Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Повреждение груза при перевозке». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В случае, если вам дано задание по составлению акта о повреждении груза, а вы никогда прежде не встречались с этим документом, прочитайте приведенную ниже информацию и посмотрите пример – по его образцу вы без особых сложностей сформируете собственный бланк.
Коммерческий акт № 34 о порче груза 21.12.2014 года
Банки трехлитровые, в палетах, весом 200 кг, 20 палет.- Объявленная ценность 20000 руб. (двадцать тысяч рублей 00 коп.). – Ценность груза по документам 25000 руб. (двадцать пять тысяч рублей 00 коп.) – Упаковка — производственные упаковочные пакеты.
Фактическая дата 21.12.2014 года, время перевозки 4 часа 20 минут Расчетная дата 21.12.2014 года, время перевозки 4 часа 20 минут
Пункт назначения г. Кукушинск, склад ТОВ «Дороги рая» №10 Пункт отправления г. Мушинск, склад ТОВ «Дороги рая» №1
Грузовая накладная № 17 от 17.12.2014 года Грузополучатель ТОВ «Дуки-Буки», г. Кукушинск, ул. Воды, 44 Грузоотправитель ТОВ «Шмаки-Драки», г. Мушинск, ул. Грибов, 22
Акт составлен менеджером Пупкиным В.С. Перевозчик ТОВ «Дороги рая»
Банки трехлитровые, в палетах, весом 200 кг, 20 палет, в том числе поврежденных 4 палета. Упаковка не вскрыта, пломбы не сорваны.
К Акту прилагаются фото поврежденных палет с трёхлитровыми банками. При выгрузке в пункте назначения были выявлены разбитые балеты с трёхлитровыми банками в количестве четырех штук.
Причина порчи груза — оторванный трос крепления на выше обозначенных палетах. Акт экспертизы не составлен.
Сумма заявленных получателем груза претензий равна 4000 рублей (четыре тысячи рублей 00 коп.).
Менеджер Пупкин В.С. Грузчик Кошкин А.Д. Заведующий грузового терминала Собок С.С. Получатель груза по доверенности Тютюка М.Н
Составлен 12.2014 года
Важно! Коммерческий акт может быть составлен только в случае порчи груза или багажа с момента принятия груза на отправку и до фактической выдачи получателю.
Образец акта о повреждении груза
Составление акта не доставляет особого труда, форма заполнения простая.
В самом верху прописывается:
- Порядковый номер Акта;
- Дата и адрес получателя товара.
Ниже приводится информация, которая непременно должна присутствовать в Акте. Это ниже перечисленные данные:
- Наименования организации отправителя, грузоперевозчика и получателя товара;
- Начальная и конечная точки транспортировки;
- Плановые и действительные сроки транспортировки;
- Опись груза согласно документации;
- Полная стоимость товарно-материальных ценностей;
- Данные товара при прибытии к получателю (название, количество, в какой таре осуществлялась перевозка и другие данные);
- Состояние упаковки и пломб, состояние самого товара, наличие повреждения;
- Причины повреждения товара описываются в этом пункте, если эти причины были установлены сразу при приемке;
- Претензия, к перевозчику или поставщику, выраженная в денежной форме.
При наличии других подготовленных документов для приложения к Акту, их нужно прописать в акте.
Конечным пунктом составления Акта является подписание всех ответственных лиц.
Как составить акт о повреждении груза в 2021 году?
Количество экземпляров акта зависит от количества заинтересованных сторон. Если здесь имеется поставщик, перевозчик и получатель, документ должен иметь три копии. Все имеющиеся повреждения должны быть описаны максимально подробно. При этом нужно постараться избежать преувеличений. Ведь в том случае, если виновный не согласится с указанной информацией, он сможет обжаловать данную претензию. Нужно понимать, если дело дойдет до судебного разбирательства, этот акт будет важным аргументом.
На усмотрение членов комиссии к акту могут быть приложены различные дополнения. Например, это могут быть фото- и видеоматериалы. Если имеются очевидцы, можно взять с них письменные показания. Информация о таких дополнениях должна быть отображена в акте.
При дорожно-транспортных происшествиях комиссию можно не создавать
По общему правилу перед тем, как принять решение о взыскании ущерба, причиненного работником, нужно создать комиссию, которая установит причины возникновения ущерба и сумму убытка, понесенного организацией (ст. 247 ТК РФ). Так нужно поступить при выявлении фактов хищения, злоупотребления служебным положением и порчи товарно-материальных ценностей.
Инвентаризационная комиссия, состав которой утвержден директором, проведет обязательную в таких случаях инвентаризацию, оформив сличительные ведомости (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 1.5 Методических указаний, утв. приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49, п. 27 Положения, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н). Таким образом, удастся оценить сумму ущерба, нанесенного компании. Затем, можно составить акт о причинении ущерба имуществу организации (скачать образец бесплатно можно в конце статьи).
Инвентаризация – это сопоставление фактического наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации с данными бухгалтерского учета (п. 1.4 Методических указаний, утв. приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49).
В некоторых случаях инвентаризация должна проводиться в обязательном порядке. Например, к ним относятся (п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, письмо Минфина РФ от 25.12.2015 № 07-01-12/76134):
- составление годовой бухгалтерской отчетности (инвентаризацию основных средств можно проводить раз в три года);
- передача имущества в аренду (выкуп, продажа);
- смена материально ответственных лиц (к примеру, кассира);
- выявление хищений, порчи имущества, злоупотреблений;
- стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации;
- реорганизация или ликвидации предприятия.
Иногда сумму ущерба можно установить, не создавая комиссии, на основании документов, имеющихся в распоряжении организации. В случае дорожно-транспортного происшествия такими документами может выступить счет из автосервиса, документы, полученные от страховщика и т.п.
Право на предъявление претензии
Предъявлять претензию вправе:
- грузоотправитель (отправитель) — юридическое или физическое лицо (ИП), заключившее договор на перевозку груза от своего имени или по поручению собственника груза, или указанное как отправитель груза в перевозном документе. Может совпадать с грузополучателем или собственником груза.
- грузополучатель (получатель) — юридическое или физическое лицо (ИП), указанное как получатель груза в месте назначения согласно договору или перевозочному документа. Может совпадать с грузоотправителем.
- собственник железнодорожных вагонов, контейнеров – фактический владелец специальных средств, в которых отправляется груз. Может быть собственником груза или заключить с ним договор на предоставление специального средства перевозки.
- страховщик — юридическое лицо-страховая компания, которая выплатила возмещение грузоотправителю, грузополучателю, собственнику вагонов или контейнеров по договору страхования груза от повреждений, недостачи, порчи.
Как зафиксировать повреждение груза
Можно сказать, применение данного акта не имеет ограничений. Документ может оформляться в различных сферах. К наиболее популярным из них относятся:
Как правило, между отправителем и получателем составляется договор. Также это может быть и другая нормативная документация. Кроме всего прочего, здесь указывается информация о том, каким именно способом будет осуществляться транспортировка. Благодаря этому возможные риски сводятся к минимуму. Логично предположить, если перевозчик нарушит ранее оговоренные правила транспортировки, это может привести к повреждению груза.
Особое внимание уделяется хрупким предметам, которые легко разбиваются. Перевозчик обязательно должен придерживаться определенных рекомендаций.
Если получатель обнаруживает, что груз поврежден, он имеет право зафиксировать этот факт при помощи специального акта. Для этого специалисты необходимой квалификации проводят проверку. Учитывая характеристики повреждений, можно определить, на какой именно стадии перевозки груз получил деформацию. Все подробности данного расследования отображаются в акте. Затем ответственные лица делают вывод, предъявляя претензии. Обычно в документе прописывается сумма убытка, который должен быть возмещен перевозчиком.
Какой акт составляется при нарушении упаковки по
VII. Порядок составления актов и оформления претензий
79. Акт составляется в следующих случаях:
а) невывоз по вине перевозчика груза, предусмотренного договором перевозки груза;
б) непредоставление транспортного средства и контейнера под погрузку;
в) утрата или недостача груза, повреждения (порчи) груза;
г) непредъявление для перевозки груза, предусмотренного договором перевозки груза;
д) отказ от пользования транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования;
е) просрочка доставки груза;
ж) задержка (простой) транспортных средств, предоставленных под погрузку и выгрузку;
з) задержка (простой) контейнеров, принадлежащих перевозчику и предоставленных под погрузку.
80. Акт составляется заинтересованной стороной в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом. При невозможности составить акт в указанный срок он составляется в течение следующих суток. В случае уклонения перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей и фрахтователей от составления акта соответствующая сторона вправе составить акт без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее в письменной форме о составлении акта, если иная форма уведомления не предусмотрена договором перевозки груза или договором фрахтования.
81. Отметки в транспортной накладной и заказе-наряде о составлении акта осуществляют должностные лица, уполномоченные на составление актов.
а) дату и место составления акта;
б) фамилии, имена, отчества и должности лиц, участвующих в составлении акта;
в) краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта;
д) подписи участвующих в составлении акта сторон.
83. В случае, указанном в подпункте «г» пункта 82 настоящих Правил, к акту прилагаются результаты проведения экспертизы для определения размера фактических недостачи и повреждения (порчи) груза, при этом указанный акт должен быть составлен в присутствии водителя.
84. В случае отказа от подписи лица, участвующего в составлении акта, в акте указывается причина отказа.
85. Акт составляется в количестве экземпляров, соответствующем числу участвующих в его составлении лиц, но не менее чем в 2 экземплярах. Исправления в составленном акте не допускаются.
86. В транспортной накладной, заказе-наряде, путевом листе и сопроводительной ведомости должна быть сделана отметка о составлении акта, содержащая краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для ее проставления, и размер штрафа.
В отношении специализированных транспортных средств по перечню согласно приложению N 10 размер штрафа за задержку (простой) транспортного средства устанавливается в соответствии с частью 5 статьи 35 Федерального закона.
87. Претензии предъявляются перевозчикам (фрахтовщикам) по месту их нахождения в письменной форме в течение срока исковой давности, установленного статьей 42 Федерального закона.
88. Претензия содержит:
а) дату и место составления;
б) полное наименование (фамилия, имя и отчество), адрес места нахождения (места жительства) лица, подавшего претензию;
в) полное наименование (фамилия, имя и отчество), адрес места нахождения (места жительства) лица, к которому предъявляется претензия;
г) краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для подачи претензии;
д) обоснование, расчет и сумма претензии по каждому требованию;
е) перечень прилагаемых документов, подтверждающих обстоятельства, изложенные в претензии (акт и транспортная накладная, заказ-наряд с отметками и др.);
ж) фамилию, имя и отчество, должность лица, подписавшего претензию, его подпись.
Груз поврежден при перевозке автомобильным транспортом, что делать
В первую очередь стоит правильно определить размер ущерба. В отношениях по перевозке на этот счет законодательство предусматривает несколько правил.
Если ценность груза не объявлена, то убытки возмещаются в части утраты его стоимости. В этом случае следует назначить независимую экспертизу.
Когда ценность отправления была объявлена заранее, то убытки возмещаются в части, пропорциональной снижению стоимости или же в полной сумме. Здесь также может потребоваться участие эксперта для определения суммы нанесенного вреда.
Кстати, эксперт может подтвердить не только сумму ущерба, но и причину повреждений груза. Вполне возможно, что вина в этом ляжет и на грузоотправителя. Тогда он будет привлечен к участию спора в качестве полноправной стороны.
У получателя груза может возникнуть дилемма, в какой суд предъявлять иск в случае получения груза с недостатками. Действительно, иск по общим правилам предъявляется по месту нахождения ответчика. Однако если в качестве них будут выступать как грузоотправитель, так и перевозчик, то иск всё равно подаётся по месту нахождения последнего.
В самом исковом заявлении стоит особое внимание уделить описанию факта обнаружения брака в грузе, причинам его возникновения, а также данным экспертного заключения о реальной сумме ущерба, нанесённого получателю.
Не нужно также забывать и о том, что необходимо привести данные, о до арбитражном урегулировании спора. В частности, в иске в обязательном порядке упоминаются реквизиты претензии, дата её отправления, а также день получения на неё ответа. Если же обращение оставлено без внимания, то следует указать предельный срок, отведенный законодательством для его рассмотрения.
Ну и, разумеется, к иску прилагаются все документы, подтверждающие позицию истца по поводу требований к другим участниками перевозки груза. В их число входит и документ и по госпошлине, которая исчисляется в зависимости от суммы нанесенного ущерба.
Составление акта: основные моменты
На сегодня нет стандартного унифицированного образца акта, так что документ может быть написан в произвольной форме или по шаблону, действующему внутри фирмы. При этом есть ряд определенных сведений, который вносить в него нужно обязательно:
- Дата, номер и место написания, название организации.
- В основной части следует указать
- суть причиненных повреждений,
наименование и количество пострадавших товарно-материальных ценностей,
- приблизительную сумму ущерба.
- Также нужно внести
- информацию о виновнике: его должность, фамилию-имя-отчество
и причины, по которым произошла порча имущества (этот пункт очень важен для определения точной степени вины и вынесения справедливого наказания).
- Далее в акте следует написать выводы о последствиях нанесенного имуществу вреда: можно ли это имущество починить или его нужно списать.
- При наличии каких-то дополнительных подтверждающих документов, их нужно присовокупить к акту, отметив отдельным пунктом.
Если предметов несколько, лучше оформить все данные в виде таблицы.
Если виновных лиц установить невозможно (например, в случаях повреждения в результате форс-мажорных обстоятельств: катастроф, наводнений и т.п.), это надо обязательно обозначить.
Акт о порче имущества при доставке или перевозке товара
Даже если доставка осуществляется со всеми надлежащими мерами, порча перевозимых товаров не может быть исключена. Не углубляясь в причины и поиски виновных, следует отметить, что стоимость пришедшего в негодность или испорченного груза должна быть компенсирована – за счет ли страховки, материальной ответственности виновного лица либо другим способом. Сами поврежденные товары нужно включить в убытки, подводя бухгалтерский баланс. Для этого нужно документальное основание – акт о порче имущества при грузоперевозках.
В случае обнаружения таких проблем при получении товара, покупатель (получатель) совместно с лицом, доставившим груз (экспедитором, курьером, водителем, представителем фирмы) должны выяснить важные подробности, которые будут упомянуты в акте:
- наименование товара, подвергшегося повреждению
- количество испорченного груза в стандартных единицах его измерения (штуках, кг, метрах и пр.);
- характер внешних повреждений упаковки;
- надлежащим ли образом были упакованы товары, имеется ли необходимая маркировка на упаковке.
ВАЖНО! Формировать акт нужно непосредственно после доставки, в присутствии доставившей его стороны.
Кроме этих подробностей, в акте следует указать:
- место поставки и место назначения груза;
- данные обо всех сторонах: отправителе, перевозчике, получателе;
- время доставки (по плану и по факту);
- описание товаров (в соответствии с документацией);
- как выглядел груз после прибытия;
- примерная сумма ущерба.
В выводах следует установить причину повреждений и ответственное за них лицо (если это возможно).
Для обеспечения достоверности нужно пригласить в качестве членов комиссии еще не менее двух человек. Ими могут выступить квалифицированные работники, могущие оценить ущерб и удостоверить порчу, например, бухгалтер организации-получателя, юрист, менеджер по поставкам и др.
Желательно приложить дополнительные документальные свидетельства: фото груза, запись камеры видеорегистратора автомобиля перевозчика, письменные свидетельства очевидцев и др.
Нужно сделать не менее 3 экземпляров акта:
- для поставщика товара;
- для лица или компании, осуществлявшего перевозку;
- для получателя груза.
АКТ № 12 О порче доставленного груза
г. Пенза, 17.08.2017 г.
Приемщик товара, представитель ООО «Лето» Зарубин В.В., составил настоящий акт о повреждении доставленного груза при его получении.
- Отправитель товара: ООО «Наш лимонад».
- Получатель товара: ООО «Лето».
- Перевозка товаров осуществлялась компанией-перевозчиком ООО «Магистраль».
- Описание товара: 30 пластиковых ящиков лимонада «Колокольчик» в стеклянных бутылках вместимостью 0,33 л, по 12 бутылок в ящике.
- Ценность товара по документам: 21 510 руб.
- Накладная на груз № 000045278 от 17.08.2017 г.
- Пункт отправления груза: г. Пенза, ул. Белякова, 19, склад 1.
- Пункт назначения груза: г.Пенза, ул. Аустрина, 68, склад 2.
- Время перевозки: расчетное – с 12:00 до 14:00 (2 часа), по факту – с 12:30 до 13:45 (1 час 15 минут).
- Описание полученного груза: при доставке получено 30 пластиковых ящиков лимонада, по 12 бутылок в каждом, в том числе 2 поврежденных ящика и 18 разбитых бутылок.
- Упаковка не вскрывалась, пломбы в сохранности.
Приложения:
- фотографии поврежденных ящиков;
- фотографии разбитых бутылок.
Установленная причина порчи груза: превышение скорости при доставке, приведшее к аварии – нарушение норм перевозки.
К возмещению получателем груза ООО «Лето» предъявляется сумма в 2 000 руб.
В каких случаях необходим
Акт о порче является документом, который фиксирует факт наличия повреждения и характер повреждения.
Этот документ — основание для:
- взыскания компенсации за причиненный ущерб (добровольно или через суд);
- применения дисциплинарного взыскания к виновному лицу;
- списания поврежденного имущества с балансового учета.
Данный акт является важным документом при оформлении страховых случаев.
Наиболее типичные случаи, когда составление акта о порче необходимо для частных лиц и для организаций:
- Повреждение имущества и помещений (в том числе жилых) в результате пожара или затопления.
- Повреждение помещений и имущества в результате чрезвычайных ситуаций, техногенных катастроф и стихийных бедствий.
- Повреждение транспортных средств, спецтехники и другого имущества в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП).
- Повреждение имущества в результате действий третьих лиц — из-за хищения или умышленных/неумышленных действий.
- Повреждение имущества при проведении каких-либо работ (строительных, ремонтных, уборки в помещении и т. д.).
- Повреждение имущества при неаккуратном или неправильном обращении с ним.
- Повреждение имущества при его доставке, погрузке, выгрузке, перевозке или переноске.
- Порча документов по различным причинам.
Как правильно подать?
- Нужно указать в письме, что именно этот документ является выполнением обязательного условия о досудебном урегулировании. Невыполнение требований в срок, указанный в документе, дает основание для обращения в суд.
- Снимите копии всех документов, на которые опиралась описательная часть претензии. Оригиналы оставьте себе, они потребуются для предъявления в суде при рассмотрении спора.
- Правильно предъявлять документ в двух экземплярах, если сдается лично. На втором получателем проставляется входящий номер, дата и подпись с фамилией получившего первый экземпляр.
- В случае отправки претензионного письма по почте ко второму экземпляру прикладывается оригинал почтового чека и опись вложения.
Наиболее важные аспекты претензионного порядка
Первое о чём стоит сказать, это то, что подача претензии транспортной компании о повреждении груза, обязательна.
Если вы не осуществите претензионный порядок, а сразу обратитесь в арбитражный суд, ваше исковое заявление оставят без рассмотрения и вернут обратно. Досудебное разбирательство установлено законом, как неотъемлемая часть разрешения таких споров.
Второе, на что следует обратить внимание, это вид транспорта, которым организованна доставка. Особенности есть у каждого вида, в том числе актуальна и смешанная доставка.
Третье обстоятельство, играющую важную роль – это сроки подачи претензии и время, в течении которого транспортная компания должна дать на неё ответ. Будьте внимательны, их нарушать нежелательно.
В каких случаях составляются ТОРГ-15 и ТОРГ-16?
Все движения товаров и материальных ценностей учитываются бухгалтерией на основании документов первичного учета. В случае повреждения товара или полной негодности составляются акты, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.98 №132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций»:
- Акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей (ТОРГ-15).
- Акт о списании товаров (ТОРГ-16).
С января 2013 года заполнение этих форм является необязательным, тем не менее, в налоговой инспекции могут потребовать документальное подтверждение снижения налоговых расходов, основанием которых послужило списание товарно-материальных ценностей или их уценка. Тогда правильно составленные бумаги будут доказательством правомерности этих расходов.
Акт по форме ТОРГ-15 предполагает дальнейшие действия с материальными ценностями, такие как:
- Реализация товара без изменения цены.
- Реализация товаров по сниженной цене.
- Утилизация товаров.
- Полное уничтожение.
- Вывоз на свалку.
Указанные документы составляются в случаях выявления товарных потерь:
- Нормируемых, появившихся вследствие неотвратимых технологических и физических процессов (таяние, высыхание, измельчение и др.).
- Ненормируемых (повреждение, разрушение, поломка, неправильная технология хранения, потери в результате пожара, аварии и др.).