Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоги и недвижимость: что изменится для россиян в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2023 году в России проведут государственную кадастровую оценку сооружений, объектов незавершенного строительства, зданий и помещений. С этого момента переоценка будет проводиться во всех регионах раз в четыре года, а в городах федерального значения — раз в два года. Данные изменения направлены на то, чтобы сделать практику переоценки единой для всей России, а сведения о кадастровой стоимости актуальными среди всех регионов страны.
Переоценка кадастровой стоимости объектов недвижимости ведет к изменению суммы налога в будущем, поскольку кадастровая стоимость является основой для его расчета, пояснил Вячеслав Климов. «Но результаты этой переоценки россияне увидят в 2024 году, когда будут платить налог на имущество за 2023 год», — отметил он.
Информацию о том, как изменится кадастровая стоимость, можно узнать из выписки из ЕГРН или справки о кадастровой стоимости, которые можно получить в МФЦ или заказать в территориальных управлениях Росреестра.
Если формируете платежку вместо уведомления
Напомним, что с 2023 года организации и ИП должны сдавать в ИФНС уведомления об исчисленных налогах и взносах.
Уведомление об исчисленных суммах представляется по тем налогам и взносам, по которым по сроку уплаты еще не подается налоговая отчетность (п. 9 ст. 58 НК). Это ежемесячные платежи по НДФЛ и страховым взносам, авансовые платежи по налогу на имущество, транспортному и земельному налогам, по ЕСХН и налогу по УСН.
Однако в 2023 году – переходный период. Пока организации и ИП вправе вместо уведомлений направлять в ИФНС «старые» платежки по каждому налогу или взносам. Но заполнять их нужно по-особенному.
С 11 февраля 2023 года стало ясно, какие данные нужно внести в платежку-уведомление:
Поле | Что вносим в платежку |
Поле 104 | КБК конкретного налога или взносов из 20 знаков, как в уведомлении. |
КПП плательщика | Значение КПП плательщика, за кого платим. |
Поле 105 | Код ОКТМО из 8 цифр. |
Поля «106», «108» и «109» | «0» (ноль). Если показать другое значение, в ИФНС сами решат принадлежность платежа. |
Поле 107 | Налоговый период из 10 знаков, 2 из которых – разделительные, их заполняем точкой («.») |
«ИНН» и «КПП» получателя | ИНН и КПП уполномоченного территориального налогового органа – администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета. |
Поле «Получатель» | Сокращенное наименование органа Казначейства и в скобках – наименование уполномоченного налогового органа, который администрирует источники финансирования дефицита федерального бюджета. |
«Назначение платежа» | Дополнительные данные для идентификации назначения платежа. |
Поле «101» | 02 |
Плательщиками имущественных налогов являются только собственники объектов. Расчет происходит за отчетный период, в этом году – за 2021, при этом налоговый орган имеет право начислить налог и за два предыдущих периода (2017 и 2021 гг.) в случае, если он не начислялся ранее по каким-либо причинам.
«До 2021 год расчет налога на земельные участки производился исходя из его нормативной стоимости. В следующем году этот вид налога будет рассчитываться на основе кадастровой стоимости. Кроме того, в 2021 году собственники домов и квартир также получат уведомление на этот вид недвижимости. Транспортный налог будет зависеть от мощности мотора и вида транспорта», – пояснил Грудницкий.
Расчет налогов производится по истечению налогового периода. Если объект был приобретен в 2021 году, то налог за него придет в 2021 году. Кроме того, нет необходимости лично уведомлять налоговые органы о приобретении или утрате прав собственности на имущество, они поступают и обновляются автоматически.
Правила уплаты налога при продаже квартиры
Налоговый кодекс РФ обязывает граждан платить налог с дохода от любого проданного объекта недвижимости. Если недвижимость продана дороже ее первоначальной цены, то в казну платится 13% от разницы цены покупки и продажи.
Уклонение от уплаты наказывается штрафом — 5-30% от суммы налога.
На уплату налога влияет, сколько времени собственник владеет недвижимостью. В Налоговом кодексе для этого есть определение — минимальный срок владения недвижимостью.
Уплата налога с продажи квартиры касается и граждан пенсионного возраста. Льгот для них не предусмотрено.
Что такое минимальный срок владения
Это период, по завершении которого можно продать недвижимость без уплаты НДФЛ.
Если с момента получения недвижимости в собственность этот срок прошел, не нужно подавать декларацию и платить НДФЛ. Даже в случае большого заработка на продаже, владелец ничего не должен государству.
Последние изменения
В 2021 году для некоторых видов сделок срок, после которого можно продать недвижимость без налога, сократился до трех лет.
Это правило будет применено, если квартира:
- получена по купле-продаже до 01 января 2016 года.
- получена по безвозмездной сделке (в дар от близкого родственника, унаследована, приватизирована).
- в собственности нет другого жилого помещения. Если недвижимость купили в течение трех месяцев до продажи, ее учитывать не будут.
Если квартиру получили по программе реновации, срок будет отсчитываться со времени владения предыдущей квартирой.
Патентная система налогообложения
В соответствии со ст. 346.50 НК РФ общая налоговая ставка для предпринимателей, перешедших на работу на патенте, установлена равной 6%. Только для ИП, зарегистрированных в Республике Крым и г. Севастополе, она в течение продолжительного периода может быть меньшего размера по решению властей данных регионов.
Так, на 2015 — 2016 гг. она вообще могла быть снижена до 0%. Законодатели Крыма и Севастополя решили, что совсем отказываться от такого источника пополнения бюджета нельзя, и определили на эти два года ставку равной 1%.
Понятно, что такой суперльготный режим мог быть только временным, теперь он заканчивается и предприниматели Крыма и Севастополя не смогут не ощутить резкого повышения своих расходов на уплату налога. Но оно было неизбежно. И, надо сказать, местные законодатели в рамках возможностей, которые им предоставлены, вновь идут навстречу предпринимателям. Согласно п. 2 ст. 346.50 НК РФ в отношении периодов 2017 — 2021 гг. ставка налога на ПСНО может быть снижена до 4%. Именно этот уровень выбран законодателями и отражен в Законе Республики Крым от 05.10.2016 N 278-ЗРК/2016 и в аналогичном Законе Севастополя, реквизиты которого на дату выхода журнала были неизвестны.
Обратите внимание! В соответствии с п. 2 ст. 346.50 НК РФ налоговая ставка на ПСНО, установленная законами Крыма и Севастополя на 2017 г., не может быть повышена ими вплоть до 2021 г., то есть в течение всего этого периода она будет равна 4%.
Указанным Законом Севастополя внесены и другие дополнения и изменения в Закон г. Севастополя от 14.08.2014 N 57-ЗС «О патентной системе налогообложения на территории города федерального значения Севастополя».
Так, в нем теперь учтено, что согласно ст. 346.47 НК РФ объектом налогообложения в случае применения ПСНО является потенциально возможный к получению годовой доход индивидуального предпринимателя по соответствующему виду предпринимательской деятельности, установленный законом субъекта РФ. Минимальная величина потенциального годового дохода не ограничивается, в отличие от максимальной .
Какие льготы в Крыму на 2022 год существуют для урегулирования задолженности
С 9 марта 2022 по 31 декабря 2023 года пеня начисляется с 31 дня просрочки по налоговым платежам по 1/300 (что в 2 раза ниже прежних 1/150) учетной ставки ЦБ РФ.
С 01 апреля по 01 октября 2022 года введен мораторий на обращение кредиторов в арбитражный суд с иском о банкротстве должника. Это относится, как к должникам юридическим лицам, так и к обычным гражданам, а также ИП.
Среди других мер:
- упрощенный порядок списания штрафов и пеней с подрядчиков, которые нарушили обязательства по госконтракту из-за санкций (при письменном обосновании);
- применение процедуры реструктуризации задолженностей (рассрочки, отсрочки, мировые соглашения) вместо инициации банкротства налоговыми органами.
Применяемые меры будут определяться платежеспособностью должника, риском для его деятельности. Все решения вырабатываются, совместно с профессиональными объединениями и кредиторами в целях максимально возможного сохранения бизнеса.
Кредитные льготы для бизнеса в 2022 году
В качестве финансовых мер поддержки предпринимательства в Республике Крым было выбрано 2 направления:
- кредитные каникулы;
- льготное кредитование.
Если предприниматель подписал кредитный договор до 1.03.2022, он может воспользоваться каникулами на кредиты, включая ипотечные займы.
Среди отраслей, для которых действует эта мера:
- сельхоз сфера;
- наука, просвещение, здравоохранение, спорт, культура;
- общепит и гостиничный бизнес;
- IT;
- сфера услуг для населения;
- обрабатывающие производства.
В качестве льготного кредитования для МСП было разработано несколько программ, ставки по которым не будут изменяться, вместе с ключевой ставкой ЦБ РФ:
- «антикризисная», по ставке 8,5% годовых;
- «инвестиционная», предполагающая целевое кредитование инвестиций по ставкам 13,5% для среднего и 15% для малого и микробизнеса;
- «оборотная» – по таким же ставкам, как и «инвестиционная».
Также для субъектов МСП, выпускающих инновационную продукцию, предусмотрены займы до 500 млн. руб. по льготной ставке 3% годовых.
Земельный налог уплачивается налогоплательщиками в соответствии с НК Украины.
Касательно транспортного налога и налога на имущество организаций, предусмотренных главами 28 и 30 НК РФ, то в силу статьи 12 НК РФ указанные налоги отнесены к региональным налогам и вводятся в действие на территориях субъектов РФ в соответствии со статьями 356 и 372 НК РФ законами субъектов РФ о налогах, которые на основании статьи 5 НК РФ вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
По мнению Минфина России, в силу вышеназванных норм транспортный налог и налог на имущество организаций, налоговым периодом по которым признается календарный год, не могут быть установлены на территории Республики Крым применительно к налоговому периоду 2014 года (Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 30 апреля 2014 г. N 03-05-04-04/20583 «О правомерности установления транспортного налога и налога на имущество организаций в 2014 г. на территории Республики Крым»).
Туристический сбор на популярных зарубежных курортах
Давайте посмотрим, что нас ждет в 2023 году при посещении популярных зарубежных стран:
Объединенные Арабские Эмираты | От 150 до 430 рублей | Также называется «гостиничный налог» или «городской налог», стоимость варьируется в зависимости от класса отеля |
Турция | От 168 — 260 рублей | Стоимость определяется количеством звезд в отеле, чем больше класс, тем выше туристический сбор |
Египет | От 77 – 775 рублей (1-10 долларов) | Туристического налога, который обычно взимают в отелях, в Египте нет, но в 2022 году власти собираются вводить дополнительные сборы за посещение национальных заповедников и морских экскурсий |
Болгария | Примерно 130 рублей (1,5 евро) | Туристический сбор за одну ночь пребывания в отеле |
Хорватия | Примерно 114 рублей (1,3 евро) | Туристический сбор за одну ночь пребывания в отеле |
Греция | Примерно 350 рублей (От 0 до 4 евро) | Туристический налог в Греции зависит от количества звезд отеля или количества номеров, которые вы бронируете |
Черногория | Примерно 88 рублей (1 евро) | На популярных курортах (Будва, Тиват, Котор) |
60-80 рублей (0,7-0,9 евро) | В менее популярных местах | |
В независимости от курорта плата за детей в возрасте от 12 до 18 лет уменьшается вдвое |
Налогообложение в крыму: краткий обзор основных налоговых режимов
В 2017 году ИП и организаций, зарегистрированных на территории республики Крым, ждет довольно существенное повышение налоговых ставок по основным спецрежимам: УСН, ПСН и ЕСХН. Ставка по упрощенному налогу поднимется с 3% до 4 для объекта «доходы» и с 7% до 10% для «доходов, уменьшенных на величину расходов».
Ставка по сельхозналогу поднимется в 8 раз, а по патенту в 4.
Предпринимателям и организациям, зарегистрированным на территории Крымского полуострова, действующим налоговым законодательством предоставлен ряд довольно существенных льгот по уплате налогов. И несмотря на то, что с 2017 года в разы повышаются ставки по платежам на упрощенке, патенте и сельхозналоге, налогообложение в Крыму является одним из наиболее выгодных в целом по России.
Рассмотрим вкратце основные системы налогообложения, возможные к применению в данном регионе.
Упрощенная система налогообложения
^ Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения.
Отчетный период Квартал Полугодие 9 месяцев Налоговый период Год Организации уплачивают налог и авансовые платежи по месту своего нахождения, а индивидуальные предприниматели — по месту своего жительства. 1 Платим налог авансом Не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода. Уплаченные авансовые платежи засчитываются в счет налога по итогам налогового (отчетного) периода (года) () 2Заполняем и подаем декларацию по УСН
- Индивидуальные предприниматели- не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
- Организации — не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом
3 Платим налог по итогам года
- Организации — не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом
- Индивидуальные предприниматели — не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
Если последний день срока уплаты налога (авансового платежа) выпадает на выходной или нерабочий праздничный день, перечислить налог плательщик обязан в ближайший следующий за ним рабочий день.
Способы уплаты:
- Квитанция для безналичной оплаты
- Через банк-клиент
Порядок и сроки представления налоговой декларации Налоговая декларация предоставляется по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.
- Организации — не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом
- Индивидуальные предприниматели — не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
Особенности налогообложения в Крыму и Севастополе
Налог на прибыль в условиях крымской экономической зоны – наиболее приятный и выгодный, потому что участники СЭЗ уплачивают налоги на прибыль организаций по пониженным ставкам. Это в том случае, когда дело касается налога в региональный бюджет. А от уплаты налогов в федеральный бюджет резиденты полностью освобождаются – в течение 10 лет от даты получения первой прибыли. Налоговые ставки определяют высшие исполнительные органы Крыма и Севастополя, однако их размеры не будут выше установленного максимума. Например, первые 3 года участник уплачивает 2%-ный налог на прибыль в местный бюджет, в период с 4 до 8 лет осуществления деятельности – 6%, начиная с 9 года работы – 13, 5%.
Не менее комфортно и то, что участники свободной экономической зоны освобождаются и от налогообложения в отношении находящегося на балансе организаций имущества. Важный момент заключается в том, что не облагаемое налогом имущество должно приобретаться или создаваться с целью осуществления определенной деятельности на территории СЭЗ. Находиться имущество должно также на территории зоны. Освобождаются участники на 10 лет, отсчет которых начинается с последующего месяца после постановки имущества на учет.
Ставки транспортного налога в Республике Крым в 2023 году
Тип транспортного средства | Ставка налога |
---|---|
Автомобили легковые [ до 100 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ] | 5 руб. / л.с. |
Автомобили легковые [ от 100.01 л.с. до 150 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ] | 7 руб. / л.с. |
Автомобили легковые [ от 150.01 л.с. до 200 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ] | 30 руб. / л.с. |
Автомобили легковые [ от 200.01 л.с. до 250 л.с. ] [ до 10 лет ] [ФЛ, ЮЛ] | 75 руб. / л.с. |
Автомобили легковые [ от 250.01 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ] | 100 руб. / л.с. |
Мотоциклы и мотороллеры [ до 20 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ] | 4 руб. / л.с. |
Мотоциклы и мотороллеры [ от 20.01 л.с. до 35 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ] | 6 руб. / л.с. |
Мотоциклы и мотороллеры [ от 35.01 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ] | 15 руб. / л.с. |
Автобусы [ до 200 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ] | 20 руб. / л.с. |
Автобусы [ от 200.01 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ] | 25 руб. / л.с. |
Грузовые автомобили [ до 100 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ] | 14 руб. / л.с. |
Грузовые автомобили [ от 100.01 л.с. до 150 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ] | 25 руб. / л.с. |
Грузовые автомобили [ от 150.01 л.с. до 200 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ] | 30 руб. / л.с. |
Грузовые автомобили [ от 200.01 л.с. до 250 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ] | 35 руб. / л.с. |
Грузовые автомобили [ от 250.01 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ] | 40 руб. / л.с. |
Снегоходы, мотосани [ до 50 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ] | 25 руб. / л.с. |
Снегоходы, мотосани [ от 50.01 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ] | 50 руб. / л.с. |
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства [ до 100 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ] | 20 руб. / л.с. |
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства [ от 100.01 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ] | 50 руб. / л.с. |
Яхты и другие парусно-моторные суда [ до 100 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ] | 30 руб. / л.с. |
Яхты и другие парусно-моторные суда [ от 100.01 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ] | 150 руб. / л.с. |
Гидроциклы [ до 100 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ] | 100 руб. / л.с. |
Гидроциклы [ от 100.01 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ] | 200 руб. / л.с. |
Несамоходные (буксируемые) суда [ФЛ, ЮЛ] | 30 руб. / л.с. |
Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели [ФЛ, ЮЛ] | 50 руб. / л.с. |
Самолеты, имеющие реактивные двигатели [ФЛ, ЮЛ] | 40 руб. / л.с. |
Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей [ФЛ, ЮЛ] | 400 руб. / л.с. |
Другие самоходные транспортные средства [ФЛ, ЮЛ] | 10 руб. / л.с. |
Курортный сбор с 1 мая 2023 года
Курортный сбор – эта плата, которые должны вносить туристы, приезжающие на отдых. В соответствии с действующим законодательством, собранные с туристов деньги должны быть направлены на развитие туристической инфраструктуры и на ее поддержание в этих регионах. Денежные средства могут быть направлены на охрану природы, модернизацию курортов и т.д. В 2023 году курортный сбор применяется в Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях, а также в Республике Крым. Пока курортный сбор носит временный характер, планируется, что он будет взыматься только в течение 4 лет.
Возможность взимания курортного сбора устанавливается на уровне федерального законодательства, но в каждом отдельно взятом регионе он вводится отдельным законодательным актом. Другими словами, окончательное решение о взимании сбора принимают власти региона.
Важно! Предельный размер курортного сбора ограничен федеральными органами. В 2023 году он должен быть не более 50 руб. на одного человека в сутки. В 2023 году максимальный размер сбора достигнет уже 100 рублей.
Окончательный размер сбора региональные власти вправе устанавливать самостоятельно в пределах территории своего субъекта РФ.
II. Откуда что берется?
Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица на основании поданных налогоплательщиком налоговых деклараций; уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленных в налоговый орган; сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов; решений налогового органа по результатам мероприятий налогового контроля; судебных решений; решений налогового органа о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов и т. д.
По большинству налогов предусмотрены авансовые платежи, есть налоги, по которым отсутствует декларирование. Чтобы в таких случаях налоговые органы могли обработать ЕНП и верно его распределить, организации и ИП не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты, представляют в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов. В нем производится «раскадровка» ЕНП по суммам отдельных авансовых платежей по налогам (налогов, страховых взносов) с указанием сроков уплаты, КПП, ОКТМО и КБК (п. 9 ст. 58 НК РФ).
Уведомление передается в электронной форме с применением УКЭП либо через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН).
В течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности (п. 12, 14, 16 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).