Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «водителю маршрутки какая нужна категория». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Предприятия и организации, в деятельности которых предусмотрена эксплуатация различных видов транспортных средств, обязаны организовать работу водителей так, чтобы она полностью соответствовала требованиям безопасности движения на дорогах (п. 1 Ст. 20 Закон № 196-ФЗ).
Оформляем прием водителя на работу
Режим рабочего времени и времени отдыха. Это условие включайте, если режим водителя отличается от общих правил, прописанных в правилах внутреннего трудового распорядка (ч. вторая ст. 57, ст. 100 ТК РФ). При этом руководствуйтесь Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным приказом Минтранса России от 20 августа 2021 г. № 15 (далее – Положение № 15). Возможные варианты: ненормированный рабочий день (ст. 101 ТК РФ), гибкое рабочее время (ст. 102 ТК РФ), сменная работа (ст. 103 ТК РФ), режим разделения рабочего дня на части (ст. 105 ТК РФ). Так, например, ненормированный рабочий день можно устанавливать водителям легковых автомобилей (кроме такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях (п. 14 Положения № 15). Руководитель принимает решение об этом с учетом мнения представительного органа работников (ст. 101 ТК РФ). Если известно, что в течение смены интенсивность работы водителя будет разной, установите ему режим разделения рабочего дня на части.
Рекомендуем прочесть: Какой налог заплатит пенсионер за продажу дома
Оформляя прием водителя на работу, помимо обязательных, вы можете включить в трудовой договор дополнительные условия (ч. четвертая ст. 57 ТК РФ). Целесообразно отразить такие специфические права и обязанности работодателя и работника, которые имеют важное значение для обеих сторон. Например, что работник обязан соблюдать правила дорожного движения, проходить медосмотры, обязательные стажировки при переводе на новую категорию транспортного средства и т. д. А работодатель – вести графики сменности, расписания движения, возмещать водителю расходы, связанные с постоянными поездками (ст. 168.1 ТК РФ) и др.
Советы при приеме водителя на работу
Помимо стандартных процедур, работодатель может провести устное или письменное тестирование, в течение которого проверяются знания:
Работодатель может провести собеседование совместно с квалифицированным психологом, который проверит наличие у соискателя таких важных личностных качеств, как аккуратность, внимательность, наблюдательность, хорошая реакция и способность мгновенно оценивать ситуацию и принимать оптимальные решения, стрессоустойчивость.
Даже если водитель предоставил медицинскую справку, рекомендуется перепроверить состояние его здоровья отправкой на медкомиссию. Если в компании имеются локальные нормативные документы, касающиеся деятельности водителя, будущего работника необходимо ознакомить с ними под роспись.
Быть водителем троллейбуса могут, безусловно, усидчивые и внимательные люди с крепкими нервами, поскольку работа сидячая и крайне ответственная. На дороге всегда неспокойно, так что это испытание каждый день. Вопрос в том, принимать все на свой счет или уметь отпускать. У меня, например, самая нервная ситуация была, когда три неадеквата вышли из авто и не давали мне ехать, преграждая путь, потому что им хотелось что-то мне объяснить. Я просто подождал, пока им надоест, что вскоре и случилось. Еще в Иркутске случалось высаживать пьяных пассажиров, если они мешали другим.
Водитель несет ответственность практически за все, прежде всего за жизни и здоровье пассажиров, а в салоне может быть от 1 до 150 человек. Начальство в Иркутске нам напутственно говорило: «У водителя троллейбуса всегда за спиной либо сума, либо тюрьма».
Мне нравится водить троллейбус, нравится, что он востребован. Люблю ездить полным — машина идет чуть медленнее, зато более мягко.
Водитель автомобиля: квалификационные характеристики
Итак, Квалификационный справочник, который принят еще в советские времена и носит рекомендательный характер, предполагает установление следующих классов квалификации водителям.
3-й класс присваивается водителям, управляющим одиночными легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к категории транспортных средств «В» или «С», или управляющим только автобусами, отнесенными к категории транспортных средств «D».
2-й класс присваивается водителям, управляющим легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств «В», «С» и «Е», или управляющим автобусами, отнесенными к категориям транспортных средств «Д» или «Д» и «Е».
Отметим, что 2-й класс квалификации может быть присвоен при непрерывном стаже работы не менее трех лет в качестве водителя автомобиля 3-го класса на данном предприятии.
1-й класс присваивается водителям, управляющим легковыми и грузовыми автомобилями и автобусами всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств «В», «С», «D» и «Е».
Заметим, что 1-й класс квалификации может быть присвоен при непрерывном стаже работы не менее двух лет в качестве водителя автомобиля 2-го класса на данном предприятии.
Для справки! В Российской Федерации выдаются российские национальные и международные водительские удостоверения следующих категорий и входящих в них подкатегорий (п. 25 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097):
а) категорий «A» «B», «C», «D», «BE», «CE», «DE»;
б) подкатегорий «A1», «B1», «C1», «D1», «C1E», «D1E».
Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории «B», подтверждает также право на управление транспортными средствами подкатегории «B1», удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории «C», – также право на управление ТС подкатегории «C1» и т. д. (п. 7 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Кроме требований, предусмотренных квалификационными характеристиками, для присвоения 2-го и 1-го классов квалификации водители автомобилей должны иметь хорошие показатели в работе:
-
систематически выполнять планы, графики перевозок и соблюдать расписание движения;
-
не иметь перерасхода топлива против установленных норм;
-
соблюдать трудовую и производственную дисциплину (не иметь за последние три года работы нарушений правил дорожного движения, повлекших ДТП или лишение водительских прав, а также нарушений в течение последнего года правил технической эксплуатации, правил техники безопасности и рабочих инструкций).
Какими качествами должен обладать водитель автобуса
В соответствии с квалификационными требованиями, утвержденными Приказом Министерства Транспорта России № 287 от 28.09.2015, водитель автобуса, помимо стандартных условий, предъявляемых к перевозчикам категорий В и ВЕ, должен знать:
- особенности законодательства РФ в областях автобусных перевозок пассажиров;
- законодательные акты в отношении обязательного страхования ответственности водителя за причинение вреда имуществу, здоровью и жизни пассажиров.
Навыки, которыми должен обладать водитель пассажирского автобуса:
- умение проверять исправность ТС перед поездкой и после нее;
- обеспечение безопасной посадки, транспортировки и высадки пассажиров;
- использование в работе тахографов.
Описание категорий водительских прав
Двухколёсный транспорт делится на три категории:
Категория М предназначена для управления мопедами и легкими квадрициклами. Она открывается автоматически при сдаче экзамена на любую из других категорий. По сути, мопед может водить любой школьник. Обязанность получить права была введена в связи с большим количеством смертей на дорогах в результате ДТП с участием мопеда. То есть, авторы ПДД считают, что, пройдя курс теории и научившись вождению на любом серьезном транспорте, вы будете более осведомлены и аккуратны в вождении этих несложных мото-средства. Доплачивать за категорию не нужно.
Категория А1 для «слабых» мотоциклов до 125 «кубов» может быть открыта с 16-летнего возраста – в этом кроется её основная особенность. Однако обладатель прав с пометкой А1 не сможет водить крутой байк с мотором больше 125 «кубов».
Категория А – самая обширная, она позволяет управлять всеми видами мототранспорта, в том числе с коляской. Также она открывает доступ к управлению квадроциклами до 400 килограммов. То есть, выучившись на категорию А, у вас автоматически откроются категории А1 и М.
Ответственность за нарушение требований
Теперь, когда мы разобрались, какая категория прав нужна для пассажирских микроавтобусов на 8 мест и более, рассмотрим, почему этому уделяется такое внимание.
Основная причина – водитель управляет нестандартным ТС. В его ведении не менее 8 пассажиров, нужно понимать, как действовать в чрезвычайной ситуации, осуществлять посадку, высадку и эвакуацию в случае опасности. Сама машина ведет себя по-разному в зависимости от загрузки. При движении по дороге предстоит учитывать массу и другие особенности средства передвижения. Отличий от стандартного автомобиля много, потому и нужна специальная подготовка.
Чтобы уменьшить опасность на дорогах, государство занимается строгим контролем пассажирских перевозок, как внутри города, так и за его пределами.
Среди наиболее важных нарушений и штрафов за них:
Также есть масса вариантов взыскания с автопарка. В частности, должен проводиться медицинский осмотр каждого водителя перед выездом на рейс, контроль технического состояния транспорта и его своевременный ремонт.
Требования К Водителю Школьного Автобуса При Приеме На Работу 2020
Сколько зарабатывает водитель автобуса в России? В данной профессии редко встречается фиксированная зарплата, поскольку каждый работодатель стремится извлечь максимальную выгоду из эксплуатации транспортного средства и начисляет специалисту вознаграждение только за периоды, когда тот фактически приносит доход. Как следствие, в пассажирских перевозках применяются три схемы мотивации:
- Повременная. Водитель получает плату согласно реально проведённому на маршруте времени без учёта простоев. Схема обычно встречается в заказных перевозках;
- Плановая. В кассу автопарка нужно ежедневно сдавать фиксированную сумму. Все, что остаётся от выручки, определяет, сколько зарабатывает водитель автобуса;
- Сдельная. Зарплата рассчитывается по показаниям одометра с учётом тарифа за один километр. Применяется на дальних маршрутах и при перевозках на заказ.
К сожалению, водитель автобуса не может управлять своим графиком так, как делают таксисты, а потому от затраченных им усилий итоговая сумма практически не зависит. Но есть целый ряд иных факторов, удачный подбор которых увеличивает зарплату в разы:
- Место работы. Больше всего платят водителям крупные транспортные компании. В государственных и муниципальных автопарках зарплаты меньше в разы;
- Способ работы. При аренде транспортного средства из того, сколько зарабатывает маршрутка в день, водитель должен отдавать парку ещё 3–5 тысяч рублей;
- Условия работы. В ряде компаний водителю приходится заправлять, ремонтировать, мыть и обслуживать автобус за собственный счёт, выделяя деньги из выручки;
- Регион. В провинции зарплаты сильно отстают от того, сколько зарабатывают водители маршруток в Москве, хотя на Севере картина может быть обратной;
- План автопарка. Если сотрудник не привозит за день установленную сумму, у него появляется долг. При постоянном невыполнении плана его лишают премии;
- Вид транспорта. Для примера нужно сравнить, сколько зарабатывает маршрутка и какой доход приносит полноразмерный автобус на несколько десятков мест;
- Специализация. Зарплаты водителей на городских, туристических и междугородних маршрутах отличаются. Больше всего платят за перевозку людей на вахте.
Во многих городах из всех видов общественного транспорта самой большой популярностью пользуются маршрутные такси. При этом часто можно услышать, как люди ругают водителей маршруток за их склонность к лихачеству на дорогах. Пассажиры считают, что за счет быстрой езды водители пытаются совершить как можно больше рейсов и тем самым заработать как можно больше денег. Но какова в действительности зарплата водителей маршруток?
Специфика работы
Обычно водители маршруток имеют ежедневный план по выручке. Все деньги, заработанные согласно плану, они отдают компании. Из оставшихся средств необходимо заправить машину, а все остальное водитель забирает себе. Если план не выполнен, работодатель может потребовать с водителя выплатить деньги из собственного кармана. Чаще всего водители маршрутных такси получают оклад. Некоторые работают на собственных машинах, но это не всегда выгодно, поскольку конкуренцию с крупными компаниями выдерживать сложно.
Даже при наличии собственной машины, как правило, приходится работать на компанию, содержащую маршруты. Ей нужно ежемесячно отчислять определенную сумму денег за возможность выходить на маршруты (около 30 тыс. руб.). Все расходы, связанные с бензином, ремонтом транспортного средства и мойкой водитель берет на себя. Те, кто арендуют машину, платят за это примерно 3-3,5 тыс. руб. в день. При этом рассчитываться с компанией, которой принадлежат маршруты, приходится уже владельцу транспортного средства, а заправка и мойка осуществляются за счет водителя.
Величина зарплаты
В областных городах, где проживает от 300 тыс. до 1 млн. человек, водители маршруток получают от 20 до 50 тыс. руб. в месяц при стандартном, т.е. 8-часовом рабочем дне. Максимум – 50 тысяч – зарабатывают те, кто имеет собственную машину и собственный маршрут. Те, кто работает по 12 и более часов, могут иметь доход до 65 тыс. рублей. Больше этой суммы водители маршруток зарабатывают редко, даже в Москве. Минимальные доходы имеют водители, вынужденные арендовать и машину, и маршрут.
Если говорить об окладах, которые предлагают работодатели водителям маршруток, то, согласно статистике вакансий, средние зарплаты по стране у представителей этой профессии будут такими:
Московская область – 51 тыс. руб. в месяц;
Тюменская область – 44 тыс. руб.;
Тверская, Нижегородская, Ульяновская области – 40 тыс.;
Брянская область – 35 тыс.;
Саратовская, Свердловская, Омская, Новосибирская области, Красноярский край – 30 тыс.;
Волгоградская область – 25 тыс.;
Челябинская, Кемеровская области – 23 тыс.
При фиксированной зарплате водители тоже предпочитают работать сверх плана, проводя за рулем больше положенного времени. Несмотря на нелегальность подобной практики, далеко не все работодатели это запрещают. При подработках сверх плана водители маршруток зарабатывают от 1000 до 2500 руб. в день. А месячный доход зависит уже от количества рабочих дней.
Назвать точные заработки водителей маршруток даже в пределах одного конкретного города крайне сложно. Помимо региональной принадлежности, наличия или отсутствия необходимости брать транспорт и маршрут в аренду, на доходы влияют следующие факторы:
- Вид маршрута – городской или межобластной, а также районы, через которые он пролегает;
- Время года – летом заработки бывают значительно меньше, чем зимой;
- Вид транспортного средства (микроавтобусы отечественных производителей, к примеру, ГАЗель или иномарки Форд, Рено, Пежо и др.) – от этого могут зависеть расходы водителя на бензин и техобслуживание, а также требуемый работодателем дневной план.
Во времена СССР для обучения водителей существовала обширная система подготовки. Их в течение не менее двух лет обучали тонкостям должности в профессионально-технических училищах. При отсутствии такой возможности учеба велась на производственных комбинатах. Со сменой правительственной системы компетентные органы отказались от такой основательной подготовки сотрудников городского транспорта. На текущий момент, чтобы претендовать на эту работу, достаточно иметь:
- открытую категорию «В» в водительских правах, позволяющую вождение автобуса;
- также от соискателя требуется трехлетний водительский стаж;
- возраст не менее 21 года;
- отсутствие медицинских противопоказаний к данной профессии.
При наличии всех перечисленных составляющих качеств у претендента в течение 3,5 месяца он будет обучен на интересующую его профессию. Обучение проходит непосредственно в филиалах организации городского транспорта.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте Мосгортранса, приступившие к работе водители способны рассчитывать на целый ряд различных льгот и гарантий. Они определяются правилами самой структуры. Перечень выглядит так:
- Период обучения в обязательном порядке будет оплачен, если соискатель полностью пройдет курсы и трудоустроится.
- Также структура регулярно проводит бесплатную подготовку и повышение квалификации рабочего штата. Для работников периодически проводится полный медицинский осмотр, касающийся как физиологической проверки, так и психологической.
- Сотрудник Мосгортранса может рассчитывать на оплату больничного. Размер данных выплат рассчитывается исходя из стажа работника в данной городской госструктуре.
- Для всего штата предусматривается питание в столовых, которые располагаются в филиалах организации.
- Социальный пакет для сотрудников городского транспорта обещает полную либо частичную оплату стоимости путевок на различные экскурсии, базы отдыха и в санатории.
- Водитель автобуса может рассчитывать со стороны организации на направление для себя либо для своего ребенка в профильные высшие учебные заведения. При этом в рамках ГУП будет производиться оплата за обучение.
- Также организация предусматривает целый ряд компенсаций и гарантий для тех сотрудников штата, которые совмещают трудоустройство с обучением в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию.
Какая зарплата у водителя автобуса Мосгортранса в Москве? Помимо перечисленных льгот для водителя автобуса, организация предусматривает неплохую, даже по меркам столицы, зарплату. Как рассчитываются выплаты? Как и в остальных государственных структурах – согласно стажу работника. Так, зарплата, предусмотренная за полный рабочий месяц, составляет для водителя автобуса примерно 53 560 рублей. В качестве средней заработной платы на официальном сайте Мосгортранса приводится сумма 68 765 рублей.
Профессиональные обязанности
- перед выездом из гаража проверять состояние основных систем автомобиля (тормозной, рулевой), наличие топлива, воды, моторного масла;
- производить ежедневное техническое обслуживание (смазка, заправка, мойка, осмотр);
- профессионально управлять транспортным средством для безопасной перевозки людей и грузов;
- обеспечивать сохранность груза и комфорт пассажиров;
- соблюдать правила дорожного движения и следить за показаниями приборов;
- правильно оформлять документацию;
- устранять мелкие поломки, при необходимости вызывать ремонтную бригаду;
- оказывать первую медицинскую помощь.
Стажировка лица, нанимаемого на управление транспортом
В случае отсутствия практического опыта или перерыва в вождении более 1 года работодатель должен обеспечить лицу стажировку. Дополнительное обучение необходимо и при смене водителем вида ТС. Условия прохождения, сроки, маршрут утверждается руководителем. Программа стажировки разрабатывается наставником с указанием информации и часов, отведенных на каждую часть обучения.
Документальный учет стажировок обязателен для всех работодателей, допускающих лиц к управлению транспортом. Документы обязаны хранится на предприятии в течение 5 лет. О проведении стажировок производятся записи в журнале учета по хронологическим датам листов. Руководитель предприятия должен издать распоряжение о начале стажировки и, по ее окончании – приказ об успешном прохождении.
Условие прохождения стажировки | Особенность | Пояснение |
Требование к проведению стажировки | Стажировка проводится на том типе транспортного средства, которое в дальнейшем будет управляться водителем | Обучение включает теоретическую (инструктаж) и практическую части |
Требования к наставнику, назначаемому из числа водителей автомобильного транспорта | Наставник соискателя на должность водителя автобуса должен иметь стаж работы на аналогичном типе ТС не менее 5 лет. Лицо не должно совершать аварии по собственной вине в течение предшествующего года | В качестве наставника могут выступать как сотрудники предприятия, управляющие транспортом, так и приглашенные компанией по договору ГПХ лица с необходимой профессиональной подготовкой (например, инструкторы автошколы) |
Документальное подтверждение стажировки | О прохождении обучения, этапах и отведенных часах по каждому направлению стажировки ведутся записи в листе стажировки | Лист должен содержать номер, данные водителя и наставника, транспортного средства, часов стажировки, замечания наставника, заключение о допуске |
Теоретическая часть стажировки направлена на получение информации специфики деятельности предприятия, практическая часть необходима для определения навыков специалиста или дополнительного обучения. Лица, нанимаемые на автобусы, курсирующие по маршруту, практические занятия включают движение по маршруту без лиц и с пассажирами.
На основании прохождения стажировки и замечаний наставника подготовки руководитель делает вывод о возможности лица к самостоятельному управлению ТС. Особо строгие требования имеются к соискателям на должность водителя школьного автобуса. К управлению допускаются лица, имеющие стаж не менее года на ТС категории «D», не совершившие за указанный период правонарушений, по результатам которых производилось лишение прав или административный арест.
Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки
Чтобы работать водителем, не требуется какого-либо образования, кроме базового среднего. Достаточно окончить водительские курсы, получить права соответствующей категории и уметь профессионально управлять автомобилем. На практике работодатель обычно требует еще опыт работы и обращает внимание на наличие или отсутствие аварий.
Чтобы занять более высокое место в иерархии, необходимо дополнительное образование. В первую очередь речь идет о начальном профессиональном (ПТУ) или среднем специальном образовании (техникумы, колледжи). Наиболее оптимальными специальностями являются:
- техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта,
- сервис на транспорте (по видам машин),
- организация перевозок и управление на транспорте (по видам).
Сколько зарабатывает водитель автобуса в регионах?
Интересный факт, что помимо сферы деятельности и региона, на размер зарплаты водителя в 2022 году влияет и его опыт вождения. Как начисляется зарплата в зависимости от опыта вождения можно проследить по таблице ниже:
Город |
Зарплата
(без опыта работы) |
Зарплата
(опыт от 5 лет) |
Зарплата
(опыт от 10 лет) |
Красноярск | 43 000 рублей | 82 000 рублей | 107 000 рублей |
Тюмень | 34 000 рублей | 81 500 рублей | 105 200 рублей |
Екатеринбург | 37 500 рублей | 52 000 рублей | 108 700 рублей |
Ижевск | 32 000 рублей | 81 500 рублей | 112 000 рублей |
Омск | 44 000 рублей | 77 000 рублей | 106 000 рублей |
Как мы видим очень много факторов от чего зависит итоговый уровень заработка водителя автобуса, вне зависимости, живет он в Красноярске или в Краснодаре. В 2023 году планируется повышение месячное повышение окладов для водителей общественного транспорта.