Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что учитывать при заключении с водителем трудового договора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Новый порядок прохождения водителями испытания касается всех лиц, которые принимаются на работу для эксплуатации автомобильного транспорта и городских наземных электрических средств передвижения. При этом под профессиональным отбором понимается необходимость соответствия представляемых кандидатом на должность документов определенным квалификационным и профессиональным требованиям. Следующим условием является успешное прохождение испытания.
Испытание работники проходят в соответствии со ст. 70 ТК РФ без выезда и с выездом на дороги общего пользования (на маршруты с пассажирами и без пассажиров — для водителей маршрутных транспортных средств) на транспортном средстве того типа и модели, на котором водитель будет в дальнейшем самостоятельно работать. За прохождением испытания следит водитель-наставник, который назначается из числа водителей с соответствующим опытом работы (не менее трёх лет — при испытании на легковом такси или грузовом автомобиле; не менее пяти лет — при испытании на автобусе, трамвае или троллейбусе) и не совершивших за последний год работы ДТП по своей вине.
Информация о проведения испытания заносится в лист испытания с указанием:
- номера листа испытаний
- ФИО водителя;
- сведений о транспортном средстве: (тип, марка, модель);
- ФИО водителя-наставника;
- дата и время прохождения испытания;
- заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью о допуске или недопуске водителя к самостоятельной работе.
Комментарий к ст. 328 ТК РФ
1. Работники, непосредственно управляющие транспортными средствами или управляющие движением транспортных средств, ответственны за жизнь и здоровье многих людей, что обусловливает установление определенных особенностей правового регулирования их труда, в частности специальных требований при приеме на работу.
2. Для работников, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствам, установлены определенные ограничения, касающиеся возраста приема на работу. К управлению транспортными средствами не допускаются лица, не достигшие 18-летнего возраста (за исключением мототранспортных средств, право на управление которыми возникает с 16 лет), а в отдельных случаях для приема на работу, связанную с движением транспортных средств, требуется достижение более старшего возраста. Например, согласно п. 2 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» право на управление транспортными средствами предоставляется:
— автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми (категория B), а также автомобилями, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, за исключением относящихся к категории D (категория C), — лицам, достигшим 18-летнего возраста;
— автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими, помимо сиденья водителя, более восьми сидячих мест (категория D), а также трамваями и троллейбусами — лицам, достигшим 20-летнего возраста.
3. Для отдельных категорий работников, которым доверяется управление определенными видами транспортных средств, установлены дополнительные требования при приеме на работу, касающиеся стажа управления транспортными средствами. Например, право на управление составами транспортных средств (категория E) предоставляется лицам, имеющим право на управление транспортными средствами категорий B, C или D при наличии стажа управления транспортным средством указанной категории не менее 12 месяцев (п. 2 ст. 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).
4. Для работников, принимаемых на работу, связанную с управлением транспортными средствами, предусмотрены и некоторые иные ограничения. Например, в соответствии с п. 3 ст. 52 Воздушного кодекса РФ на должности специалистов авиационного персонала не принимаются лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления. Кроме того, согласно п. 4 ст. 56 указанного Кодекса в состав летного экипажа воздушного судна Российской Федерации, которое относится к коммерческой гражданской авиации, могут входить только граждане Российской Федерации. Включение в состав летного экипажа данного воздушного судна иностранного гражданина допускается только на период его подготовки в целях получения допуска к деятельности по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты на воздушном судне определенного типа при условии, что иностранный гражданин не исполняет обязанностей командира воздушного судна Российской Федерации.
Наличие гражданства Российской Федерации является одним из требований, предъявляемых к морским лоцманам, что предусмотрено в Положении о морских лоцманах Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса России от 22.07.2008 N 112.
5. Согласно комментируемой статье одним из условий заключения трудового договора с работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, является прохождение профессионального отбора и профессиональной подготовки, т.е. указанные работники должны иметь специальное образование и обладать определенными навыками по управлению транспортными средствами, что подтверждается соответствующими документами.
6. Порядок прохождения профессионального отбора и профессиональной подготовки устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта. Например, согласно ст. 25 Закона о железнодорожном транспорте порядок профессионального отбора, в том числе определения психофизиологических качеств и профессиональной пригодности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. В целях реализации указанного положения Приказом МПС России от 11.11.1997 N 23Ц утверждено Положение о порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств на право управления локомотивом и моторвагонным подвижным составом на российских железных дорогах, а Приказом МПС России от 28.10.1999 N 39Ц утверждено Положение о порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств помощника машиниста локомотива, моторвагонного и специального самоходного подвижного состава на железных дорогах Российской Федерации. В указанных нормативных правовых актах установлены соответствующие требования к лицам, направляемым на профессиональную подготовку, определен порядок обучения, а также регламентирована процедура проведения испытаний и выдачи свидетельств на право управления локомотивом.
7. Согласно ст. ст. 26 и 27 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» условием получения права на управление автомобилем является прохождение необходимой подготовки в объеме, предусмотренном учебными планами и программами подготовки водителей транспортных средств соответствующей категории. Допускается самостоятельная подготовка водителей на получение права управления транспортными средствами категорий A и B в объеме соответствующих программ.
Заполняем лист стажировки по-новому
Факт прохождения водителем испытания подтверждается соответствующим документом, который многие кадровики именуют стажировочный лист. Обязательные реквизиты этого бланка:
- порядковый номер (по работодателю — нумерация сквозная);
- фамилия, имя, отчество работника;
- данные о транспортном средстве с указанием его типа, модели и марки;
- при наличии наставника — его персональные данные (ФИО);
- дата начала стажировки, общий объем часов;
- замечания наставника к стажеру;
- компетентное заключение специалиста, отвечающего за обеспечение безопасного дорожного движения, о допуске к работе или мотивированном отказе. Данный сотрудник должен быть аттестован на предмет занятия данной деятельностью.
Приказ Министерства транспорта РФ от 29 июля 2020 г. N 264 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»
В соответствии с частью первой статьи 328 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2013, N 27, ст. 3477) и подпунктом 5.2.10.(3) пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2019, N 1, ст. 10), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 ноября 2020 г.
Регистрационный N 61064
УТВЕРЖДЕН
приказом Минтранса России
от 29 июля 2020 г. N 264
Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта
1. Настоящий документ устанавливает Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.
2. Порядок распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств (далее — работодатели).
3. Профессиональный отбор проводится работодателями с целью привлечения лиц к выполнению обязанностей, непосредственно связанных с движением транспортных средств (далее — работники), соответствующих Профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», утверждаемым в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» 1 (далее — Профессиональные и квалификационные требования);
Профессиональный отбор включает в себя:
подтверждение соответствия представленных работником документов Профессиональным и квалификационным требованиям;
4. Наличие у работника права на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий подтверждается водительским удостоверением в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
5. Квалификация работника, уровень его профессионального образования подтверждается документом об образовании и о квалификации, документом о квалификации в соответствии с законодательством об образовании в Российской Федерации.
6. Стаж (опыт) работы работника подтверждается трудовой книжкой и (или) сведениями о трудовой деятельности или иными документами в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
7. Работники, принимаемые на работу непосредственно связанную с управлением транспортным средством (далее — водители), в целях проверки соответствия поручаемой работе допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у работодателя испытания в соответствии со статьей 70 Трудового кодекса Российской Федерации. 2
8. Испытание осуществляется без выезда и с выездом на дороги общего пользования.
Для водителей маршрутных транспортных средств испытание с выездом на дороги общего пользования включает движение по маршруту без пассажиров и с пассажирами.
9. Испытание водителей проводится на транспортном(ых) средстве(ах) того типа и модели, на том(тех) маршруте(ах) (при их наличии), на котором(ых) он будет в дальнейшем самостоятельно работать.
10. Испытание водителей проводится под руководством водителя-наставника. Водитель-наставник назначается из водителей, в том числе привлекаемых работодателем:
не совершивших за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по своей вине;
имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при испытании на легковом такси или грузовом автомобиле);
имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее пяти лет (при испытании на автобусе, трамвае или троллейбусе).
11. Информация о проведенных испытаниях содержится в листах испытаний.
12. Лист испытаний содержит следующие сведения:
номер листа испытаний;
фамилия, имя и отчество (при наличии) водителя;
сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;
фамилия, имя, отчество (при наличии) водителя-наставника;
дата и время прохождения, испытательный период;
заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, 3 о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.
13. Оформленные листы испытания (стажировки) должны храниться у работодателя не менее пяти лет.
14. Профессиональное обучение, профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование работников осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 4
Работодатель определяет необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд в соответствии с требованиями статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации. 5
1 Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 2017, N 31, ст. 4753.
2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2013, N 27, ст. 3477.
3 Пункт 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
4 Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 31, ст. 5063.
5 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2016, N 27, ст. 4172.
На 2021-2026 гг. определены правила прохождения профотбора и профобучения лицами, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением автомобильного и городского наземного электротранспорта.
Профотбор включает в себя подтверждение соответствия представленных работником документов профессиональным и квалификационным требованиям, а также испытание. Последнее проводится под руководством водителя-наставника. Установлены требования к его стажу. Также у водителя-наставника не должно быть за последний год ДТП, совершенных по его вине.
Закреплено, как оформляется лист испытаний. Он должен храниться у работодателя не менее 5 лет.
Отсутствие техминимума у водителя — какие штрафы?
За то, что организация не обучает своих водителей по 2-часовой программе, может наложить взыскание не только УГАДН, но, как показывает практика, и ГИТ. Каждое ведомство — по своим основаниям.
УГАДН наказывает за нарушение ч.1. ст. 12.31.1. КоАП РФ, то есть за перевозки «с нарушением профессиональных и квалификационных требований». В этом случае штраф составляет: для должностных лиц — 20 тысяч рублей, для юридических лиц — 100 тысяч рублей.
Есть случаи из судебной практики, когда за отсутствие техминимума наказывал ГИТ: привлекал к административной ответственности за нарушение ст. 212 ТК РФ. А именно, за то, что предприятие не обучает работников «безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи». Нарушение этой статьи влечет за собой штрафы: для должностных лиц и ИП — до 5 тысяч рублей; для юридических лиц — до 50 тысяч рублей.
Справедливости ради скажем, что случаи штрафования предприятия именно Трудинспекцией и именно за отсутствие техминимума редки. Но они есть. Вот реальный пример.
Как уже ранее отмечалось, время проведения стажировки определяет руководитель организации. Многие из них, тем не менее, руководствуются в своих решениях «Положением о повышении профессионального мастерства…», о котором шла речь выше, опираются на нормы времени стажировки, заложенные в нем.
Эти нормы привязаны к категориям шоферов, в зависимости от вида транспортного средства:
- Например, стажировка водителя легкового авто проводится в течение 1 дня, а водителя грузового – 2 дня.
- Новичкам срок может быть продлен до месяца.
- Особое внимание уделено водителям автобусов, поскольку им доверены на маршруте человеческие жизни. Стажировка разбита на предмаршрутную и маршрутную части. Самое большое количество часов стажируются новички в вождении — более двухсот.
- Лица, имеющие незначительный перерыв в работе, а также переведенные с одного автобуса на другой, стажируются в интервале от 30 до 50 часов общего времени.
- Водителям на горных маршрутах может быть назначена стажировка и до трех месяцев.
Стажировка водителей: приказ Минтранса, кто проводит
Нужное число водителей-наставников назначается руководителем предприятия и излагается в приказном порядке. Наставники подбираются из числа опытных работников организации, имеющих достаточный водительский стаж и обладающих навыками воспитательной работы. Закрепляются на весь период стажировки. Оплата их труда производится в установленном порядке, согласно % тарифной ставки. Другие требования, предъявляемые к водителям-наставникам:
- опытное вождение 1-2 класса;
- безопасное и безаварийное вождение, не повлёкшее нарушений ПДД по собственной вине в течение последнего года;
- отсутствие дисциплинарных взысканий;
- стаж работы водителем автобуса не менее 5-и лет;
- опыт вождения грузового или автомобильного транспорта не менее 3-х лет.
Обратить внимание! Если в штате предприятия нет водителя, соответствующего всем вышеизложенным требованиям, то стажировка может осуществляться лицом, привлечённым со стороны, чего не запрещает приказ Минтранса № 59. С образовательной организацией (физическим лицом или ИП), имеющей подтверждающие сертификаты и лицензию, дающую право на этот вид деятельности, заключается гражданско-правовой договор, на основании которого проводится обучение водителей нужной категории.
Наставник контролирует работу водителя-стажера и заносит все данные в карточку специальной формы, выданную инженером, отвечающим за БДД. В ней же делается заключение об уровне мастерства и его готовности к самостоятельной работе. Он пишет отчёт о проведённых занятиях. Дальнейшую оценку знаниям даёт квалификационная комиссия.
Для проведения стажировок разработана специальная Программа стажировки водителей и другие методические пособия, указания для той или иной категории.
Наставник должен строго придерживаться этой программы. По окончании теоретических занятий стажер обязан пройти контрольную проверку практических, теоретических знаний учащегося. Маршрутная стажировка водителя – это самостоятельное управление транспортным средством под контролем наставника, которого предприятие закрепляет за стажером. Целью является также закрепление практических и теоретических знаний в условиях реального движения по тому маршруту, где потом предстоит работать. Во время маршрутной стажировки движение осуществляется без пассажиров.
Положение о стажировке водителей пункт 2.3 говорит, что практика проводится под присмотром наставника, назначенного согласно приказу руководства организации, или под руководством другого лица, назначенного путем заключения договора. Наставник должен иметь свидетельство или лицензию, подтверждающую его право проводить обучение, и опыт вождения автобуса не менее 5 лет, а также отсутствие с его стороны нарушений ПДД.
Нормативные акты о стажировке для водителей
Для того чтобы правильно и законно провести стажировку, необходимо руководствоваться рядом нормативных актов. Первым из них является Трудовой кодекс. К стажировке имеют отношение те его нормы, которые касаются испытательного срока при заключении трудового контракта. Дело в том, что проведение стажировки оформляется именно как испытание. При этом она должна быть указана и в тексте трудового договора — в противном случае работнику, неудовлетворительно прошедшему стажировку, нельзя будет отказать в приеме.
Вторая норма имеет несколько необычный статус. Это руководящий документ РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, принятый министерством автотранспорта РСФСР еще в 1986 году. Формально он не имеет обязательной силы, поскольку не был официально опубликован, однако в этом документе подробно описаны правила, по которым проводится водительская стажировка, поэтому на многих предприятиях предпочитают им пользоваться. Правда, для того чтобы РД мог применяться, либо его нормы должны быть закреплены внутренними актами организации, либо в этих актах должна быть ссылка на РД.
Следующий акт — постановление Минтруда и Минобразования РФ от 13.01.03 № 1/29. Оно уже является обязательным для применения, хотя его положения, касающиеся стажировки, весьма расплывчаты. Говорится лишь о том, что работодатель обязан проводить обучение вновь принятых сотрудников, занятых на опасной работе, к числу которых относятся и некоторые водители.
Наконец, к стажировке имеет отношение ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ. Этот закон требует от работодателя организовывать работу водителей так, чтобы не были нарушены нормы, касающиеся безопасности дорожного движения. Одним из способов обеспечения как раз и является стажировка при приеме на работу.
Сколько должна длиться стажировка?
Продолжительность стажировки определяется характером работы, которую должен выполнять принимаемый на работу водитель. Например, по отношению к водителям автобусов действуют следующие правила:
- для ранее не работавших в качестве водителя, получивших в ГИБДД водительские права категории D, — 61 час перед маршрутом + 163 часа на маршруте;
- для прошедших переподготовку с категории B или C на D — 30 часов предмаршрутной практики + 72 часа на маршруте;
- для водителей, которые ранее не работали на автобусе, — 18 часов перед маршрутом + 32 часа на маршруте;
- для тех, кто уже работал на автобусе, но имеет перерыв в водительской практике длительностью более 6 месяцев — 8 часов предмаршрутной стажировки + 16 часов на маршруте;
- при 3 месячном перерыве в работе — 8 часов перед маршрутом + 24 часа на маршруте;
- при смене модели автобуса — 32 часа маршрутной стажировки (предмаршрутную можно не проводить);
- при смене маршрута — 4 часа на маршруте (в сложной местности — 8 часов с наставником, который уже работал на этом маршруте).
Кто имеет право проводить испытание водителей?
Для проведения стажировки должен быть назначен наставник, отвечающий следующим требованиям:
10. Испытание водителей проводится под руководством водителя-наставника. Водитель-наставник назначается из водителей, в том числе привлекаемых работодателем:
- не совершивших за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по своей вине;
- имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при испытании на легковом такси или грузовом автомобиле);
- имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее пяти лет (при испытании на автобусе, трамвае или троллейбусе).
Требования к наставнику:
- За последний год он не был виновником ДТП;
- Он имеет необходимый стаж работы (по трудовой книжке).
Обязанности и основные положения
Как правило, за проведение стажировки отвечают:
- Главный инженер. Он обязан периодически отслеживать результаты данной процедуры.
- Ответственные лица, которые были назначены главным инженером. Они обязываются вести контроль за соблюдение положения о стажировке.
- Непосредственные инструкторы, занимающиеся со стажирующимся и исправляющими его недостатки.
Как и в любом другом обучающем процессе, тут предусмотрены определенные требования и установлен порядок прохождения процедуры. В качестве основных положений следует отметить следующие:
- Назначение специалиста, ответственного за обучение претендента. Он должен иметь самый большой опыт на предприятии.
- Прикрепление стажера к его непосредственному наставнику, который займется его обучением.
- Назначение ответственного лица, принимающего тест после окончания стажировки.
Кто, когда и на каком основании составляет
Текст бумаги составляет сотрудник кадровой службы. Основанием для выхода приказа являются Приказ Минтранса № 264, а также внутренние локальные акты, которые закрепляют обязанность для новичков проходить обучение перед началом самостоятельной работы.
Процедура прохождения обучения при приеме на работу в разных компаниях отличается, но есть общие принципы и требования к прохождению стажировки:
- изучение теории, касающейся специфики деятельности предприятия;
- изучение маршрутов и карт;
- демонстрация полученных навыков в ходе стажировки перед компетентной комиссией.
Приказ о проведении стажировки подписывает руководитель компании. В нем ставят подписи стажер и наставник в том, что они ознакомлены со всеми распоряжениями руководителя.
Стажировка водителей транспортных средств
Согласно действующему законодательству, для некоторых категорий работников предусмотрена стажировка. В соответствии со Статьей 225 Трудового кодекса РФ, стажировка предусмотрена для лиц, поступающих на работу с вредными или опасными условиями труда:
- Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.
Об этом же самое сказано и в пункте 2.2.2 Постановления Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»:
- Работодатель обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности — проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.
Пункт 11.4. ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения:
- Лица, принимаемые на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, должны пройти обучение безопасным методам и приемам выполнения работ с обязательной индивидуальной стажировкой на рабочем месте и проверкой полученных знаний и усвоенных навыков.
Таким образом стажировка на рабочем месте должна проводиться:
- при обучении лиц поступающих на работу с вредными условиями труда;
- при обучении лиц поступающих на работу с опасными условиями труда.
Кто должен проводить стажировку водителей
Как мы уже знаем из Статьи 212 Трудового кодекса РФ обязанность по организации стажировки возложена на работодателя:
- Работодатель обязан обеспечить недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
То же самое указано в Пункте 2.2.2. Постановления Минтруда, Минобразования № 1/29:
- Работодатель обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности — проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.
Когда в какие сроки проводится стажировка
Согласно пункта 2.2.1. Постановления Минтруда, Минобразования № 1/29:
- Работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу.
Что, где и как доводят до водителя на стажировке
В очередной раз процитируем Статью 225 Трудового кодекса РФ:
- Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.
Сначала кандидат на должность проходит ряд инструктажей: вводный инструктаж, по охране труда, по БДД в конкретной рабочей среде. Затем выходит на маршрут и отрабатывает стажировку за рулем.
Инструктажи проводятся привлеченными или штатными сотрудниками организации, имеющими подтвержденное соответствующими квалификационными документами право проводить их.
Обязательный вводный инструктаж для стажера включает в себя:
- Информацию об организации, в которой он собирается трудиться.
- Требования к безопасности управления ТС.
- Режим труда и отдыха в организации, его особенности.
- Прохождение предрейсового осмотра автомобиля и медицинского осмотра водителя.
- Информацию о нормах грузоподъемности автомобиля, нормах перевозки пассажиров в салоне. Работа с льготными, особыми категориями граждан при перевозке пассажиров, инвалидов.
- Информирование об аварийных участках маршрута, знакомство со статистическими данными об авариях, во избежание их повторений.
- Обучение работе с рейсовой документацией, приемами корректного заполнения путевых листов и других документов.
Теоретический разбор маршрута проводит компетентный сотрудник, как правило, водитель-наставник, на которого возложена обязанность проведения стажировки. Далее под руководством наставника осуществляется и выезд на линию.
Навыки вождения отрабатываются в различных практических ситуациях, с которыми может столкнуться водитель. Учитываются такие факторы, как:
- Время суток.
- Погодные условия.
- Сложность (напряженность) потока на трассе в разное время дня, дни недели.
- При перевозке пассажиров берется во внимание интенсивность пассажиропотока, способность соискателя работать в тех или иных ситуациях, психологическая стабильность в работе с большим количеством людей.
Важным моментом является практическая отработка проблемных моментов на маршруте:
- Аварийных ситуаций и их устранения.
- Вызова специальных спасательных служб.
- Устранения мелких поломок ТС.
- Работы с пассажирами в аварийных и нештатных ситуациях.
Здесь можно программы стажировки водителя.
Самые необходимые нормативные акты
Документ | Поможет вам |
Часть вторая ст. 212, ч. третья ст. 225 ТК РФ | Вспомнить, в каких случаях работодатель обязан проводить стажировку работников |
Часть 1 ст. 5.27, ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ | Уточнить, какой штраф предусмотрен, если не проводить стажировку |
Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 | Уяснить, когда нужно стажировать работников рабочих профессий |
Приказ Ростехнадзора от 29 января 2007 г. № 37 | Выяснить, в каких случаях проводят стажировку в организациях, подконтрольных Ростехнадзору |
Пункт 7.2.4ГОСТ 12.0.004-90 | Уточнить продолжительность стажировки |
РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 | Уяснить, как организуют стажировку (на примере водителей) |
Документы при приеме на работу тк рф 2021 водителя
Статья 65 Трудового Кодекса РФ. Документы, предъявляемые при заключении трудового договора
Если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю: (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 409-ФЗ)
— паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
— трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
— страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования; (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
— документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
— документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
— справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, — при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию; (абзац введен Федеральным законом от 23.12.2010 N 387-ФЗ)
— справку о том, является или не является лицо подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, которая выдана в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, — при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с федеральными законами не допускаются лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. (абзац введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 230-ФЗ)
В отдельных случаях с учетом специфики работы настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.
Статья 65 Трудовой кодекс России
Документы, предъявляемые при заключении трудового договора
Если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю: (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 409-ФЗ)
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса), за исключением случаев, если трудовой договор заключается впервые; (в ред. Федерального закона от 16.12.2019 N 439-ФЗ)
- документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в форме электронного документа; (в ред. Федерального закона от 01.04.2019 N 48-ФЗ)
- документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
- документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
- справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, — при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию; (абзац введен Федеральным законом от 23.12.2010 N 387-ФЗ)
- справку о том, является или не является лицо подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, которая выдана в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, — при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с федеральными законами не допускаются лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. (абзац введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 230-ФЗ)
Оплошности, которые допускают работодатели, принимая водителя автобуса на работу, могут никак не отразиться на его будущем труде. Но нередко они чреваты материальной ответственностью нанимателя, моральным и материальным ущербом. Поэтому лучше их предотвратить.
Частые ошибки:
- Прием на работу без предварительного медосмотра. Соблазн сэкономить средства появляется у работодателя, когда будущий сотрудник предоставил медсправку, подтверждающую допуск кандидата к управлению транспортными средствами. Однако такой документ не может исключить прохождение осмотра в клинике. В ТК он предусмотрен, как обязательный.
- Кандидата не ознакомили под роспись с локальными нормативными документами (ЛНД), которые действуют в компании. В ЛНД могут содержаться дополнительные требования к водителю, обязанности и права, которые подробно не отображены в подписанном соглашении. Но ссылки на них в трудовом договоре имеются. Поэтому при возникновении конфликтных ситуаций возможно принятие решения не в пользу невиновного.