Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сколько работает преподаватель?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В те дни, когда у учителя нет уроков, он вправе не приходить в школу. Но при условии, что его присутствие не требуется для другой ненормируемой работы. Например, если на этот день по графикам школы не запланировали педсовет или заседание методического объединения. Тогда педагогу не нужно получать разрешение директора. Более того, если директор или его заместитель обяжут педагога присутствовать в школе полный день, их могут привлечь к административной ответственности за нарушение норм трудового права.
Часы замещения временно отсутствующих по болезни и другим причинам учителей и преподавателей оплачиваются дополнительно, сверх установленной тарификации (п. 2.7 приложения 2 к Приказу Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601).
Расчет стоимости часа замещения приведен в Письме Минобразования РФ от 29.12.1995 № 87-М «О почасовой оплате труда в образовательных учреждениях» (далее – Письмо Минобразования РФ № 87-М). В нем говорится, что размер оплаты одного часа педагогической работы в месяц определяется путем деления месячной ставки заработной платы педагогического работника в соответствии с разрядом ЕТС за установленную норму часов педагогической работы в неделю на среднемесячное количество рабочих часов.
В свою очередь, среднемесячное количество рабочих часов определяется, согласно Письму Минобразования РФ от 09.11.1995 № 75-М, путем умножения нормы часов педагогической нагрузки в неделю на количество рабочих дней в году по пятидневной рабочей неделе и деления полученного результата на 5 (количество рабочих дней в неделе), а затем на 12 (количество месяцев в году).
Если в году имеются предпраздничные дни, у которых продолжительность сокращена на 1 час, то их также необходимо учесть в формуле.
Средняя аудиторная нагрузка на ставку 900 часов. При равномерном распределении часов на весь учебный год это где-то по четыре-пять дней по две-четыре пары. Рабочая же неделя преподавателя шесть дней. Думаете остальные часы и дни Вам достались даром, и можете в них делать что хотите? Хоть отдыхать, хоть работать ещё где-то?
Это не так. Кроме непосредственно проведения занятий Вы должны готовиться к лекциям, писать конспекты, методички. Проверять курсовые проекты и работы, контрольные работы. А ещё есть такая страшная вещь как Полный Методический Комплект, коротко ПМК. Это такая папка на каждый предмет, в которой должны лежать документы, подготовленные по стандартам министерства и вуза, и эти документы будете оформлять и наполнять информацией Вы! Эти папки будут периодически, несколько раз в год, проверяться разными комиссиями, и если будут обнаружены недостатки, а они обязательно обнаружатся, то Вы не только будете наказаны, но ещё будете их исправлять. А по прошествии небольшого количества времени Вам придётся всё переделывать, потому что изменились стандарты и шифры, или даже всё выбросить, потому что такого предмета больше нет, и начать с нуля, потому что на голову упал совершенно новый предмет, раннее не существовавший в природе. А теперь помножьте всё это на количество разных предметов, которые Вы будете вести (обычное явление, когда один преподаватель ведёт от пяти до десяти разных предметов)… (Количество ведомых вами предметов будет зависеть от контингента обучающихся. Чем больше студентов, тем больше часов по одному конкретному предмету. Также кроме лекций и практикумов есть практики, курсовые. Это тоже часы, и их объём также зависит от числа студентов. 3 июля 2020.)
Вполне вероятно, что по финансовым соображениям Вы будете работать более чем на ставку. А значит на отдых времени будет оставаться меньше. А за работу над проектами или по профессии вообще забудьте. Выспаться бы…
Зарплата — самый грустный параметр преподавательской работы. Работа на то и работа, чтобы приносить доход, и этого дохода должно хватать на то, чтобы Вы могли не только себя содержать, но и свою семью, и желательно, родителей. И что-то даже должно оставаться. Но про зарплату преподавателя этого сказать никак нельзя.
Усугубляет ситуацию то, что молодые преподаватели берутся на должности ассистента, преподавателя или старшего преподавателя. Чаще всего достаётся на первые несколько лет должность ассистента, зарплата которого сравнима с минимальным размером оплаты труда, зачастую меньше минимальной пенсии, и точно недостаточна для элементарного выживания. Выход? Сидеть на шее у родителей или работать больше, например, на две ставки. Но даже когда Вы защитите диссертацию и Вам дадут должность доцента, Вы всё-равно будете получать зарплату на грани выживания. Но и это произойдёт лишь через много лет. Так стоит ли шкурка выделки? Я уж не говорю о том, чтобы дорасти до профессора.
Что относится к академической задолженности?
Хвост или академическая задолженность в университете – это не сданные в срок зачеты, экзамены, курсовые или практика. Также к ним относят ситуации, когда предмет закрыт на неудовлетворительно или не зачтено. Причин, чтобы заработать академическую задолженность несколько, но они особенно не интересуют деканат. Поэтому лучше не нарываться на подобную ситуацию совсем. Для этого запомните золотые правила:
- Нужно точно знать сроки сдачи сессии;
- Уточняйте условия допуска, ведь некоторые преподаватели не принимают экзамен или зачет без сдачи определенной контрольной, теста или конспекта;
- Нужно знать, какое количество хвостов может быть поводом к отчислению. Зачастую это три экзамена, которые нужно сдать в неделю пересдач (хотя на деле нужно урегулировать вопрос до начала нового семестра);
- Уточняйте сроки сдачи задолженностей, договаривайтесь с преподавателями и избавляйтесь от хвостов до начала каникул.
Избавиться от хвостов можно во время дополнительной сессии, периода, который создан именно для решения подобных проблем. Но стоит понимать, что продленная сессия – это другое понятие. Она назначается только по уважительным причинам, когда существует пара долгов. А дополнительная сессия – это для тех, у кого масса задолженностей. Работает все по такой схеме:
- Сдача;
- Пересдача;
- Комиссия.
Если вы пропустили все этапы, то далее следует отчисление. Так как студента заранее предупреждают о пересдаче, и последствия полностью ложатся на его плечи.
Если вы хотите решить проблему, действовать нужно по такой схеме:
- Студент должен написать заявление с просьбой урегулировать академическую задолженность;
- Декан дает разрешение и подписывает документ;
- Далее студенту выдается хвостовка, с которой он должен найти нужного преподавателя и договориться о пересдаче;
- Происходит пересдачи и если она успешная, то оценка переносится в зачетку и хвостовку;
- Студент зачетку и хвостовку должен занести в деканат.
Также каждый студент должен знать, что по закону ему дается один год на сдачу хвоста и две попытки в сроки, установленные деканатом. В этот период не входит беременность, академический отпуск и больничный. Первая пересдача происходит преподавателю, а вторая – специальной комиссии, которую формирует деканат. Если у ученика есть задолженность на протяжении года, то к следующей сессии его не допускают. Далее следует отчисление по причине невыполнения учебного плана. Тогда единственное решение – восстановиться заново с пропуском одного курса.
Академическая задолженность или банальный хвост бывал, есть и будет у каждого студента. И плохого в этом нет, если вовремя решить вопрос и избавиться от задолженности. Достаточно сразу прийти в деканат за хвостовкой, договориться с преподавателем и закрыть все до окончания дополнительной сессии. Причем на это дается почти целый год и несколько попыток. А значит, задача решаема в любом случае!
«Педагогу нельзя работать больше 36 часов»
Педагогическим работникам установили сокращенную продолжительность рабочего времени – максимум 36 часов в неделю (ч. 1 ст. 333 ТК). Но поскольку рабочее время учителей включает ненормируемую часть, они фактически могут работать больше. Причем в какие-то дни рабочее время педагога может превышать количество уроков, а в какие-то – равняться им.
Если педагог работает по совместительству, его рабочее время также может фактически – по основной работе и по совместительству -превышать 36 часов (ст. 60.1, 282, 284 ТК). Это касается и внешнего совместительства – когда ваш учитель трудится еще и у другого работодателя, и внутреннего – когда он совмещает несколько должностей в вашей школе. Рабочее время для совместителя рассчитывают по отдельности – для основной и дополнительной работы. Еще один случай, когда педагог может работать больше часов, – сверхурочка. Если причины, по которым вы привлекаете учителя к такой работе, не связаны с катастрофами и авариями, то вам понадобится письменное согласие работника.
Какую работу можно совмещать с учебой
Рассмотрим разновидности работы, которую можно успешно совмещать с учебой.
Наиболее часто студентам предлагают рабочие места, не требующие опыта и квалификации, например, официантов, курьеров или промоутеров. Если есть острая необходимость начать зарабатывать, можно выбрать этот вариант. Для студентов младших курсов он наиболее доступный. Но требуется хорошая физическая выносливость, а часто коммуникабельность и презентабельная внешность (например, для промоутеров, которых часто воспринимают как «лицо фирмы»).
На некоторые виды неквалифицированных работ (те же официанты или уборщики) можно устроиться во время каникул и необязательно в России. За границей подобная работа лучше оплачивается и, кроме того, можно познакомиться с жизнью и культурой другой страны, что всегда интересно и познавательно. На заработанные деньги потом можно жить весь учебный год, не думая о необходимости дополнительного заработка. Правда, работа за границей требует знания иностранного языка.
Более легкой (и часто более денежной) является работа в дистанционном режиме. Это копирайтеры, репетиторы, веб-дизайнеры, переводчики и т.п. Можно зарабатывать на хобби, например, размещая качественно сделанные фотографии на биржах фриланса или в фотобанках.
Старшекурсники могут рассчитывать на вакансии по своей будущей специальности, особенно если работать можно в выходные дни или вечернее время.
Для поиска работы хорошо подходят специализированные сайты. Тем более, что там есть специальный раздел, который так и называется: «Для студентов». Некоторые работодатели размещают объявления непосредственно в учебных заведениях (обычно это доски объявлений возле деканатов).
Еще один относительно новый вид заработка — заработок в социальных сетях, который получает все большее распространение, и не только среди студентов. Но нужно обладать определенными знаниями: ориентироваться в интересных пользователям темах, уметь создавать группы, привлекать в них посетителей и подписчиков и т.п.
Насколько это законно?
Правило 15 минут – это не закон, а лишь традиционный шаблон поведения студентов.
В каждом вузе есть устав, где может содержаться информация по поводу рекомендуемого поведения на подобный случай. Обязательно ознакомьтесь с документом сразу после поступления.
Например, в Кодексе студента Черкасского Национального университета четко прописано: в случае неявки преподавателя в течение 15 минут староста (если ему ничего не известно о причине) обязан обратиться в деканат и ждать последующих указаний. Если же сделать этого нельзя, студенты должны оставаться в аудитории и вести себя тихо.
Похожий протокол действий есть в большинстве вузов, потому что обучение в высшем учебном заведении ведут строго по протоколу, и созданный график должны соблюдать не только студенты, но и преподаватели.
На что работодатель не имеет права?
Работодатель обязывает трудящихся приходить на работу за 15-20 минут до начала трудового дня. При этом, за нарушение этой обязанности, работникам снижают зарплату. Правомерно ли это? Представители Минтруда дали отрицательный ответ.
При этом они сослались на ТК, в котором есть определение рабочего времени. Оно фиксируется в трудовом договоре. Время вне рабочего дня – это время отдыха, которым волен распоряжаться сотрудник. В этот период он освобождается от выполнения трудовых функций на основании статьи 106 ТК.
15-20 минут до начала смены также относятся ко времени отдыха. И работодатель не имеет права распоряжаться этим временем. Следовательно, требования явиться на работу заранее и санкции за их невыполнение – все это незаконно.
Если существует потребность в заблаговременной подготовке рабочих мест, придется сдвинуть смену на те же 15-20 минут назад. Увеличивать продолжительность рабочего дня на 15-20 минут не рекомендуется, так как законы также регламентируют длительность рабочего дня.
Как стать преподавателем ВУЗа
Пожалуй, самый ответственный вид преподавания. Поэтому и подготовка требуется соответствующая. Во-первых, нужно отсидеть университетские курсы вплоть до магистратуры. Во-вторых, зарекомендовать себя при защите диплома. Затем придётся идти в аспирантуру. Если вы, конечно, не хотите до конца жизни оставаться ассистентом преподавателя. Впрочем, некоторые ВУЗы сквозь пальцы смотрят на наличие учёных степеней. Всё зависит от престижности заведения.
Зачастую в профессорский состав университета попадают именно его выпускники. Те, которые зарекомендовали себя за годы учёбы. Так что грамотный подход к выбору ВУЗа и активная студенческая позиция – верные помощники будущей карьеры.
Когда профильное образование получено, следующим шагом является повышение квалификации на педагогико-психологических курсах. На них вы получите базовые навыки методики преподавания. А уже оттуда можете отправляться прямиком в ВУЗ на собеседование.
Как стать преподавателем танцев
По аналогии с предыдущим пунктом – научитесь танцевать.
Выберите одно-два интересующих вас направления и доведите своё мастерство до совершенства.
Тут видеоуроками не обойтись, ведь важна оценка ваших умений с эстетической стороны, причём оценка профессионала.
Так что для начала отправляйтесь к тренеру. Когда почувствуете в себе достаточно сил, попроситесь на занятия начинающих групп в качестве ассистента. Например, вы можете провести разминку перед занятием. Затем обсудите с тренером ваши недочёты, которых на первых порах не избежать.
Следующим шагом станет получение сертификата. Интернет подскажет, где их добыть в вашем городе.
Дальнейший план прост: поиск вакансий, испытательный срок и конечная цель – карьера преподавателя танцев.
Ответственность за принятие работника без высшего образования. Прием на работу после ВУЗа – что следует знать о молодых специалистах
наличие конкретного образования, подтвержденного дипломом, является обязательным при приеме медицинских работников, педагогов, госслужащих.
При приеме сотрудника на данную должность, как правило, важно наличие высшего образования, свидетельствующего о уровне знаний, но не обязательно.
Как правило, перечень обязанностей сотрудника, а так же требования к уровню образования прописываются в должностной инструкции, которая в свою очередь составляется на основании Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.
- Принять сотрудницу без специального образования на должность помощника бухгалтера это право Вашей организации, но данная сотрудница должна отвечать требованиям, которые присущи данной квалификации.
- Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» .
- Отказ в приеме на работу
Отказать можно по таким основаниям, как неподходящее образование, недостаточный опыт работы, отсутствие необходимой профессии, квалификации, медицинские противопоказания (п. 10 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2).
* Кандидат, которого не приняли на работу, вправе потребовать, чтобы организация письменно сообщила причины отказа (ст. 64 ТК РФ).
Имейте в виду, нельзя указывать в качестве таких причин беременность, наличие детей, отсутствие регистрации, пол, национальность, вероисповедание (ч. и ст. 64 ТК РФ).
Гарантии и компенсации для работников
Гарантии и компенсации, которые работодатель должен предоставить работающему студенту, перечислены в ст. 173 ТК РФ.
В ст. 173 ТК РФ сказано, что работодатель обязан предоставить и оплатить работающему у себя студенту отпуск продолжительностью:
- 40 дней в год для сдачи сессии для работающих студентов младших курсов обучения в ВУЗе по программе бакалавриата, специалитета или магистратуры независимо от формы получения образования;
- 50 дней для сдачи зачётов и экзаменов на старших курсах, вплоть до окончания учёбы;
- до 4-ёх месяцев для написания дипломной работы и её защиты, а также для подготовки и сдачи государственных экзаменов.
Эти гарантии распространяются как на студентов дневного отделения ВУЗа, так и для студентов – заочников.
Для студентов среднего профессионального образования, ст. 174 ТК РФ установлена следующая продолжительность отпуска:
- 30 календарных дней для сдачи сессии для студентов 1-ого и 2-ого курса, получающих среднее профессиональное образования;
- 40 дней для сдачи сессии на остальных курсах до окончания программы обучения;
- 2 месяца для подготовки студента к защите дипломной работы и сдаче государственных экзаменов.