должно быть завершено рассмотрение по существу вопросов, изложенных в обращении, и гражданину направлен ответ.
Значение установленных сроков заключается в том, что они:
— устанавливают определенный временной режим для реагирования на обращения граждан;
— способствуют оптимальному осуществлению гражданином своих прав, препятствуя, с одной стороны, неоправданному затягиванию рассмотрения его обращения, однако, с другой стороны, предоставляя компетентным органам и должностным лицам достаточно времени на реализацию своих прав и обязанностей .
По общему правилу, — государственному органу, органу местного самоуправления, должностному лицу предоставляется 30 суток со дня регистрации обращения для работы с ним .
Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не содержит точных правил исчисления установленных в нем сроков. При этом ч. 1 ст. 3 предусмотрено, что правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, рассматриваемым Федеральным законом и иными федеральными законами. Следовательно, при решении вопросов, не урегулированных Законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», должен быть применен системный подход к разрешению этих вопросов с применением, в частности, норм Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) и других отраслей права.
Теперь, что касается 30-дневного срока рассмотрения письменного обращения .
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение 3-х дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
Как раз на случае этой переадресации обращения и стоит обратить особое внимание!
На переадресацию должно уходить не более 10 дней (3 дня на регистрацию + 7 дней на переадресацию), при этом гражданину должны направить уведомление о том, что его обращение переслали в другой орган или другому должностному лицу, которые отвечают за решение вопросов. Но это не ответ, это лишь уведомление о перенаправлении .
В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение 7 дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или же соответствующим должностным лицам.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения .
Подробнее о сроке, а точнее — о сроках:
3 дня на регистрацию + 30 дней на рассмотрение — это и есть законный срок рассмотрения обращений граждан (если не происходит перенаправлений обращения и т.п.).
В случае перенаправления обращения этот срок незначительно увеличится согласно срокам на перенаправление, т.е. + 10 дней (3 дня на регистрацию + 7 дней на перенаправление).
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного ч. 2 ст. 10 Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней , уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение, что подтверждается и судебной практикой .
Таким образом, с учетом требований статей 8, 10, 12 Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»:
— в случае, когда не требуется никаких пересылок, запросов и т.п., срок рассмотрения составляет 33 дня (3 дня на регистрацию обращения + 30 дней на рассмотрение с момента регистрации). Без учета почтовой доставки.
— в случае, если ваше обращение перенаправляется в другой орган без дальнейших запросов куда-либо, то срок рассмотрения составляет 43 дня (3 дня на регистрацию + 7 дней на перенаправление, затем опять 3 дня на регистрацию + 30 дней на рассмотрение с момента регистрации). То есть, к предыдущей схеме добавился срок на перенаправление и регистрацию у второго получателя. Без учета почтовой доставки.
— в случае перенаправления обращения, с последующими запросами и уведомлением о продлении срока рассмотрения: +30 дней к максимальному сроку, который рассчитан выше, т.е. 43 дня + 30 дней = 73 дня . Без учета почтовой доставки.
Общий порядок рассмотрения обращений граждан
Гражданин Российской Федерации имеет право обратиться в любые государственные и муниципальные органы и организации, на которые возложены функции регулирования и/или контроля определенных сфер жизни и деятельности общества, или к их должностным лицам.
Обращаться гражданин имеет право, в том числе, за защитой своих прав, свобод и законных интересов. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
Обращение может быть как индивидуальным, то есть исходящим от одного человека, так и коллективным, то есть исходящим от группы лиц.
Обращение может быть либо «личным», когда гражданин приходит на прием и в устно объясняет цель своего визита, либо письменным, то есть в виде документа, отправляемого либо по почте, либо нарочным в канцелярию или секретарю. Можно также направить обращение в форме электронного документа.
По нашему мнению, письменное обращение во много раз более эффективно, чем устное.
Права граждан при рассмотрении обращения
При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:
— представлять дополнительные документы, а также в случае затруднений с получением этих документов обращаться с просьбой об их истребовании;
— знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения. Данное право, однако, имеет некоторые ограничения. В ознакомлении с материалами может быть отказано, если они затрагивают права, свободы и законные интересы других лиц, или если в указанных документах и материалах содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
— получить письменный ответ по сути обращения. Для этого в обращении обязательно должны быть указаны ФИО гражданина и адрес для направления ответа. В противном случае ответ не направляется. И именно поэтому, как уже упоминалось выше, письменное обращение более эффективно;
— обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Основания для обращения к прокурору
Прокуратуру не нужно рассматривать как орган исключительно карательного характера – её функции включают в себя защиту граждан, и её сотрудники много работают с заявлениями от них. Однако у прокуратуры есть свой чёткий круг обязанностей, а значит и обращения в работу она принимает лишь по входящим в него вопросам.
Как гласит статья 10 ФЗ № 168, органы прокуратуры работают с заявлениями, в которых содержатся сведения о нарушении законодательства. Значит, основанием для обращения в прокуратуру может стать лишь такое нарушение, в других случаях гражданам следует подавать заявления в иные инстанции. Конечно, это определение не назвать чётким, и на деле даже не все жалобы о нарушении закона будут рассматриваться именно в этой инстанции: иногда это будет вопросом другого государственного органа, и заявление передадут в него. К примеру, это касается заявлений о преступлениях.
Можно ли подать жалобу анонимно
В ФЗ № 59 говорится, что заявитель обязан указать в жалобе свои данные как персональные, так и контактные (последние нужны, чтобы дать ответ). Указание их точно так же необходимо и при личном обращении к должностному лицу. Таким образом, в общих случаях анонимная жалоба невозможна.
Возможны и исключения. В частности, анонимное обращение допускается, чтобы пожаловаться на несоблюдение прав, коррупцию, либо сделать сообщение о преступлении.
Рассмотрим, в каких случаях жалоба будет считаться анонимной: обычно вне зависимости от того, в какой форме она подаётся, должны быть предоставлены следующие данные:
- ФИО заявителя;
- почтовый адрес;
- дополнительно могут предоставляться также номер телефона и адрес электронной почты.
Если ФИО и почтовый адрес не были предоставлены (даже что-то одно из них), то заявление будет анонимным, отчего оно может быть не принято, если указанные в нём факты не входят в список обязательных к принятию даже от анонимного источника.
Можно ли подать жалобу анонимно
Анонимная жалоба – это обращение, в котором нет сведений о его составителе, подавать анонимные обращения в прокуратуру не рекомендуется. В соответствии с п. 2.8 приказа Генпрокуратуры России от 30 января 2013 года № 45, обращение гражданина обязательно должно содержать его Ф.И.О., а также электронный или почтовый адрес, на который прокуратура сможет направить ответ о результатах рассмотрения.
Отправить анонимную электронную жалобу не получится, автоматизированная система не станет загружать заявление, которое заполнено не полностью.
Тем не менее в законе не установлено запрета на подачу жалоб, в которых отсутствуют сведения о заявителе. В приказе Генпрокуратуры говорится, что такие обращения прикладываются к надзорному производству или к соответствующему делу.
Анонимное обращение в МВД
Органы МВД обязаны рассмотреть поступающие в их адрес обращения о готовящихся или совершенных преступлениях.
Структура обращения установлена п. 21 приказа МВД России от 12 сентября 2013 года № 707, в нем имеется указание о том, что обращение обязательно должно содержать Ф.И.О., адрес и личную подпись, это значит, что анонимка вообще не будет рассмотрена.
Обращаться в МВД нужно в случае, если вы хотите сообщить о преступлении, если коротко, то вы можете подать заявление в полицию о краже, о мошенничестве, об убийстве, о нанесении телесных повреждений и прочее.
Подать жалобу в МВД анонимно нельзя, согласно п. 26 приказа МВД России № 707, наличие в ней Ф.И.О., а также адреса заявителя является обязательным условием для принятия ее к рассмотрению.
Обратиться в МВД с каким-либо обращением, в том числе жалобой, можно любым из следующих способов, предусмотренных пунктом 27 приказа № 707:
• лично посетив отделение полиции,
• через почтовый ящик, установленный в дежурной части отделения МВД.
Как было указано выше, анонимное обращение в полицию не рассматривается ни при каких условиях, поэтому если вам нужна помощь сотрудников МВД, то свою личность раскрыть все-таки придется.
Обращения, рассматриваемые органами прокуратуры
Закон «О прокуратуре Российской Федерации» гласит, что в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Анонимная жалоба в прокуратуру должна содержать признаки серьезного преступления, если их нет, тогда она перенаправляется к другим организациям для рассмотрения их по существу. Так, примером может служить перенаправление сообщения для Трудовой инспекции, содержащие информацию неправомерного увольнения.
Жалобы органам прокуратуры более популярны среди населения, нежели в суд. Обусловлено это тем, что судебные заявления занимают значительное количество времени, громоздки, затратные (уплата государственной пошлины). Прокуратура должна, согласно установленным законом срокам, рассмотреть их и дать ответ. Если оно оставлено без рассмотрения, следовательно, организация обязана дать обоснованный ответ об отказе рассмотрения по существу.
Варианты ответов прокуратуры
После подачи обращения в прокуратуру, его сотрудники должны прислать вам ответ в течение тридцати календарных дней.
При этом форма ответа может быть самой различной:
- удовлетворить: говорит о том, что в отношении заявителя будут восстановлены права и законные интересы в полном или частичном объёме;
- отклонить: требования заявителя посчитали необоснованными;
- разъяснить: заявитель получает ответ в форме детального разъяснения правового вопроса (при обращении с такой целью);
- перенаправить: заявление передаётся в иной орган прокуратуры, организацию или ведомство в случае подачи обращения не по специализации данной организации. Сроки передачи составляют 7 календарных дней;
- принять иное решение: такое заявление остаётся без разрешения, приобщается к иному похожему по ситуации делу, возвращается в течении 7 календарных дней заявителю.
Как анонимно сообьщать в полицию
Можно ли обращаться в полицию с желанием донести анонимное сообщение Согласно инструкции, которой придерживается каждый полицейский участок, в процессе приема заявлений различного характера от граждан, любые анонимные сообщения о том, что кто-то совершает какие-либо противозаконные действия, не регистрируются. Данная инструкция была утверждена и вступила в силу в ноябре 2014 года. Исключением из правил может быть только анонимное сообщение, в котором говорится, что в ближайшее время, в какой-то конкретной локации, планируется террористический акт. Каждое такое заявление тщательно регистрируются в отделении полиции, в которое оно поступило. Причиной, по которой была принята описанная выше инструкция, послужило огромное количество ложных вызовов, которые организовывали, в большинстве своем, подростки, пытаясь развлечься.
Главной функцией Прокуратуры является осуществление надзора за соблюдением норм действующего законодательства РФ.
Прокуратура осуществляет надзор по следующим направлениям:
- надзор за соблюдением норм действующего законодательства органами государственной законодательной и исполнительной власти различного уровня, органами муниципальной власти, их должностными лицами, а также за тем, чтобы издаваемые ими нормативно-правовые акты не вступали в противоречие с действующим законодательством РФ;
- надзор за соблюдением органами государственной законодательной и исполнительной власти различного уровня, органами муниципалитетов и их должностными лицами, а также предприятиями и организациями различных форм собственности и их должностными лицами прав и свобод, которые в соответствии с действующим законодательством РФ гарантированы ее гражданам;
- надзор за соблюдением норм действующего законодательства РФ государственными органами, занимающимися оперативно-розыскной деятельностью, дознанием, а также предварительным следствием;
- надзор за соблюдением норм действующего законодательства РФ органами и учреждениями, исполняющими вынесенные судами наказания, а также применяющие иные назначенные по итогам судебных разбирательств меры принудительного характера. Сюда относится надзор за действиями администрации и сотрудников тюрем, исправительно-трудовых и воспитательных колоний, лечебно-исправительных учреждений и других учреждений аналогичного назначения;
- надзор за соблюдением норм действующего законодательства РФ сотрудниками Федеральной службы судебных приставов.
Кроме вышеперечисленных надзорных функций, Прокуратура осуществляет:
- уголовное преследование и надзор за соблюдением норм действующего законодательства РФ органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, за соответствием их действий тем полномочиям, которые предоставил этим органам Уголовно-процессуальный кодекс РФ;
- участие в отправлении правосудия. Несмотря на то, что Прокуратура не осуществляет правосудие (данной функцией наделены исключительно суды), именно прокуроры выступают на судебных процессах в качестве обвинителей. И именно Прокуратура направляет в суды высшей инстанции жалобы на слишком мягкие, по мнению Прокуратуры, либо противоречащие действующему законодательству приговоры, постановления и определения, выносимые судами;
- рассмотрение жалоб и заявлений, поступающих от граждан и организаций. В соответствии со своими полномочиями, Прокуратура рассматривает жалобы и иные обращения, поступившие в ее адрес, в которых сообщается о нарушении действующего законодательства РФ. По итогам их рассмотрения, принимается решение. Стоит отметить, что если решение, принятое прокурором по вашей жалобе вас не устроит, обратитесь за защитой своих законных прав и интересов в судебные инстанции. При этом решение, принятое прокурором по жалобе на приговор, постановление или решение суда, необходимо обжаловать в вышестоящей Прокуратуре. Порядок рассмотрения поступающих в органы Прокуратуры обращений, а также срок их рассмотрения определены действующим законодательством РФ;
- координацию работы различных правоохранительных органов, направленных на борьбу с преступностью. В рамках своих полномочий, генеральный прокурор и находящиеся в его подчинении нижестоящие прокуроры осуществляют координацию деятельности Федеральной службы безопасности, Полиции, Федеральной таможенной службы и иных правоохранительных органов, направленную на борьбу с преступностью. Для этого они с различной периодичностью созывают координационные совещания и создают рабочие группы, к работе в которых привлекаются сотрудники вышеупомянутых ведомств. В своей работе по координации деятельности правоохранительных органов прокуроры руководствуются Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, которое было утверждено указом Президента РФ от 18.04.1996 г. № 567;
- участие в правотворческой деятельности. Прокуроры наделены правом вносить в органы законодательной власти, а также иные органы, наделенные правом законодательной инициативы, различные предложения о внесении изменений, дополнений или полной отмене различных нормативно-правовых актов;
- издательскую деятельность. Генеральная Прокуратура РФ занимается созданием и выпуском различных изданий специального назначения.
Как принимаются заявления в полицию
Ежедневно в стране совершается большое количество преступлений. Часто бдительность граждан позволяет найти преступников в сжатые сроки или предотвратить злодеяние. Обратиться в полицию можно, если человек:
- стал жертвой преступления или подозревает, что в отношении него могут быть совершены противоправные действия;
- стал свидетелем;
- обладает информацией о готовящемся преступлении.
Установлен особый порядок обращения в полицию. Сообщить о преступлении или составить донос можно несколькими способами:
- обратиться лично в полицейский участок;
- позвонить по телефону;
- написать письмо и отправить его по почте;
- составить и отправить электронное обращение.
В каких ситуациях можно подать анонимное обращение
Прокуратура в РФ является одним из основных государственных органов, надзирающих за исполнением действующего законодательства. Подать жалобу или обращение в эту инстанцию вправе каждый россиянин, в случае нарушения его гражданских прав. Но, при составлении и подаче обращения к прокурору, нужно соблюдать ряд обязательных условий, прописанных в ФЗ №2202-1 «О прокуратуре РФ».
В этом законодательном акте указано, что рассмотрению прокуратурой подлежат заявления, содержащие сведения о произошедших или готовящихся нарушениях закона.
Данное определение весьма расплывчато – на деле прокуроры занимаются лишь серьёзными нарушениями, несущими угрозу жизни и здоровью граждан. Также в данной инстанции примут к рассмотрению обращения об иных значимых преступлениях или правонарушениях – крупные хищения, нанесение масштабного вреда окружающей среде, экстремизм, терроризм и так далее.
Как рассматриваются анонимные обращения граждан в МВД и прокуратуру
Согласно ч. 1 ст. 10 федерального закона «О прокуратуре РФ», в компетенцию органов прокуратуры входит рассмотрение заявлений, жалоб и иных обращений граждан, содержащих сведения о нарушениях законодательства РФ. В прокуратуру следует обращаться в том случае, когда ваши права нарушают представители закона или органы власти. Прокуратура рассмотрит обращение самостоятельно и примет меры, а в случае необходимости перенаправит обращение в уполномоченное ведомство.
Вам будет интересно ==> Характер Выполняемых Работ И Доп Условий Труда Воспитателя
Основаниями для обращения в прокуратуру могут стать нарушения трудового законодательства, бездействие судебных приставов, неправомерный отказ в выплате социальных пособий или коррупционные действия должностных лиц – представителей государственных органов.
Прошу разъяснить порядок обращения в органы прокуратуры, возможности анонимного обращения?
Тема: Порядок рассмотрения обращений
Ответ: На обращение о разъяснении законодательства о порядке подачи обращений в органы прокуратуры, возможности направления анонимного обращения сообщаем.
Правоотношения, связанные с рассмотрения обращений граждан регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон №59-ФЗ).
В органах прокуратуры Российской Федерации порядок рассмотрения и разрешения обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах прокуратуры Российской Федерации, установлен Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утв. приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 №45 (далее – Инструкция).
Из п.2.8 Инструкции следует, что письменное обращение гражданина, должностного и иного лица должно в обязательном порядке содержать либо наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность, а также фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) гражданина, направившего обращение, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, изложение существа вопроса, личную подпись указанного гражданина и дату.
Обращение, поступившее в форме электронного документа, обязательно должно содержать фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) гражданина, направившего обращение, адрес электронной почты, если ответ (уведомление) должен быть направлен в форме электронного документа, или почтовый адрес, если ответ (уведомление) должен быть направлен в письменной форме.
Коллективные обращения (обращения двух и более лиц) также должны содержать сведения о заявителях, направивших обращение, почтовом адресе либо адресе электронной почты, по которым должен быть направлен ответ
[2]
Согласно п.1 ст. 11 Федерального закона №59-ФЗ и п.2.8 Инструкции в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в рамках его компетенции.
Из вышеуказанного следует, что Инструкция не содержит прямого запрета на направление гражданами в органы прокуратуры для рассмотрения анонимных обращений. Такие обращения регистрируются и рассматриваются в порядке, установленном Инструкцией. Вместе с тем, если в обращении не содержится сведений о заявителе, его почтовом адресе либо адресе его электронной почты, то ответ заявителю на такие обращения не дается.