Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чем отличается магистратура от аспирантуры в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Казалось бы, всегда есть привычный короткий путь — позаимствовать определения «на Западе». Но определения Европейского пространства высшего образования размыты и больше сфокусированы на количестве кредитов, чем на функциях. Это связано с изначальным фокусом Болонского процесса на международной мобильности — в первую очередь ее важно было обеспечить механически.
Магистратура и аспирантура – какая разница и что выбрать
Получить высшее образование можно несколькими путями. Но что лучше аспирантура или магистратура, в чем отличия разберем ниже.
Магистратура – это третий уровень образования, до нее идет специалитет и бакалавриат. О том стоит ли поступать на магистра и стоит ли это того спор идет уже очень давно. Сначала разберемся в сроках. Обучение длится всего лишь два года и за это время магистрант сможет сильно углубить свои знания в выбранной сфере.
В магистратуру поступают для работы в научных сферах, а также, если студент решил посвятить себя академической карьере. Сейчас появилось множество различных программ образования и будущим магистрам предоставляется огромный выбор.
Если специалист хочет продолжить свою дальнейшую деятельность в сферу преподавания, то ему просто жизненно необходимо поступить в аспирантуру и получить научную степень кандидата. Обучение длится три года: включает в себя множество различных лекций, семинаров и дает дополнительные встречи с научными руководителями. Этого времени аспирантам достаточно для подготовки диссертационной работы и сдачи ГИА.
Разница между аспирантурой и магистратурой заключается в следующем:
- Срок обучения в аспирантуре от трех до пяти лет, магистратура потребует всего лишь два года.
- После аспирантуры можно стать не только кандидатом наук, но и преподавать в высших учебных заведениях.
- После магистратуры поступление в докторантуру невозможно.
Уровни образования и даны в карате
Всему, что написано выше, легко можно возразить аргументом о том, что уровни образования отжили свое. Не пора ли совсем от них отказаться? Ведь можно заменить их на микростепени: получаешь компетенцию и добавляешь в виртуальное портфолио, как победную отметку на борту самолета. К тому же, в общественном сознании уровни привязаны к жизненным этапам: поступать в бакалавриат следует в 18 лет, в магистратуру в 22, а в аспирантуру в 24. Не поможет ли отказ от них переходу к обучению на протяжении всей жизни?
Но дело в том, что у уровней есть ряд значимых функций, которые нечем заменить. Во-первых, они предполагают целостность. Между уровнем и отдельной компетенцией та же разница, что между владением одной техникой и даном в карате. Во-вторых, они являются символом того, что выпускник не только получил образовательный опыт, но и разделяет ценности и принципы университета. Именно поэтому топовые вузы считают «своими» только выпускников, которые закончили бакалавриат, магистратуру или PhD, а не всех, кто закончил пару курсов. Отсюда и мировые кейсы лишения степеней тех, кто больше не соответствует стандартам своих университетов.
Проблемы с уровнями образования лежат не только в слое принципов, но и в слое реализации. Так, для того, чтобы наличие диплома бакалавра, магистра или ученой степени отражало созвучность ценностей университета и выпускника, первому сначала необходимо определиться со своими ценностями. А это нечастое явление в российском высшем образовании.
Далее, университеты должны работать над тем, чтобы состав студентов стал более разнообразным, и обучаться в магистратуре в 40 лет было бы настолько же социально-приемлемо, как и в 25. Это, конечно, означает, что образовательный процесс должен измениться, стать более гибким и адаптироваться под цели реальных студентов, а не условных. Однако такая работа возможна исключительно при условии общего консенсуса о том, какие задачи разные уровни должны выполнять.
Подготовка кадров высшей квалификации
АСПИРАНТУРА – форма подготовки научно-педагогических кадров. В аспирантуру могут поступать выпускники магистратуры или специалитета. Обучение включает образовательную часть, педагогическую деятельность, практику, научно-исследовательскую работу. Аспиранты выбирают научное направление, тему исследования для своей диссертации. Обучение на очной форме длится не менее 3-х лет, на заочной – не менее 4-х. Выдается диплом об окончании аспирантуры с присвоением квалификации («Исследователь», «Преподаватель-исследователь»). По итогам защиты диссертации присваивается степень кандидата наук – первая степень, официально подтверждающая статус ученого. Кандидаты наук допускаются к соисканию степени доктора наук (второй степени, подтверждающей статус ученого), присуждаемой по итогам защиты докторской диссертации.
АДЪЮНКТУРА – аналог аспирантуры в учебных заведениях, относящихся к Министерству внутренних дел и Минобороны России.
ОРДИНАТУРА – это завершающая ступень подготовки по ряду направлений в области медицины (фармацевтики). К поступлению в ординатуру допускаются обладатели высшего медицинского (или фармацевтического) образования. Обучение длится 2 года и представляет собой сочетание углубленного изучения основ медицинских наук с практикой в медицинских учреждениях, в ходе которой студенты формируют необходимые профессиональные умения и навыки. По окончании сдается трехступенчатый квалификационный экзамен. Выпускникам выдается диплом об окончании ординатуры и присваивается квалификация специалиста, дающая право работы в медицинских учреждениях.
АССИСТЕНТУРА-СТАЖИРОВКА – форма подготовки работников высшей квалификации в области искусств. По программам ассистентуры-стажировки могут обучаться выпускники специалитета или магистратуры в данной области. Срок обучения не превышает двух лет и представляет собой реализацию индивидуального учебного плана под контролем научного руководителя и заведующего кафедры учебного заведения. Выпускная работа представляет собой выступление, концерт, показ, выставку, фильм в зависимости от специализации. По окончании ассистентуры-стажировки выдается диплом о ее окончании.
Структура высшего образования в России (три ступени)
В самом начале становления Российской Федерации, в 1992 г., был принят Закон «Об образовании», который впервые ввел понятие образовательного стандарта. На сегодняшний день в стране действует третье поколение стандартов, принятых еще в 2009 г. В них регулярно вносятся поправки, последние изменения были внесены в конце 2018 г. Современное образование не стоит на месте, поэтому уже разработаны новые проекты, которые должны быть реализованы в 2019 г.
Согласно принятым федеральным образовательным стандартам, были установлены правила, касающиеся системы образования в России:
- Новый статус получила аспирантура, ставшая отдельным уровнем.
- Введены такие понятие как сетевое, дистанционное и электронное обучение, которое может быть использовано на всех ступенях образования.
- Все вузы должны создавать образовательные документы, опираясь на специальные федеральные программы обучения, разработанные специальной комиссией.
В чем различия магистратуры и аспирантуры?
Различия между этими ступенями обучения наглядно отражены в следующей таблице.
Магистратура |
Аспирантура |
|
Кто может поступать? |
|
|
Сколько длится обучение? |
2 года |
От 3 до 5 лет |
Нужно ли сдавать экзамены при поступлении? |
Да |
Да |
Выпускная работа |
Магистерская диссертация |
Кандидатская диссертация |
Предусмотрены ли бюджетные места для поступающих? |
Да |
Да |
Выплачивается ли стипендия на очных бюджетных формах обучения? |
Да |
Да |
Кого готовят в процессе обучения? |
|
|
Какая степень присваивается после защиты научной работы? |
Магистр |
Кандидат наук* |
Можно ли после успешного обучения претендовать на поступление в докторантуру? |
Нет |
Да |
Бакалавр и специалист: отличия
Как писалось выше, изначально в нашей стране первой ученой степенью была квалификация специалиста, на получение которой отводилось минимум 5 лет. Потом появился бакалавр. На сегодняшний день, подавая документы в ВУЗ, молодые люди могут выбирать, какая форма образования им больше подходит.
Специалиста часто путают с бакалавром, считая эти термины синонимами. Чтобы развеять все мифы, выделим основные пункты, показывающие, чем отличается от специалитета :
- бакалавр являет собой ученую степень (у меня есть «вышка», имею право работать в любом месте, где требуется «корочка»), специалист же предполагает наличие конкретной профессии;
- первый учится 4 года, второй от 5 лет;
- он может в любой момент поменять вид деятельности, специалисту придется доучиваться, чтобы расширить знания;
- диплом бакалавра – об общем высшем образовании, специалиста – о высшем профессиональном;
- он продолжает бесплатное обучение в магистратуре, а потом только платно в аспирантуре (не может перепрыгнуть). Специалисту сразу доступна аспирантура на платной основе.
- бакалавр найдет работу в любой стране, специалист – только в некоторых.
Что дает аспирантура после окончания
Зачем же нужна человеку научная степень? Что дает аспирантура? Зачем поступать в аспирантуру? Для чего же нужна аспирантура?
Все могут ответить по-разному. Из всех ответов можно выделить основные моменты:
- обучаясь в аспирантуре можно получить бесценные навыки исследовательской работы;
- после окончания аспирантуры и успешной защиты кандидатской диссертации выдается диплом об окончании и присваивается ученая степень кандидата наук;
- диплом и ученая степень дают право на преподавание в высших учебных заведениях в качестве доцента, заниматься научно-исследовательской работой в научных учреждениях и организациях и является источником успешного карьерного роста;
- немаловажный момент, для мужчин при обучении на очной форме дается отсрочка от армии.
Каждый сам решает для себя — обучаться в аспирантуре или нет. Но одно становиться ясно, аспирант, который защитил кандидатскую диссертацию, поднимается на более высокий профессиональный уровень, и это стоит потраченного времени и вложенных сил.
Определение степеней образования
Современным студентам после окончания школы (или техникума) приходится очень нелегко. Мало того, что от них чаще требуется определиться с будущей профессией «здесь и сейчас» и сдать соответствующее количество экзаменов, так ещё и с образовательными программами какая-то путаница. Кто-то кричит, что бакалавриат — это незаконченное высшее образование и нужно обязательно закончить магистратуру, кто-то утверждает, что специалитет как программу обучения давно исключили, кто-то вообще не разбирается во всех этих образовательных уровнях и с закрытыми глазами несёт свои заветные документы в первый попавшийся вуз.
Для того чтобы такого не произошло с вами, попробуем разобраться, в чём же различие этих таинственных образовательных уровней.
Что такое магистратура
Это вторая ступень высшего образования, но для получения доступа к ней обязательно необходимо получить первую. Магистром человек считается после того, как он полностью закончит учебный процесс. Поступать на магистратуру бесплатно могут бакалавры и лица, получившие специалитет до того, как ввели болонскую систему. Курс предметов подобран так, чтобы студент был максимально погружен в практическую и научную деятельность.
Программами руководят преподаватели самой высшей квалификации, доктора наук. К каждому студенту с самого первого семестра прикрепляется наставник из их числа. Под руководством преподавателя человек выбирает направление научных исследований и защищает магистерскую диссертацию. В ходе обучения студент получает педагогические навыки и по окончании программы может работать преподавателем.
Определение степеней образования
Современным студентам после окончания школы (или техникума) приходится очень нелегко. Мало того, что от них чаще требуется определиться с будущей профессией «здесь и сейчас» и сдать соответствующее количество экзаменов, так ещё и с образовательными программами какая-то путаница.
Кто-то кричит, что бакалавриат — это незаконченное высшее образование и нужно обязательно закончить магистратуру, кто-то утверждает, что специалитет как программу обучения давно исключили, кто-то вообще не разбирается во всех этих образовательных уровнях и с закрытыми глазами несёт свои заветные документы в первый попавшийся вуз.
Для того чтобы такого не произошло с вами, попробуем разобраться, в чём же различие этих таинственных образовательных уровней.
В магистратуре проходят подготовку студенты, имеющие диплом бакалавра и выбравшие магистерскую программу дальнейшего обучения в высшем учебном заведении.
В магистратуре преобладает индивидуальный подход к работе каждого студента с учетом углубленного изучения некоторых предметов по выбранной специализации.
Диплом магистра дает право заниматься практической деятельностью, соответствующей полученной специальности, а также педагогической и преподавательской работай в средних специальных учебных заведениях. Еще одно преимущество магистратуры: уровень подготовки по ее программам позволяет выпускникам претендовать на обучение в аспирантуре.
Срок обучения в магистратуре – 2 года.
Аспирантура – структурная единица высшего учебного заведения, учрежденная для подготовки высшего и среднего преподавательского состава.
Аспирантом может стать лицо, имеющее диплом магистра или специалиста, получившее рекомендации научного руководителя и кафедры, на которой проводилась специализация по предметам с углубленным изучением. Выпускники аспирантуры защищают кандидатскую диссертацию и могут продолжить научную работу.
Срок обучения в аспирантуре – 3 года; заочная форма обучения – 4 года.
Бакалавр — это недоучившийся специалист?
Нередко можно услышать вопрос, кто лучше — бакалавр или специалист. Распространено мнение о том, что бакалавр — это недоучившийся специалист. Часто, основываясь на сроке обучения, полагают, что бакалавриат не является законченным высшим образованием. И даже при приеме на работу могут предпочесть кандидата с дипломом специалиста человеку с дипломом бакалавра.
Но это заблуждение. Квалификация бакалавра свидетельствует о получении базового высшего образования. Диплом бакалавра наравне с дипломом специалиста дает возможность заниматься профессиональной деятельностью и получить должность, для которой требуется высшее образование.
Разница в обучении заключается в том, что бакалавр все 4 года изучает предметы широкого профиля по выбранному направлению, специалист же с третьего года обучения выбирает какой-нибудь профиль (специализацию), который и будет отражен в его дипломе.
Если бакалавр захочет получить более углубленное и узкопрофильное образование, если в дальнейшем он хочет связать свою жизнь с наукой или выше продвинуться по карьерной лестнице, он может продолжить учиться в магистратуре — на бюджетной основе и с правом на отсрочку от призыва в армию. С дипломом специалиста стать магистром можно только на платной основе — это будет считаться получением второго высшего.
Однако специалист специалисту рознь. Так называемый «дипломированный специалист» может поступить в магистратуру на бюджет — для него это не будет считаться вторым высшим образованием (п. 15 ст. 108 закона «Об образовании»). Как различить корочки специалиста и дипломированного специалиста? Все, кто поступал в вуз до 1 января 2011 года, считаются «дипломированными специалистами». В графе диплома «Квалификация (степень)» у них написано: «Физик», «Математик», «Историк» и т. д. Специалисты же в соответствующей графе имеют запись «Специалист». В настоящее время вузы ведут подготовку только по программам подготовки специалистов, после окончания которой поступить в магистратуру можно только на платной основе.
Диплом бакалавра, так же как и диплом магистра, признается во многих странах, где принята аналогичная двухуровневая система. Зато специалист может сразу поступить в аспирантуру, а также заняться научной или преподавательской деятельностью в вузе — бакалавру такие права не даны.
Отличия аспирантуры от магистратуры
Речь идет об магистратуре.
В магистратуре система образования устроена таким образом, что студень может, отталкиваясь от его специализации, выбирать интересующие направления, которых обычно предлагают несколько. В соответствии с выбором проводятся обучения по ряду предметов.
Диплом магистра необходим для того, чтобы специалист мог на практике применять полученные на протяжении всех лет обучения знания в рамках специализации. Также он может браться за преподавательство, педагогику в средне-специальных учреждениях. После прохождения обучения в магистратуре можно рассчитывать на обучение в аспирантуре.
Магистратура – система образования, которая требует от студента прохождение необходимых курсов в течение двух лет.
Аспирантура нужна не просто для практики, а для получения возможности получить работу в качестве преподавателя.
Бакалавриат магистратура и аспирантура в чем разница
- квалификация (степень), подтверждающая получение высшего профессионального образования
- присваивается тому, кто отучился в высшем учебном заведении (институт, академия, университет) не менее 5 лет
- прошел в завершении обучения итоговую аттестацию («госэкзамены») и защитил «дипломную работу»
- по окончании можно поступить в магистратуру или аспирантуру
- квалификация (степень), подтверждающая получение высшего профессионального образования
- присваивается тому, кто сначала получил квалификацию (степень) бакалавра или специалиста, а затем окончил магистратуру, где нужно учиться 2 года
- в завершении обучения защитил « магистерскую диссертацию »
- по окончании можно поступить в аспирантуру
Чем отличается специалитет от бакалавриата
- Более высокая котировка в глазах работодателей на рынке труда;
- Получение полноценной специализированной подготовки по выбранному направлению, то есть «готовый специалист»;
- Поступать в аспирантуру можно сразу после окончания пятилетнего обучения и присвоения статуса «специалист».
- Получение диплома европейского образца;
- Право на поступление на уровень магистратуры не только на территории РФ, и в любой выбранной европейской стране;
- Возможность сменить ВУЗ или даже специальность после обучения, если вдруг сделанный выбор будущей профессии оказался не по душе.