Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как приемные родители становятся жертвами своих детей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Все школы-интернаты, детские дома и дома ребёнка, а также интернаты для умственно отсталых детей города Москвы к концу 2015 года были преобразованы в центры содействия семейному воспитанию. Здесь жители могут пообщаться детьми, узнать, как оформить опекунство или патронат, стать приёмными родителями или усыновить ребят.
Усыновление (удочерение)
С начала года в Москве усыновили 187 детей. Всего в городе сейчас более 5,1 тысячи семей, где воспитываются 5,7 тысячи усыновленных детей.
При усыновлении лица, принявшие в свою семью ребёнка, приобретают все родительские права и обязанности. Усыновители дают ребёнку свою фамилию и воспитывают как собственного.
Разница в возрасте между будущими родителями и ребёнком должна быть больше 16 лет. Усыновителями могут стать только дееспособные граждане, не имеющие судимостей по тяжким статьям, при условии, что у них есть жильё и необходимый доход. Не отдадут детей в семьи, где родители употребляют алкоголь или наркотики, являются носителями инфекций, страдают психическими заболеваниями или ранее лишались родительских прав либо были отстранены от исполнения обязанностей опекуна.
Новой семьёй — в новый дом
С 2014 года в столице запущен проект по имущественной поддержке семей, принявших на воспитание детей-сирот старшего возраста и (или) детей-инвалидов.
Семьи, взявшие на воспитание не менее пяти детей-сирот, трое из которых старше 10 лет и (или) являются инвалидами, получают жильё для комфортного проживания большой семьи. Площадь дома или квартиры рассчитывается по норме от 10 до 18 квадратных метров на каждого члена семьи (родители, их родные несовершеннолетние дети и приёмные дети).
Если супруги состоят в браке не менее трёх лет и успешно проходят психологическую диагностику, то с ними заключается договор безвозмездного пользования жилым помещением на 10 лет. После этого срока семья вправе получить квартиру по договору социального найма.
Участниками проекта стали 34 приёмные семьи, в которые были переданы 203 ребёнка. Из них 63 ребёнка-инвалида, 93 ребёнка — старше 10 лет.
История Марины, которая стала второй мамой для своего братишки
Марине было 9 лет, ее младшему братику Владу – 4 года. Как-то они гуляли возле дома, мама сказала, что ей нужно ненадолго отлучиться. К детям подошли люди в полицейской форме и еще несколько женщин, похожих на педагогов: в строгих костюмах, очках, с папками в руках. Влада взяли за ручку и куда-то повели. Марина начала кричать, чтобы брата отпустили. К девочке подошла одна «учительница», присела и доверительным тоном сообщила, что их везут в детский санаторий. Детей посадили в машину и повезли в сопровождении полиции.
Марина пыталась взять за руку Влада, потому что тот начал плакать и звать маму.
Машина остановилась у здания, которое напоминало школу. «Наверное, это и есть санаторий. Мама просто не успела сказать, что нас сюда привезут» – подумала Марина. Девочку отвели в кабинет врача, который долго заполнял какие-то бумаги. Когда девочка пыталась выяснить, где ее брат, ей ответили, что мальчика поместили в младшую группу.
Марина устроила истерику. Она кричала, что без Влада никуда не пойдет. Работники пытались вразумить девочку, объясняли, что маленький детей помещают в отдельную группу. Но Марина не слушала, что ей говорят. Она заявила: «Если я сейчас же не увижу брата, то сбегу отсюда». Она сдержала свое обещание и в ту же ночь убежала. Нашли девочку на детской площадке, возле своего дома. Марина надеялась, что мама придет за ней и решит все вопросы. Марину вернули в детский дом. На прогулке она иногда видела Влада. Тот, как правило, стоял на одном месте и ковырял носком ботинка землю.
Марина каждый день просила воспитателей, чтобы они вернули ей брата. «Мы никогда не расставались, всегда вместе» – объясняла девочка. Наконец, начальница детского дома сдалась и поместила детей в одну группу. Педагог из «семейной» группы много раз говорила, как Марина любит своего брата. Она заботилась о нем, как настоящая мама: кормила, переодевала, гуляла на улице, играла. Когда сестра уходила на школьные уроки, она подробно объясняла воспитательнице, как смотреть за Владом.
Марину и Влада забрали в приемную семью через 3,5 года. Новые родители оказались добрыми и чуткими людьми. Они изо всех сил старались, чтобы у детей было счастливое детство. Но Марина вела себя странно: она не разрешала приемной маме даже приближаться к Владу, ревновала, не отходила ни на шаг от брата. К сожалению, общего языка с приемными родителями девочка не нашла, и они снова оказались в интернате.
Психолог комментирует историю Марины:
«К сожалению, дети, которые попадают в детские дома, рано становятся взрослыми. Раннее взросление часто встречается у девочек, которым приходилось ухаживать за младшими братьями и сестрами. Ребенок быстро вживается в роль взрослых, и выходить из нее уже не хочет. Это помогает развить сильные стороны характера: стрессоустойчивость, ответственность, лидерские качества. Но ребенок лишен детства, и это, несомненно, сказывается на психике».
История Кирилла, который обрел семью мечты
От Кирилла мама отказалась еще в роддоме. Он с рождения до 14 лет прожил в детском доме. Многие дети со временем перестают ждать маму, а Кирилл продолжал верить, что родители обязательно его заберут домой. Кириллу хотелось добиться успеха, стать известным, и тогда мама обязательно прочитает о нем, увидит фотографии и приедет за ним. Мальчик хорошо учился, много читал, мечтал стать знаменитым актером. Кирилл попал в театральный кружок, где почти сразу получил главную роль в представлении, потому что действительно был очень талантливым.
Кирилла любили педагоги и воспитанники детского дома. Он был симпатичным, вежливым и творческим молодым человеком. Когда Кириллу исполнилось 14 лет, его взяли в приемную семью. Сбылась мечта парня, ведь у него появились заботливые родители, младшая сестренка и даже бабушки с дедушками. Кирилл потом вспоминал, что самое яркое впечатление у него – это первый новогодний праздник, который он отмечал в новой семье.
«Дети, которые лишены родительской ласки и домашнего тепла, конечно же, мечтают о том, что их найдут и заберут родители. Это счастье, когда ребенок попадает в приемную семью и обретает взрослых, которые заботятся и любят. Воспитанники детских домов часто создают крепкие, дружные семьи во взрослом возрасте. Им хочется окунуться в ту атмосферу уюта, тепла, семейного спокойствия, которой они были лишены в детстве».
Законы, регулирующие процедуру оформления опеки
1 сентября 2008 года в силу вступил Федеральный закон № 48 «Об опеке и попечительстве», благодаря которому прежние законодательные нормы, регулирующие данные юридические процедуры, претерпели значительные изменения. В частности, появилась так называемая предварительная опека, позволяющая в срочном порядке в сжатые сроки взять ребенка в семью на короткий период.
Вопросы установления опеки над оставшимся без родителей ребенком регулирует также ст. 145 Семейного кодекса РФ. В ней, в частности, оговариваются:
- четкие требования относительно принципов оформления опеки над детьми;
- возрастные ограничения, предъявляемые к подопечным;
- нюансы принятия в семью братьев и сестер, оставшихся без родителей.
Непосредственно порядок оформления опекунства прописан в постановлении Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан». В нем же приводятся требования к личности будущего опекуна.
Отдельные вопросы установления опеки разъясняются и в Гражданском кодексе РФ.
Три стадии адаптации ребенка к новой семье
Передача ребенка в приемную семью осуществляется одномоментно, но сам процесс привыкания может растянуться на годы. Здесь многое зависит от возраста малыша, его характера, умения приемных родителей создать комфортные в моральном плане условия для жизни.
Воспитание приемных детей в семье – дело чрезвычайно важное с позиций общечеловеческих ценностей, но в то же время и трудное, исходя из сложности соединения семьи, у которой есть своя история, свои традиции, привычки, устои, с судьбой ребенка, искалеченной, травмированной. Важно понимать особенности ребенка-сироты, знать, как он до этого жил в детском доме. Нужно помнить, что ребенок, несмотря на то, что в детском доме очень много взрослых – воспитатели, педагоги, психологи – тотально одинок и покинут. У него нет того единственного, близкого, родного взрослого, ради которого он мог бы развиваться, расти, на кого мог бы ориентироваться в своей жизни. Это, конечно, не единственная особенность. Хочется отметить, что у такого ребенка, может быть полное отсутствие опыта жизни в семье. У него нет модели семьи, он не видел, как мама заботится о ребенке и о папе, как папа заботится о семье. Не знает он и многих элементарных вещей: как ходить в магазин, сделать себе бутерброд, заварить чай, как зарабатывают и тратят деньги. В детском доме, к сожалению, полное отсутствие личных границ. Ребенок, конечно, имеет свою кровать, тумбочку, но он не может распоряжаться вещами так, как ему бы хотелось. От его желания очень мало что зависит: хочешь или не хочешь, в положенное время нужно есть, спать, играть.
В семье у ребенка должны быть личные границы , вещи, про которые ребенок может сказать «Это моё!», и мама, папа, другие люди должны попросить разрешения, чтобы воспользоваться этими вещами. Таким образом у ребенка формируется понятие не только «моё», но и «чужое». Отсутствие личных границ в детском доме приводит к тому, что, взяв вещь другого человека, ребенок не понимает, что он ворует, он даже не задумывается о том, что это чужое, он привык к тому, что всё общее. Поэтому когда ребенок приходит в приемную семью, важно учесть этот момент. Обращать его внимание на то, что нужно просить разрешения – и, в свою очередь, спрашивать у него, можно ли взять его вещи. Это целое направление работы приёмных родителей. Нужно не стесняться проговаривать эти вещи с ребенком и непременно уважать его границы.
Если от ребенка отказались уже в сознательном возрасте, он жил в семье какое-то время, то это, безусловно, травмированный ребенок , но определенная привязанность с мамой у него сформировалась. У него есть опыт, пусть и негативный, общения с близкими взрослыми, он научился любить, хотя, может быть, и не так, как нам бы хотелось. У ребенка, который с младенчества живет в детском доме, такого опыта нет вовсе. Он не успел научиться любить ни одного взрослого, у него нет чувства стойкой привязанности. Взрослые в детском доме часто меняются, и в таких условиях тяжело установить взаимоотношения, напоминающие семейные.
Как бы мы ни рассказывали в Школе приемных родителей, на что стоит обратить внимание при выборе ребенка, в большинстве случаев выбирают сердцем. Пришли, увидели – моё! Ёкнуло сердце, и ребенка полюбили с первого взгляда.
Когда ребенок из детского дома приходит в семью, он приносит с собой все обиды, которые он успел накопить за свою жизнь. У ребенка очень низкая самооценка, он считает, что от него отказались, потому что он плохой. Почти никогда он не испытывает агрессию сторону отказавшихся от него родственников. В том, что произошло, он винит себя. Это связано с детским эгоцентризмом, ведь ребенок считает, что весь мир вертится вокруг него – и хорошее, и плохое. Когда ребенок приходит в семью, всё меняется. Конечно, период адаптации проходит сложно, он может быть довольно длительным, но в семье ребенок просто расцветает. Меняется даже запах у ребенка, иногда появляются новые волосы, он начинает активно расти, меняются его глаза – то есть обновление происходит даже на физиологическом уровне.
Психологические изменения связаны в первую очередь с тем, что ребенок понимает теперь: «Я нужен, я любим. У меня есть мама и папа, и всё как у всех» . Ребенку хочется расти и стараться для них. Но не всё сразу получается и не всё гладко проходит. Сначала ребенок очень старается понравиться, старается всё слышать и выполнять, но долго в таком напряженном состоянии он, конечно, находиться не может. Когда ребенок наконец-то расслабляется, приемные родители уже видят всю его горечь, обиду на мир. Они замечают, что не сформировано или разрушено у ребенка базовое чувство доверия к миру. И в этот период родителям важно не дрогнуть, контейнировать его тревогу, принять ребенка с его трагедией. У некоторых адаптация длится около полугода, у других – занимает до семи лет.
Когда конфликт происходит со своим ребенком, у вас есть биологическое подкрепление, вы с этим ребенком с самого начала. Когда возникают конфликты с приемным ребенком, такой биологической поддержки у вас нет. Поэтому очень важно при знакомстве с ребенком почувствовать его. Буквально, нравится ли вам, как он пахнет, приятно ли держать его на руках, трогать его. Трудностей в приемной семье очень много, и телесное принятие поможет вам, будет служить подкреплением в непростых ситуациях. И всё-таки воспитание приемного ребенка – это дело очень благодарное.
Стоит отдельно сказать об искушении приемных родителей свалить все беды на генетику . Сами подумайте, если мы будем каждый день думать о плохой наследственности и говорить об этом ребенку, если каждую минуту будем ждать, что вот-вот он станет алкоголиком или наркоманом, в каждом его шаге, даже безобидном, видеть проявление дурных генов, — что может вырасти из этого? Такое поведение родителей подталкивает ребенка к воспроизведению того сценария, о котором ему говорят, которого от него ждут.
Принимая решение взять ребенка в семью, нужно подумать о том, какие есть противопоказания. Для себя их нужно помнить, обсудить со специалистом и взвесить своё решение. Рассмотрим некоторые из них.
Если в семье, которая готовится стать замещающей, в последние два года произошли какие-либо травмирующие события – смерть близких, развод, тяжелая болезнь – это является серьезным противопоказанием. Считается, что два года – это тот период, за который человек смиряется с утратой. Конечно, это не жесткий штамп, у кого-то это происходит раньше, у кого-то позже, но в среднем так. Нужно обязательно прислушаться к себе, если такая ситуация была, прошла ли она для вас, успокоились ли вы, есть ли у вас силы. То есть сначала непременно нужно решить кризис внутри семьи, и уже потом брать ребенка. Если сама семья в кризисе, она не может помочь другому человечку с его проблемами, по-настоящему поддержать его.
Наличие в семье кровных детей – это конечно, не противопоказание, но лишний повод задуматься. Как они отнесутся к появлению нового члена семьи? Как им будет вместе? Специалисты рекомендуют брать ребенка помладше, чем свои дети, чтобы сохранялся естественный порядок появления детей в семье, не нарушалась иерархия старший-младший. Но стоит сказать, что не всегда так, и есть положительные примеры семей, в которых приёмный ребенок старше родного.
Когда ребенок появляется в семье, ему нужно очень много внимания . Ему нужна вся любовь, всё пространство – и надо оценить готовность всей семьи поменять свою структуру. Это сравнимо с новорождённым ребенком, занимающим всё время и заботу мамы. Но при этом у других членов семьи может возникнуть непонимание ситуации – ведь ребенок-то, может быть, уже большой, пять, семь, десять лет, а ведет себя, как малыш: хочет, чтобы его кормили, одевали, возились только с ним. Он как бы наверстывает упущенное. Он так ведет себя не из-за собственных капризов, но устанавливая таким образом привязанность к родителям. Со временем это изменится, ребенок успокоится, но этот период необходимо прожить.
Стоит ли бояться кровных родителей?
Еще одна болезненная тема – общение ребенка с кровными родственниками. Если ребенок никогда не знал своих биологических родственников, то в подростковый период (период самоидентификации) он обязательно захочет узнать о них больше и встретиться с ними. По мнению психологов, этого не стоит бояться. Чаще всего после таких встреч дети понимают, что у них гораздо больше общего с приемными родителями, чем с кровными. Психолог Ирина Гарбузенко отмечает: «Я в своей практике еще ни разу не встречала такого случая, чтобы усыновленные дети возвращались к кровным родственникам. Такое бывает разве что в кино и сериалах».
По закону встречи с кровными родственниками возможны, если они – в интересах ребенка (п. 5 ст.148.1 Семейного кодекса: «Опекун или попечитель не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими родственниками, за исключением случаев, если такое общение не отвечает интересам ребенка»).
О том, почему ребенку важно общение или хотя бы спокойное отношение к кровным родственникам, описано в книге психолога Людмилы Петрановской «Дитя двух семей» .
P.S. Как выбрать ребенка на усыновление
Когда вы соберете все необходимые документы, орган опеки выдаст справку о том, что вы можете быть приемным родителем. К этому моменту вы уже будете примерно понимать, какого возраста, пола, состояния здоровья ребенка вы сможете принять в семью. С этой справкой вы идете в любой отдел опеки России. Можно сразу в несколько. Пишете заявление. Вам показывают банк данных с анкетами детей по данному району.
Искать детей через федеральную базу данных со свободным доступом через интернет не рекомендую, так как ее данные не всегда актуальны, часто информация бывает устаревшей. Таким образом вы выбираете одного или нескольких детей, с которыми хотите познакомиться. Получаете разрешение на посещение конкретного ребенка в детском доме или в доме малютки и идете знакомиться.
Порядок усыновления ребенка из детского дома предполагает и определенные правила при знакомстве. За один визит можно пообщаться только с одним ребенком. Увидеть всех детей сразу нельзя. Это сделано для того, чтобы не все дети в очередной раз испытывали отчаянную надежду. Поскольку каждый ребенок в каждом взрослом хочет увидеть своего папу или маму. Если вы кого-то выбрали, вы можете сразу оформить ребенка в свою семью или некоторое время приходить к нему в детский дом, чтобы познакомиться поближе.
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »
Воспитание ребенка из детдома трубует сил, терпения и мудрости. С появлением приемного ребенка в семье родители начинают нести ответственность не только за физическое развитие и здоровье малыша, но и за его воспитание, формирование у него духовных и моральных ценностей. Следует помнить, что воспитательная работа с приемными детьми имеет свою специфику. Будет неверным с первых дней загружать ребенка, начавшего новую жизнь, разного рода информацией, подчинять его каким-то правилам и принципам. Этот процесс постепенный и успешность его во многом зависит от того, насколько доверительными станут отношения между ребенком и его новыми родителями. Для этого родителям придется потрудиться, чтобы заработать у приемного ребенка безоговорочный авторитет.
Первое, что следует сделать для воспитания ребенка из детдома – это создать для ребенка атмосферу защищенности, любви и заботы в новой семье. Избыток новой информации может тормозить этот процесс, причем касается это не только малышей, но и детей постарше. Правила поведения, моральные принципы и культурное просвещение – эти важные составляющие воспитательного процесса следует отодвинуть на некоторое время, чтобы дать возможность ребенку обжиться и освоиться в новых для себя условиях.
Приемные родители должны быть готовы к самым различным затруднениям и неожиданным поворотам воспитания, было бы наивным полагать, что между приемышем и его новыми наставниками по жизни сразу же возникнут крепкие эмоциональные узы и духовная привязанность. Когда начинаете воспитание ребенка из детдома, знайте, что вас может подстерегать и крайность противоположного плана: поначалу малыш может болезненно реагировать на любое ваше, даже самое кратковременное отсутствие. Даже если вы пошли принять душ, кроха проявляет беспокойство и дежурит под дверью ванной комнаты.
Такое поведение ребенка может вызвать любую реакцию у взрослых, вплоть до раздражения, однако следует настроиться на терпеливый лад и попробовать понять малыша. Он только что обрел семью и боится потерять свое счастье и ваше воспитание ребенка из детдома — это огромная ответсвенность. Мама пошла в магазин, а малыш начинает чувствовать себя одиноким и покинутым. Воспитание ребенка из детдома требует того, что родители должны проникнуться страхами ребенка и постараться устранить их. Если есть возможность, берите малыша с собой. Если не получается – воспитание требует обязательно объяснить ребенку, куда вы уходите, заверив при этом, что вы его любите и скоро вернетесь домой.
Семейная психология всячески поощряет совместное времяпровождение детей и родителей, особенно если это касается приемных детей в период адаптации, что очень важно в воспитании ребенка из детдома. Правильное воспитание — это когда вы можете вместе почитать книгу или приготовить что-то вкусненькое, покататься на качелях или убрать в комнате – любое совместное действие сблизит вас, многократно усилит эмоциональный контакт. При этом ребенок будет чувствовать свою значимость и нужность.
Дети, лишившиеся своей семьи по какой-либо причине, уже имеют некий негативный жизненный опыт, с которым они приходят в новую семью. Некоторые поначалу часто возвращаются к эпизодам прошлой жизни, рассказывают о них. Воспитание ребенка из детдома говорит, что не нужно прерывать малыша, переводить разговор в другое русло. Озвученные переживания намного лучше невысказанных тревог, это правильное русло воспитания. Дайте ребенку возможность высказаться, это освободит его от негатива прошлой жизни и расчистит дорогу в счастливое будущее.
Занимаясь воспитание ребенка из детдома, учитите еще один момент, с которым могут столкнуться приемные родители: поначалу дети могут играть в игры, поражающие своей жесткостью и даже жестокостью. В этих играх приемный ребенок чаще всего играет роль пострадавшего, униженного и брошенного. Таким образом, он также дает выход накопившейся отрицательной энергии. На то, чтобы полностью распрощаться со своей прошлой жизнью, может уйти немало времени. Придется проявить максимум терпения и такта, чтобы дать возможность ребенку из детдома полностью излечиться от накопленного негатива и начать жить нормальной полноценной жизнью.
Какие еще проблемы могут возникнуть в поведении приемного ребенка из детдома и как бороться с ними?
Нецензурные выражения. Основной контингент воспитанников детских домов – это дети из неблагополучных семей. Такие дети могут быть грубы и необузданны, их словарный запас часто пестрит нецензурной бранью. Дети впитывают услышанное, как губка, и было бы глупо надеяться, что их это никак не коснется. Часто кроха, умеющая говорить всего несколько слов, уже имеет в своем нехитром словарном запасе крепкие словечки. Такая ситуация не самая приятная, но и безвыходной ее не назовешь. Теперь малыш из детдома будет расти в другой среде и, если только вы сами не подвержены соблазну произносить время от времени бранные слова, то через определенное время нецензурные выражения забудутся и перестанут проскальзывать в детской речи. Ваше воспитание ребенка из детдома может сыграть тут огромную роль.
Это делать нельзя, а вот это можно
Ребенок должен знать и понимать слово «нельзя». Не нужно им злоупотреблять. Но малыш должен четко усвоить некоторые правила в семье, в общении с окружающими. Много запретов для детей быть не должно. Любое НЕТ — стресс для ребенка. А вот объяснять детям, почему «нельзя», и предлагать вместо запрещенного альтернативу — это будет верный подход.
Например: «Нельзя бить маму по лицу, потому что маме — больно. А вот мячик можно ударить — он только радостно подпрыгнет», «Нельзя бросать чашку на пол, она разобьется, а мячик, кубик — можно», «Нельзя дергать кошку за хвост, кошка живая, ей больно, она поцарапает — а вот веревку можно дергать», «Нельзя рвать книгу, а газету — можно». И очень даже полезно и рвать, и мять, и резать, и разглаживать — пальчики работают, развивается мелкая моторика.
То, что вам дорого, а ребенок может разбить или сломать, лучше на время убрать подальше, повыше. При разговоре с ребенком хорошо употреблять позитивные фразы. Меньше говорить: «не бегай», «не трогай», «не кричи», «не лезь». Больше употреблять: «иди побегай», «иди потрогай», «говори спокойно», «тебе это нужно?».
При нем мама написала отказ и озвучила, почему его оставляет
У Димы (имена приемных родителей и ребенка изменены) две мамы, точнее три – кровная умерла еще до изъятия мальчика из семьи. Семьи неблагополучной, и за свои три года жизни в ней он успел увидеть многое из того, что не должен видеть ребенок. После изъятия он два года пробыл в учреждении, а потом попал в приемную семью.
У мальчика были серьезные поведенческие трудности, в том числе – сексуализированное поведение. Справиться с помощью специалистов, к которым обращались родители, не получалось. Мама считала, что ребенок негативно влияет на других детей, и потому отдала его на пятидневку в интернат. Там Диму стали избивать другие дети.
Оказываясь дома и понимая, что в понедельник нужно вернуться в место, где ему плохо, Дима вел себя еще хуже, чем раньше. В школе он не учился. Если учитель был жестким, просто молча бездельничал, если мягким – мог обругать матом. Устроить в другую школу было проблематично. Его не брали ни в государственные, ни в частные.
– Если мальчик видел, что за ним наблюдают посторонние, то был очень послушным, милым ребеночком, который мог залезть на ручки, хотя ему шел девятый год. Но когда ему казалось, что его не видят, он вел себя, как уличный ребенок – ругался матом, дрался до крови, мог толкнуть, повалить другого ребенка, кинуть камнем. Сам мог залезть на высокое тонкое дерево, – рассказывает Татьяна, опытная многодетная приемная мама.
С Татьяной Дарья, приемная мама Димы, познакомилась, когда искала ребенку другую школу. Семью уже вели специалисты проекта «Близкие люди» БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам».
Мальчика все-таки удалось перевести в другую, частную школу, где его точно не били, приставили к нему тьютора, который следил за его поведением. Причем школу оплачивал фонд, а тьютора мама. Поведение Димы стало лучше, но все равно через год все закончилось возвратом. Дарью пугало сексуализированное поведение, она боялась, что это как-то скажется на ее кровных детях, она очень хотела помочь мальчику, но не справлялась.
Тогда встал вопрос о передаче Димы семье Татьяны, которую он знал уже два года, бывал в гостях.
Когда только зашел разговор о том, что мальчик переедет в новую семью, он отнесся к этому известию совершенно спокойно. Потому что был уверен – это все несерьезно, игра, и Дарья вернется за ним, он уедет. Когда начал понимать, что все серьезно, стал отказываться, психологам пришлось долго работать, чтобы он понял: если отказывается, то у него дорога – в интернат. На момент отказа ему уже было десять лет, и потому, по существующим законам, он должен был писать официальный отказ от одной семьи и согласие идти в другую семью. На этой процедуре должны присутствовать оба родителя – сдающий и принимающий.
– Тяжело было всем, – вспоминает Татьяна. – Нам помогала психолог Алена Синкевич, возглавляющая проект «Близкие люди», она вела нас все это время и сглаживала эмоции. Но все равно было ужасно.
Дима не верил, он до конца был уверен, что его просто пугают, что сейчас вот все закончится и будет, как раньше. Но вот все происходит, при нем Дарья пишет отказ, озвучивает, потому что так положено, все, из-за чего она хочет отказаться от мальчика. А он все это слышит.
Когда Татьяна с Димой вернулись домой, Дима словно окаменел, не показывал совсем никаких эмоций. Первые недели у него было два вида поведения, сменявшие друг друга. Первый – эмоциональная окаменелость, длившаяся часами, когда он по пять часов сидел, перекладывая свои вещи, что-то чертил на листочке, рвал бумажки. Потом он резко начинал выплескивать эмоции, накопленные за эти часы – визжал, кричал, бросал вещи, прыгал с одной двухъярусной кровати на другую, на спортивный комплекс.
– Нужно было поймать такой момент, когда он уже устал, то есть способен услышать, но еще не успел нечаянно причинить вред себе или кому-то, и сказать: «Все, Дима, хватит, успокойся», – говорит Татьяна. – Он опять сдувался, словно выключался и вновь каменел. Среди наших детей – Ульяна, умственно отсталая девочка, тогда ей было 20 лет, сейчас – 24 года, по сути – вечный ребенок, с удовольствием играющий в песочнице. Мы были в деревне и с моей мамой видели, что сейчас Дима выдаст «бешеную реакцию», ждали взрыва. И вдруг Ульяна подходит к нему именно в тот момент, когда он уже взорвался, обнимает и говорит: «Пойдем, за вишенками сходим». Он начал успокаиваться прямо на глазах, потом взял Улю за руку и они вдвоем пошли за вишенкой. Уля вообще нам очень помогла тогда, в период адаптации. И они до сих пор очень дружат, правда, Дима перерос Ульяну и ментально, и физически, и сейчас скорее он ее опекает.
Четвертая семья в жизни Полины
Когда Полине было три года, ее изъяли из кровной семьи, мать лишили родительских прав. Вскоре, правда, она оказалась у приемных родителей и даже как-то не задумывалась, что они не родные. Ей казалось, что это ее семья. Что это не так, Полина с болью поняла, снова оказавшись в детском доме спустя почти шесть лет. Приемные родители мотивировали возврат тем, что ухудшилось поведение девочки.
Вскоре объявился кровный отец, вышедший из тюрьмы, забрал девочку домой, а через несколько дней вернул обратно.
Через полтора года Полина попала в новую приемную семью. Оказалось, ее вместе с подругой взяли как бесплатную рабочую силу – ухаживать за собаками. Собак было очень много, девочки их выгуливали, кормили, убирали за ними. Еле продержавшись полгода, они сбежали…
Со Светланой Строгановой, главой родительского клуба фонда «Арифметика добра», многодетной приемной мамой, Полина познакомилась на театральном фестивале «Я не один», в котором участвовали дети из детских домов и приемных семей.
– Я не планировала брать еще детей, потому что у меня уже было трое приемных и последнюю дочь я взяла как раз за два года до появления Полины, – говорит Светлана.
Сначала было знакомство в лагере «Поленово», потом встреча на театральных показах в Москве, переписка. Девочку пригласили в гости на зимние каникулы.
– Когда я приглашала ее приехать к нам в гости, я понимала, чем, скорее всего, это закончится. Она должна была посмотреть на нас, мы на нее, – рассказывает Светлана. – Устроит ли ее, что в семье столько детей, или, может быть, она скажет: «Слишком много людей, и вообще семья не очень – не миллионеры. Потому что у детей-сирот порой есть ожидания, что в приемной семье трехэтажный особняк, дорогая машина. Мы же живем в обычной квартире.
В конце каникул, когда Полине надо было ехать домой, я задала ей вопрос: хочет ли она приехать сюда насовсем. Она сказала, что да. Я предупредила, что обратного пути не будет, кто сюда приходит, обратно уже не уходит – разве что замуж.
В марте 2018 года я забрала ее из Челябинска.
К появлению нового члена в семье, как обычно, готовились основательно. Все дети, кровные и приемные, ходили к психологу, прорабатывали те моменты, которые могут дать какие-то сложности. Когда Полина приехала, она тоже получала помощь психолога. Готовили ее специалисты и в детском доме.
«Моё детство — не проблема и не табу»
Иногда мне кажется, что детей из детдомов слишком много жалеют, они подсаживаются на ощущение, что им все всё должны. Многие из тех, кто выпускается из детского дома, не готовы к взрослой жизни. Не умеют планировать бюджет и распоряжаться им — ведь раньше это было не нужно. Люди словно считают, что кто-то должен всё решить за них, как в детдоме: что поесть, какую одежду купить, сколько раз в неделю мыться. А когда им предоставляют выбор, теряются.
К тому же после выпуска в голову бьёт свобода: теперь можно делать всё что угодно и никто не сделает замечание. Начинается бесконечный кутёж, кто-то сразу пускается во все тяжкие. Такие люди в итоге просто проедают или пропивают свои пособия, сидя в выданной им квартире, а потом ищут лёгких денег.
При этом в моём окружении много исключений. У нас с мужем куча друзей, которые провели детство в социальном учреждении, но сейчас у них есть семьи и карьеры и в жизни всё хорошо.
«Что вы со мной мучаетесь, отдайте меня в детский дом»
Ольга с мужем никогда не думали о приемном родительстве, но, когда узнали, что двоюродный племянник оказался в детском доме, решили: «Ребенка нужно спасать». «У меня была необходимость как можно быстрее домашнего ребенка вырвать из детского дома, меньше чем через год я его выцарапала», — рассказывает Ольга.
Она заранее постаралась найти психологов, которые помогут семье и мальчику принять друг друга, в Школе приемных родителей пыталась узнать, как подготовиться к появлению нового 12-летнего члена семьи. «На занятиях упор шел на проблемы с грудничками. Я все время пыталась перевести на тему подростков, но психологи подстраивались под большинство», — вспоминает Ольга.
Когда мальчик начал жить в семье, Ольга сразу пошла в опеку и попросила назначить занятия с психологом. «Первые полгода меня кормили завтраками. А найти частного специалиста именно по приемным детям было непросто. К тому моменту, когда специалиста все-таки выделили, ситуация уже сильно обострилась», — рассказывает Ольга.
Разорвать цепь несчастий
Татьяна Фалина, многодетная приёмная мама
Я многодетная приёмная мама, воспитываю уже второе поколение приёмных детей. За спиной у каждого — трудная и нередко трагичная история. И это единственное, но очень существенное отличие приёмного ребёнка от родного.
Ребёнок, пережив в самом начале жизни равнодушие взрослых, одиночество, а то и серьёзную психологическую травму, развивается иначе. Ему страшно в этом мире, и он не знает, как пережить этот страх, который в нём, как сжатая пружина. Когда появляются приёмные родители, ребёнок начинает доверять им, раскрываться, и «пружина» расправляется. Со стороны это выглядит чудовищно: сын или дочь словно намеренно изводит взрослых, провоцируя их на агрессию.
Однажды все эти проявления проходят. Но до этого приёмным родителям нелегко: на первых порах приёмный ребёнок редко является поводом для гордости, гораздо чаще за его поведение приходится оправдываться перед родственниками, знакомыми, воспитателями и учителями.
Общество и государство, как правило, не понимают этих проблем. А отсутствие понимания — это отсутствие помощи и поддержки, которые так необходимы. Поэтому все государственные реформы направляются не на совершенствование помощи, а на усиление контроля.
Многие относятся к приёмным семьям с подозрением: зачем людям всё это надо, зачем так портить себе жизнь? Ответ прост: когда на твоих глазах ребёнок «оживает», учится доверять, любить, быть счастливым — это стоит всех трудностей.
Никто не будет спорить — было бы здорово, чтобы необходимости в нас, приёмных родителях, вообще не было, чтобы дети оставались в родных семьях. Но так не получается. Случается, что родители бросают детей. Несчастные дети вырастают в несчастных взрослых и тоже не могут создать семьи, и цепочке нет конца.