Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Стоимость обучения в платной аспирантуре и варианты поступления на бюджет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Еще до 2013 года аспирантура была формой профессионального образования, которое получают после ВУЗа. Она предполагала подготовку работников, которые продолжают свою карьеру в научной деятельности. С 2013 года аспирантура развилась до 3-го уровня высшего профессионального образования.
Перспективы обучения в аспирантуре
В первую очередь, студент получает научную степень. Также ему открываются следующие важные перспективы:
- навыки и умения научно-исследовательской деятельности;
- получение доступа к ценным данным и ресурсам, знакомство с нужными людьми в процессе проведения исследований, экспериментов, тестов, экспедиций, испытаний и т. д.;
- преподавать в учебных заведениях, в том числе высших, а также продолжать проводить научно-исследовательскую работу;
- кандидаты наук – это «лакомый кусок» для крупных и международных организаций, которые подбирают в штат только усердных, талантливых и перспективных сотрудников (зарплата предлагается соответствующая);
- отсрочка от армии для мужчин (если обучение проходит очно).
Студент всегда вправе решать, продолжать ли ему обучение и развитие как специалиста в аспирантуре или же выбрать активное построение карьеры. Важно помнить, что кандидат наук всегда находится на высоком профессиональном уровне и может сделать блестящую карьеру.
На программы аспирантуры очной формы обучения могут поступать граждане, имеющие документ государственного образца о высшем образовании (специалисты и магистры).
Подготовка аспирантов в Университете осуществляется как на бюджетной основе (в счет контрольных цифр приема), так и на внебюджетной основе (сверх контрольных цифр приема).
Университет (г. Москва) осуществляет прием на обучение по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре по группам научных специальностей 5.1. Право и 5.2. Экономика очной формы обучения по научным специальностям (с указанием профилей).
Направление подготовки/ квалификация |
Форма обучения |
Срок обучения |
Право Экономика |
очная форма обучения |
3 года (нормативный срок обучения) |
Стоимость обучения на 2022-2023 год:
5.1. Право |
очная |
338 850 рублей |
Лица, прикрепляемые для работы над диссертацией |
156 000 рублей |
|
5.2. Экономика |
очная |
338 850 рублей |
Прикрепление к Университету
Условия прикрепления Условия прикрепления лиц для сдачи кандидатских экзаменов
ПЕРЕЧЕНЬ НАУЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Прикрепление осуществляется по научным специальностям
5.1. Право:
5.1.1. Теоретико-исторические правовые науки
5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки
5.1.3. Частно-правовые (цивилистические) науки
5.1.4. Уголовно-правовые науки
5.1.5.- Международно-правовые науки
5.2. Экономика
5.2.4. Финансы
5.2.6. Менеджмент
СРОКИ ПОДАЧИ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ПРИКРЕПЛЕНИЯ ЛИЦ К УНИВЕРСИТЕТУ И ТРЕБОВАНИЯ К ИХ ОФОРМЛЕНИЮ
Лица, прикрепляющиеся к Университету для сдачи кандидатских экзаменов, подают заявление на имя ректора с просьбой о прикреплении для оценки степени подготовленности соискателя ученой степени кандидата наук к проведению научных исследований, с указанием шифра и наименования научной специальности, контактной информацией и способе информирования о ходе рассмотрения вопроса о прикреплении.
6.1. Минимальный проходной балл для участия в конкурсе по сумме двух испытаний согласно п. 3.5 без учета баллов за индивидуальные достижения устанавливается равным (таблица 3):
а) 7 (семи) – в рамках контрольных цифр приема;
б) 6 (шести) – по договорам, заключаемым с физическими и (или) юридическими лицами.
№ варианта |
Оценка на экзамене по специальности |
Оценка на экзамене по иностранному языку |
Сумма баллов |
---|---|---|---|
1 | «отлично» | «отлично» | 10 |
2 | «хорошо» | 9 | |
3 | «удовлетворительно» | 8 | |
4 |
«хорошо» |
«отлично» | 9 |
5 | «хорошо» | 8 | |
6 | «удовлетворительно» | 7 | |
7 | «удовлетворительно» | «отлично» | 8 |
8 | «хорошо» | 7 | |
9 | «удовлетворительно» | 6 |
Почему так важен научный руководитель
Научный руководитель – это, как правило, профессор, доктор наук, которому разрешено вести аспирантов. Что он может сделать для аспиранта:
- ввести в круг новейших научных проблем, актуальной полемики;
- обучить научному стилю (то есть, если по-простому, научить писать научные статьи);
- дать подсказку в выборе темы исследования, правильных формулировок и т.д.;
- обрисовать круг научных журналов, где может напечататься аспирант, конференций, где он может принять участие;
- ну и, конечно, всячески мотивировать аспиранта на написание статей и диссертации. Аспиранты тоже люди, и ничто человеческое – в частности, лень – им не чуждо. А научный руководитель может вовремя разогнать эту лень и сподвигнуть аспиранта на тяжелый научный труд.
В любом случае вклад научного руководителя – неоценим, а во многих случаях является определяющим.
А теперь представьте, что научный руководитель вами совершенно не интересуется: вы числитесь в его аспирантах, но встречаетесь разве что на промежуточной аттестации. Все остальное вам приходится делать самому. В каком-то смысле – изобретать велосипед, ведь научный руководитель может вам все это объяснить, но по каким-то причинам не делает этого. Теперь понимаете, насколько важен выбор научного руководителя?
Выбор формы обучения
Форму обучения будущий аспирант, как правило, выбирает заранее. При обращении в отдел аспирантуры он только уточняет это в документах.
Существуют две формы обучения в аспирантуре – очная и заочная. Правда, оговоримся, что есть еще такая форма, как соискательство. В этом случае человек, не обучаясь в аспирантуре, готовит диссертацию и сдает кандидатский минимум самостоятельно. Но соискательство, во-первых, не везде есть, во-вторых, к поступлению в аспирантуру отношения не имеет, поэтому сосредоточимся только на очной и заочной форме.
Очная форма подходит для тех, кто закончил институт и имеет возможность продолжать образование дальше, не особенно заботясь о своем финансовом положении. Заочники, как правило, – люди занятые и совмещающие образование с зарабатыванием денег.
Поэтому прежде всего стоит решить для себя, что в данное время уместнее: преданность науке или финансовая независимость.
Экзамены в аспирантуру и их специфика
Вступительных экзаменов в аспирантуру три – специальность, философия и иностранный язык. Обычно на сайтах вузов представлены вопросы для подготовки к этим экзаменам.
Экзамен по специальности – самый простой и самый сложный одновременно. Простой – потому что именно по этой дисциплине аспирант и будет писать диссертацию, именно по ней он больше всего знает. Сложный – потому, что требования, предъявляемые аспиранту, отличаются от тех, которые предъявляются к студенту. Аспирант, безусловно, должен показывать более высокий уровень подготовки. К тому же по специальности потом необходимо будет сдавать еще и кандидатский экзамен.
На экзамене по философии проверяются знания абитуриентов по общему курсу философии, который читается студентам. Здесь придется вспоминать. Особенно трудно тем, кто к философии относился как к лишней дисциплине – не такой уж и лишней она оказалась.
Кстати, в кандидатский минимум, который аспиранты сдают во время учебы, также входит экзамен по философии – но уже не по общей, а по истории и философии науки. Очень специфическая, но чрезвычайно полезная для аспирантов область знаний, над которой тоже придется основательно попотеть.
Впрочем, как вопросы к вступительному экзамену по философии, так и ответы на них легко найти в интернете. Конечно, формулировки на 100 процентов не совпадут, но будущему аспиранту несложно достроить картину до нужной.
А вот про еще один вступительный экзамен – иностранный язык – такого не скажешь. Готовых ответов тут нет. А экзамен состоит из нескольких заданий:
- Перевод небольшого научного текста той тематики, которой занимается аспирант: химику дают текст про химию, литератору – про литературу. Можно пользоваться словарем (удобнее, конечно, не бумажным, а иметь в телефоне), но перевод должен быть очень близким к тексту. Практически «слово в слово».
- Второе задание – конспект научного текста и его пересказ (на иностранном языке). И снова – текст той науки, которой вы занимаетесь, но теперь нужно понять общий смысл, сделать конспект и суметь пересказать его. А также ответить на вопросы.
- Третье задание – беседа. Обычно нужно подготовить рассказ о себе, о своей научной работе. По ходу рассказа экзаменатор может спросить что-нибудь, уточнить. Но по большому счету это самое простое задание.
Если по специальности и философии еще можно поднапрячься и подготовиться за пару недель, то по иностранному языку сделать это практически нереально. Поэтому – лучше учите язык, пока вы студенты. Тем более что в нашем мультикультурном мире без него скоро нельзя будет шагу ступить. По крайней мере, в науке.
Информирование о приеме на обучение
В целях информирования о приеме на обучение вуз в рамках новых правил размещает следующую информацию о приеме на обучение в аспирантуру на своем официальном сайте:
-
не позднее 1 ноября года, предшествующего году приема на обучение (при приеме на 2022/23 учебный год — не позднее 15 апреля 2022 г.):
- правила приема, утвержденные вузом самостоятельно, в том числе:
- сроки проведения приема на обучение;
- особенности проведения вступительных экзаменов для инвалидов;
- порядок подачи и рассмотрения апелляций по результатам вступительных экзаменов;
- перечень индивидуальных достижений поступающих, учитываемых при приеме на обучение, и порядок учета указанных достижений;
- количество мест для приема на обучение по различным условиям поступления в рамках контрольных цифр (без указания целевой квоты);
- перечень вступительных экзаменов с указанием по каждому из них следующих сведений:
- наименование вступительного экзамена;
- максимальное количество баллов;
- минимальное количество баллов;
- приоритетность вступительного экзамена при ранжировании списков поступающих;
- форма проведения вступительного экзамена, языки, на которых осуществляется сдача экзамена, программа вступительного экзамена;
- информация о проведении вступительного экзамена очно и (или) с использованием дистанционных технологий;
- информация о местах приема заявлений о приеме на обучение и прилагаемых к ним документов, о почтовых адресах для направления документов, необходимых для поступления, об электронных адресах для направления документов, необходимых для поступления, в электронной форме (если вуз принимает документы в электронной форме посредством электронной почты);
- информация о возможности подачи документов с использованием суперсервиса «Поступление в вуз онлайн» посредством портала госуслуг;
- образец договора об оказании платных образовательных услуг (при наличии приема по договорам об оказании платных образовательных услуг);
- информация о наличии общежития;
- правила приема, утвержденные вузом самостоятельно, в том числе:
-
не позднее 1 июня года приема на обучение:
- количество мест для приема на обучение в рамках контрольных цифр по различным условиям поступления с указанием целевой квоты;
- сроки зачисления;
- информация о количестве мест в общежитиях для иногородних;
- количество мест зачисления на места по договорам об оказании платных образовательных услуг — не позднее чем за 5 месяцев до начала экзаменов;
- расписание вступительных экзаменов — не позднее чем за 14 календарных дней до начала вступительных экзаменов.
Вуз в соответствии с новым порядком должен обеспечивать доступность указанной информации (на сайте или другими способами) в период с даты ее размещения до дня завершения приема на обучение в аспирантуре, включительно.
В период со дня начала приема документов до начала зачисления на официальном сайте размещаются и ежедневно обновляются информация о количестве поданных заявлений о приеме на обучение и списки лиц, подавших документы по каждому конкурсу.
Особенности обучения в аспирантуре
В Венгрии аспирантура рассчитана на четыре года: два года теоретических и столько же практических. Первые два года проходят лекции и семинары с преподавателями, третий и четвертый год выделены на консультации с научным руководителем по написанию диссертации, участие в конференциях и подготовку научных статей. Другими словами, большую часть времени ты занимаешься подбором материалов для своей будущей диссертации.
Количество аспирантов на каждой программе ограничено, как правило, это около двух-пяти человек, с которыми ты практически не видишься и не общаешься. Обычно в аспирантуру в Европе поступают уже взрослые люди, с накопившимися жизненным опытом и большим стажем работы в разных сферах. Я считаюсь очень юной для подобной программы по мнению других аспирантов, поскольку в таком возрасте обычно люди заканчивают только бакалавриат в Европе.
Чтобы поступить в аспирантуру, абитуриент должен соответствовать ряду требований.
- Главное условие для поступления на третью ступень высшего образования — наличие диплома специалиста или магистра. Поэтому поступить в аспирантуру сразу после бакалавриата невозможно.
- В приемную комиссию вуза, на базе которого открыта аспирантура, заявитель, поступающий предоставляет набор документов, в который входят: заявление, паспорт, документы о индивидуальных достижениях и пр.
- Сдача экзаменов. Если при поступлении в магистратуру сдается комплексный экзамен, то для зачисления в аспирантуру следует успешно справиться с тремя испытаниями. Удовлетворительные оценки абитуриент должен получить по иностранному языку, специальности и философии науки. При неудовлетворительном результате возможность пересдачи появится только через год.
- Перед поступлением в аспирантуру необходимо пройти собеседование с научным руководителем. Он должен одобрить поступление выпускника специалитета или магистратуры, так как им предстоит на протяжении третей ступени обучения находиться в постоянном научном контакте.
- Раньше время, потраченное на обучение в аспирантуре, засчитывалось в трудовой стаж. После 2013 года этот период выпадает и не учитывается в качестве труда, а также не входит в стаж научно-педагогической деятельности;
- поиск и выбор научного руководителя – лучше сделать это еще до поступления. От того, кто будет сопровождать вас все 3 года обучения (звание, вес в обществе и научных кругах, репутация, психическое и физическое здоровье и т.д.), будет зависеть успешность вашей работы и ее защита.
Представьте, что им окажется молодой и неопытный сотрудник института – к вашей работе могут отнестись предвзято. Или если руководитель окажется в глубоком возрасте, которому свойственны закономерные изменения психики, слабое здоровье и нехватка времени?
В этом случае вы не получите полноценной поддержки, и тогда «плакала» ваша диссертация;
- если вы решили учиться и работать одновременно, то писать диссертацию будет очень проблематично (по статистике защищаются только 20-30% работающих аспирантов). Поэтому рекомендуется уволиться хотя бы на год, чтобы посвятить его работе над кандидатской.