- Гражданское право

Основания для отказа в выплате по ОСАГО

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основания для отказа в выплате по ОСАГО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Поправки к закону ОСАГО обязывают ремонтников использовать новые и качественные детали. Замена и ремонт поврежденных узлов происходит, согласно установленным стандартам. В правилах не указывается изготовитель, но если транспортному средству меньше двух лет, его обязаны направить в авторизованный сервисный центр.

Шаг №2: Независимая экспертиза со стороны потерпевшего

Важно! При подаче указанного выше заявления о разногласиях потребителям финансовых услуг не обязательно проводить независимую экспертизу машины и прикладывать отчет к заявлению. В стандартной форме заявления необходимо указать только размер требований имущественного характера. Если вы его точно не знаете, то указывайте лимит в 400 000 рублей, не ошибётесь.

Экспертизу, конечно же лучше провести и иметь на руках экспертное заключение, но это, в первую очередь, нужно самому потерпевшему, чтобы понимать и адекватно оценивать обоснованные он требования предъявляет к страховщику или нет. Но весь вопрос в том, что если в дальнейшем по данному спору будет принято решение финансовым уполномоченным, то стоимость такой экспертизы он не возместит.

Если же решение финансового уполномоченного не устроит, то при обращении в суд вы должны будете обосновать свои требования и тут-то сделанная ранее экспертиза и пригодится, а расходы на её проведение, в случае положительного решения по делу, будут подлежать возмещению.

Что нужно для взыскания недостающей суммы

В период составления претензии автолюбитель должен владеть договором о страховом случае и отчетом самостоятельной экспертизы. Если дело уходит в юстицию, необходимо добавить:

  • ксерокопию паспорта;
  • доверенность на право владения машиной (ПТС, СТС);
  • справку с ДТП;
  • сертификат ОСАГО;
  • ксерокопию досудебной претензии и ответ другой стороны (страховщик или виновник происшествия);
  • видео / аудио доказательства и показания свидетелей;
  • расходный чек.

Что делать если страховой выплаты не хватает на ремонт?

Есть несколько способов решить сложившуюся проблему, когда страховая компания слишком сильно занизила стоимость выплат и их не хватает на осуществление ремонта. Сначала можно попробовать все решить через страховую компанию, для этого вы должны написать в нее заявление, далее за свой счет провести экспертизу в независимой компании и с ее результатам отправиться в суд, чтобы уже он вынес решение о доплате в вашу сторону компанией.

Еще может произойти так, что вас не будет устраивать ремонт по ОСАГО, в таком случае нужно тоже провести независимую экспертизу, далее грамотно составить заявление-претензию, а позже отправить ее страховщику на подписание и согласие с определенными положениями документа. Если на вашу претензию не поступает ответа длительное время, то здесь нужно задуматься об обращении в судебный орган, для решения проблемы через него непосредственно.

Если вы не согласны с суммой выплаты, то нужно составить письменное обращение в компанию, далее провести за свой счет экспертизу, чтобы она определила точную стоимость нанесенного ущерба. Данные действия нужно совершать только в том случае, если вы на 100% уверены, что стоимость была занижена и вы должны получить больше. Если доказать это не получится, то все расходы на осуществление экспертизы вам придется взять на себя, а это достаточно дорого.

Страховщик зачастую просто отказывается выплачивать страховку, ссылаясь при этом на различные нюансы в договоре или еще на что-либо. Когда вы понимаете, что его действия противозаконны, то можно составлять и отправлять компании претензию, в которой вы должны самостоятельно определить срок рассмотрения обращения. Также стоит отметить, что если вам поступит отказ или документ не будет принят к сведению, то вы дальше направляйтесь в суд, где уже будете отстаивать свои права в индивидуальном порядке.

Еще один способ получить большее количество средств на ремонт, если страховая компания занизила его стоимость – это лично обратиться к виновнику происшествия, только в письменной форме. На бумаге будет нужно описать требования в возмещении средств, приложить доказательства. Если вам придет согласие на оплату, то сразу возьмите расписку о выплате, чтобы быть уверенным, что это не просто слова.

Претензия к страховой компании в случае недоплаты по ОСАГО

Претензионное письмо – это обязательная досудебная форма решения страхового спора. Если страховая не доплатила по ОСАГО, претензия со стороны пострадавшего поставит страховщика в известность, что выплаты произведены не в полном размере, и нужно исправить ошибку.

Претензия направляется в адрес страховой компании заказным письмом (необходимо уведомление о получение) или относится лично. В последнем случае на оставшейся у страхователя копии претензионных документов должна появиться отметка представителя страховщика о получении всех документов с датой и печатью.

Лучше всего писать претензию на отпечатанном бланке. Она должна содержать следующую информацию.
В «шапке» документа:

  • имя того, кому направляется претензия – Ф.И.О. директора страховой компании с полным и точным наименованием последней;
  • от кого – Ф.И.О. страхователя, его адрес и телефон (желательно).
Читайте также:  Календарь бухгалтера на I квартал 2023 года по уплате налогов, сборов

В теле претензии:

  • информация о том, что было сделано страховщиком, начиная со времени аварии – было направлено извещение о ДТП в страховую компанию, предоставлен автомобиль для осмотра эксперту и т.д.;
  • требования страхователя к страховой компании – выплатить оставшуюся сумму, необходимую для полной компенсации ущерба с объяснением мотивов требования, ссылками на номера документов и статей закона;
  • намерения страхователя, если его претензия не будет удовлетворена – подача иска в суд.

В списке прилагаемых документов:

  • акт независимого эксперта с оценкой ущерба, причиненного автомобилю;
  • квитанция, подтверждающая оплату услуг эксперта;
  • банковские реквизиты, куда надлежит перевести доплату по страховке.

В конце претензии ставится дата составления и подпись страхователя.

Претензия должна рассматриваться страховой компанией не более 5 дней, по их истечении страховщик должен или заплатить требуемую сумму, или направить страхователю мотивированный отказ. В каких случаях страховая компания имеет право не удовлетворить претензию?

  • Если ее послал человек, не являющийся документально подтвержденным потерпевшим или не представивший доверенность, которая уполномочивает его действовать от лица потерпевшего.
  • Когда претензия не содержит всех необходимых документов.
  • Если имеются какие-то иные законные основания для отказа; страховая компания должна изложить их в ответном письме.

Почему страховая не доплачивает

С сентября 2014 года при экспертной оценке повреждений ТС, полученных вследствие страхового случая, все расчеты должны выполняться страховщиком по единой методике от Центробанка.

Несмотря на это, возможны ситуации, когда заключения разных экспертов равной квалификации по одному и тому же страховому случаю не совпадают. Почему это возможно?

Дело в том, что методика Центробанка предусматривает единые правила калькуляции, и если вводные сведения будут одинаковы, то такими же окажутся и результаты расчетов.

Но единой методики экспертного обследования пока нет, да и при ее наличии все равно возможны расхождения в оценке, т. к. там многое определяется органолептически, т. е. «на глазок/ощупь». И объем требуемого ремонта также во многом зависит от индивидуального видения специалиста. Поэтому данные для расчетов дают разные показатели.

На различие результатов экспертизы также могут влиять:

  • Профессиональная подготовка специалиста и его отношение к своим обязанностям;
  • Сложность доступа к скрытым повреждениям, включая инструментальное оснащение;
  • Условия осмотра — сильное загрязнение машины или недостаточность освещения.

Страховые компании могут уменьшать суммы выплат по этим и некоторым другим причинам, перечисленным ниже.

Как понять было ли занижение выплаты

Определить размеры занижения страховых выплат можно только при помощи самостоятельной экспертизы, с подтверждающими документами по перерасчету калькуляции СК и данных о дополнительном обследовании автомобиля.

Тут вы должны учитывать, что по закону, если сумма расхождения по экспертным заключениям от СК и от вашего подрядчика будет иметь разницу в 10% и менее, то данный факт недоплатой судом не засчитается — это допустимая экспертная погрешность.

А как определить стоит ли затевать хлопоты по взысканию недоплат возмещения? Это лучше сделать у независимого эксперта еще до начала официального обследования — эти специалисты могут предварительно сказать стоит ли овчинка выделки, просмотрев заключения от СК. Но если вы дошли в своих претензиях до судебного иска, то дело должно быть стоящим, конечно.

  • Допускаемые ошибки с исправлениями в экспертной документации должны быть завизированы надписью «исправленному верить» и печатью.
  • Почерк важных документов, составляемых от руки, должен быть однородным.
  • Собственную независимую экспертизу, если есть возможность (аккредитация), лучше всего проводить на СТО, где планируется дальнейший ремонт.
  • Не нужно идти на обман при собственной независимой экспертизе — страховщики, особенно такие подозрительные, как РЕСО или Росгосстрах, легко его вычислят и все дело развалится, а вы или ваш эксперт будете обвинены в обмане суда.

Выплата по соглашению – это ловушка?

Наша задача – рассказать, что делать, когда страховщик выплатил меньше, чем необходимо на ремонт. Ведь для потерпевшего нет разницы, по какому основанию он получит деньги по ОСАГО, важно, что их мало.

Водителям нужно знать, что не все способы одинаково «полезны». Самый легкий вариант получить деньги по ОСАГО – это заключить соглашение. Подписать такое предлагают почти всем потерпевшим. Но соглашаясь на его подписание, есть риск остаться без доплаты.

Одним из условий соглашения будет пункт о том, что данной выплатой страховщик исполняет все свои обязанности перед потерпевшим. Иными словами, сумма, указанная в соглашении, окончательная и изменению не подлежит.

Страховая компания предлагает добровольно выплатить деньгами лишь часть ущерба, к примеру, по закону размер ущерба от ДТП с учетом износа составит 130 000 – 140 000 рублей, а соглашение предложат подписать лишь на 90 000. Но бывают случаи и более невыгодных сделок со страховыми компаниями.

Поэтому, прежде чем соглашаться с выплатой, убедитесь, что знаете точную сумму ущерба.

Но что делать, если вы подписали, и вам в итоге выплатили мало. В таком случае необходимо сперва обращаться в СК с заявлением о расторжении такого соглашения, а если досудебно решить не получится (включая обращение к финансовому уполномоченному), обращаться в суд для оспаривания данного соглашения и взыскании недоплаченного страхового возмещения.

Однако, расторгнуть будет очень сложно, ведь придется доказать, что сделка заключалась под влиянием заблуждения.

Страховая не доплатила по ОСАГО. Что делать?

Если все указанные выше рекомендации соблюдены, а размера страхового возмещения не хватает на восстановление машины, необходимо уведомить об этом страховщика. Даже если вы уверены, что компания не удовлетворит ваше требование о доплате, досудебный порядок урегулирования спора по ОСАГО носит обязательный характер.

Законом предусмотрен определенный порядок подачи претензии, если страховая компания мало заплатила после ДТП. ОСАГО – обязательный вид страхования, все действия сторон по спорам о размере ущерба регулируются государством. Согласно нормам действующего страхового законодательства, если потерпевший не согласен с размером компенсации, ему необходимо передать страховщику письменную претензию о пересмотре суммы выплаты, к которой прикладывают:

  1. Банковские реквизиты;
  2. Документы, обосновывающие претензию о доплате (заключение независимого эксперта).
Читайте также:  Могут ли отключить свет, воду, газ и канализацию за долги по ЖКУ?

Страховая компания рассматривает требование в течение 10 календарных дней. Если ответа на обращение не последует либо решение страховщика не удовлетворит потерпевшего, можно подавать иск в суд для взыскания выплаты в принудительном порядке.

Виновникам ДТП придется доплачивать за ущерб

Это по поводу аварий и компенсаций по ОСАГО. Теперь если в вас врезались, а страховая насчитала слишком мало ущерба, то остальной ущерб можно будет взыскать с виновника аварии, причем без учета износа. Так постановил Конституционный суд 10 марта.

Раньше ущерб всегда считали с учетом износа. Даже через суд нельзя было получить полную компенсацию за ремонт после ДТП. Теперь износ будут считать только для ОСАГО. А с виновника аварии разрешили требовать всю сумму ущерба.

Если вы пострадали, то можно получить все нужные для ремонта деньги. Если вы виноваты, то доплатите за ремонт пострадавшему.

Полис больше не спасет

Страховщики считают выплаты по единой методике Центробанка. Ремонт и замену деталей оплачивают с учетом износа. Чаще всего ОСАГО покрывало не 100% стоимости ремонта.

По общим правилам ущерб можно взыскать с виновника аварии, даже если у него есть полис ОСАГО. Например, если автовладелец заплатил за ремонт 70 тысяч рублей, страховая выплатила с учетом износа 40 тысяч рублей, то еще 30 тысяч можно получить с виновника ДТП.

Но это на бумаге. По факту суды отказывали автолюбителям в таких исках, ссылаясь на методику ЦБ. Верховный суд поддерживал эту позицию.

Но тут четыре автолюбителя обратились в Конституционный суд. До этого они проиграли суды во всех инстанциях и не смогли получить компенсацию ущерба с виновников ДТП.

Конституционный суд решил, что методику Центробанка нужно применять только для расчета выплат по ОСАГО. Разницу между реальным ущербом и страховыми выплатами можно требовать с виновника аварии.

Это хорошо для пострадавших из-за ДТП. Теперь они смогут получить возмещение с виновника аварии. Ущерб оценят по фактическим затратам без учета износа.

Это плохо для виновников ДТП. Теперь если врач на Рено Логане не справится с управлением и случайно повредит десятилетний Мерседес, то страховая выплатит возмещение с учетом износа, а разницу могут взыскать с доктора.

Это поучительно для дорожных хулиганов. Раньше полис ОСАГО защищал от выплат виновника аварии. Можно было купить полис, нарушать правила и повреждать чужие машины. Теперь подрезать дорогие машины будет опасно для кошелька, даже если есть ОСАГО.

Делайте фотографии с места аварии, во время и после ремонта. Закажите экспертизу, которая подтвердит, что расходы обоснованы. Например, что деталь нельзя отремонтировать и придется ставить новую. По методике страховой компании могут оплатить только ремонт, а в суде вы обоснуете замену и получите компенсацию от виновника.

Предложите виновнику возместить ущерб добровольно или обратитесь в суд. Если вы выиграете суд, вам возместят расходы на юриста и госпошлину.

Сделайте фотографии поврежденного автомобиля. Предложите провести независимую экспертизу, чтобы оценить ущерб. Уточните сумму возмещения в страховой компании. Если согласны с ущербом, возместите добровольно, чтобы не оплачивать судебные издержки. Берите расписки на каждую сумму, которую передаете в счет ущерба.

Если считаете, что ущерб завышен, ищите грамотного юриста. В суде можно доказать необоснованные расходы и уменьшить выплаты.

Стоит ли жаловаться в суд

Вам мало выплатили по ОСАГО и что делать – не знаете? Тогда стоит исправить ситуацию и учиться отстаивать свои права.

Сначала дождитесь произведения выплат, и только затем начинайте восстанавливать транспортное средство.

Если вы уверены, что страховая компания не доплатила, попросите провести повторную экспертизу, которая определит, все ли повреждения внесены в акт.

Подтверждением наличия повреждений будут фото, которые сделаны с разных ракурсов. Такие снимки также могут послужить основанием для проведения повторной экспертизы.

Если, все же, сумма не выплачена в полной мере, получите акт в страховую компанию о страховом случае и требуйте возмещения по расходам на ремонтные работы.

Подождав с ремонтом и получив выплату или компенсации через судебный орган, вы сможете сэкономить.

Чтобы получить акт, нужно иметь оценку специалиста и расчеты. Далее напишите заявление в страховую организацию, в котором изложите просьбу о выдаче акта с расчетом суммы выплаты. В ст. 71 правил об обязательном страховании говорится, что страховщик обязан представить по требованию ксерокопию акта.

После получения всех документов, проведите независимую экспертизу.
В акте сумма отражена без учета износа.

Если размер компенсации практически такой же, как и затраты на ремонт, значит, занижение выплат произошло по причине расчета ОСАГО с учетом износа. В таком случае все разбирательства результата не принесут.

Что делать, чтобы доказать правоту?

  1. В протоколе осмотра и оценке должны быть указаны все повреждения. Сломанные детали и бампера можно снимать, чтобы специалист осмотрел транспорт под ними.
  2. Ремонт должен проводиться на СТО, которое даст подробную калькуляцию о проведенных работах. При оформлении заказа следует предоставить копию заключения об оценке, чтобы мастера могли изучить планируемые человеко-часы и нормо-часы.
  3. При серьёзном ремонте старых машин целесообразно приобретать подержанные кузовные запчасти. Крылья, бампера и двери нетрудно перекрасить или даже подобрать в цвет, зато появится возможность требовать максимальных выплат от страховой компании.

Страховая мало заплатила или не доплатила по ОСАГО

Вам не хватает средств, так как страховая мало заплатила или не доплатила по ОСАГО? Затронутая тема очень актуальна, в связи с тем, что многие каждый день сталкиваются с подобными ситуациями. Итоговых выплат не достаточно даже на проведения ремонтных и восстановительных работ.

Читайте также:  Об охране труда с 1 января 2023 года

Схема довольно проста и действует так: при каждом страховом случае приходит экспертный оценщик, который сотрудничает с той или иной компанией.

С целью получения благ он сознательно уменьшает сумму ущерба в 2-3 раза, а также учитывает коэффициент амортизации авто (хотя он не должен считаться). Вот таким путем получаются мизерные выплаты, которых конечно будет не достаточно. О том, каким способом добиться увеличения и что для этого необходимо, тщательно рассмотрим в данной статье.

Страховая мало заплатила или не доплатила по ОСАГО? Прежде всего, обязательно дождитесь выплат, только после этого начинайте ремонт. После получения на руки письменного отчета можно привлечь независимого эксперта для проведения встречной экспертизы, если у вас есть сомнения в объективности. Правда это уже будет все за ваш счет.

Если вы действительно надумали оспаривать, тогда сфотографируйте фотоаппаратом с большим расширением повреждения как можно четче, размытость будет не в вашу пользу. Для подтверждения суммы затрат вам необходимо предоставить документальные материалы с автосервиса, обязательно сертифицированного, а не «кустарного». Так как возможны проверки со стороны оппонентов.

Обратите внимание

Несоответствие данных может служить поводом для отказа и передачи материалов в правоохранительные органы.

Альтернативой может служить подача искового заявления в суд с требованием увеличить сумму выплат, так как, по вашему мнению, они сильно занижены. Будьте готовы, что процедура оспаривания может затянуться на полгода и более.

В обязательном порядке получите на руки заверенную копию акта о страховом случае. В соответствии со статьей 71 «Правил ОСАГО…» компания по письменному запросу должна выдать на руки. После того как у вас все на руках можете не спеша провести анализ самостоятельно или с привлечением квалифицированных специалистов из этой области.

Распространенные уловки:

  • Оплата и количество нормо-часов работ существенно занижены;
  • Некоторые виды работ вообще не принимают к сведению, ссылаясь на их несущественность в процессе. Хотя это далеко не так, все работы должны быть учтены обязательно. Работники не в праве что-то исправлять или отбрасывать;
  • Запчасти и расходный материал вычисляются по заниженной цене;
  • Некоторые комплектующие вообще не берутся во внимание;
  • Когда не ликвид с автомобилем, то его рабочие детали могут быть завышены в 2 раза в стоимости. Что будет основой для уменьшения итоговых выплат.

В соответствии с регламентом Центробанка, все расчеты по компенсационным выплатам должны происходить по единому алгоритму. Но на практике граждане очень часто встречаются со случаями недоплаты необходимых для ремонта транспортного средства денежных активов. Причинами такого явления обычно выступают следующие три критерия:

  • Недостаточно хорошая квалификация специалистов, проводящих экспертизу пострадавшего авто;
  • Не обнаруженные скрытые поломки, присущие кузовным элементам;
  • Отсутствие предварительной подготовки для осмотра машины (очищение ТС от грязи, установка правильного освещения, сбор инвентаря и т. д.).

Однако такие основания назвать законными нельзя, так как в перечисленных ситуациях виновником в проведении неправильной диагностики выступает исключительно СК. Поэтому обжаловать урезанную выплату клиент сможет без проблем, через суд. Но существует и ряд обстоятельств, при которых оспорить занижение компенсации не получится. Сюда относят:

  • Исключение работ по восстановлению лакокрасочного покрытия, при условии, что площадь поврежденного участка занимает более 25%;
  • Учет деталей, узлов и агрегатов транспортного средства, имеющих повышенный износ (все требующие замены элементы оплачиваются в половину цены);
  • Отказ СК в оплате товарной стоимости машины.

Что делать, если страховая выплатила мало денег по ОСАГО, ссылаясь на одну из перечисленных причин, выясним далее в статье.

Почему страховая не доплачивает?

С сентября 2014 года при экспертной оценке повреждений ТС, полученных вследствие страхового случая, все расчеты должны выполняться страховщиком по единой методике от Центробанка.

Несмотря на это, возможны ситуации, когда заключения разных экспертов равной квалификации по одному и тому же страховому случаю не совпадают. Почему это возможно?

Дело в том, что методика Центробанка предусматривает единые правила калькуляции, и если вводные сведения будут одинаковы, то такими же окажутся и результаты расчетов.

Но единой методики экспертного обследования пока нет, да и при ее наличии все равно возможны расхождения в оценке, т. к. там многое определяется органолептически, т. е. «на глазок/ощупь». И объем требуемого ремонта также во многом зависит от индивидуального видения специалиста. Поэтому данные для расчетов дают разные показатели.

На различие результатов экспертизы также могут влиять:

  • Профессиональная подготовка специалиста и его отношение к своим обязанностям;
  • Сложность доступа к скрытым повреждениям, включая инструментальное оснащение;
  • Условия осмотра – сильное загрязнение машины или недостаточность освещения.

Страховые компании могут уменьшать суммы выплат по этим и некоторым другим причинам, перечисленным ниже.

Как провести повторную независимую экспертизу

Если акт отражает все повреждения ТС, надо обратиться за независимой экспертизой, чтобы эксперты в акте осмотра указали полную стоимость ремонта.

Если поврежденному транспортному средству не более пяти лет, тогда эксперт может рассчитывать размер УТС автомобиля в результате ремонтных работ. Причем эта сумма также подлежит взысканию со страховой компании.

Учтите! Если отчет отражает не все повреждения, а транспортное средство еще не ремонтировали, тогда надо провести экспертизу повторно. Причем обязательно надо уведомить представителя страховой компании о месте и времени ее проведения.

Все квитанции необходимо сохранить, ведь потом можно будет взыскать потраченные денежные средства со страховой компании через судебную инстанцию. В случае проведенного ремонта чеки необходимо восстановить, платежки подтвердят затраты владельца пострадавшего автомобиля.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *