Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Задержание полицией: порядок, основания, сроки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Прежде всего следует помнить, что в российском законодательстве обозначена презумпция невиновности. Даже если против вас возбуждено уголовное дело, то, пока суд не признал вас виновным, вы являетесь не преступником, а подозреваемым.
В каких случаях должны освободить из-под стражи?
Держать под стражей гражданина, которого заподозрили в уголовном преступлении, не могут до бесконечности. Есть определенные ситуации, когда его должны освободить:
- были нарушены требования статьи 91 УПК РФ (на практике это означает, что вас задержали без весомых доказательств, которые были перечислены в параграфе «Задержание»);
- больше нет оснований считать, что именно вы совершили преступление (например, вас задержали из-за следов крови на одежде, но оказалось, что эта кровь — ваша, и порезались вы сами дома кухонным ножом);
- нет основания заключать вас под стражу (это не значит, что с вас сняты все обвинения, просто предполагаемое преступление не настолько серьезно и позволяет отпустить подозреваемого до суда).
Если ваше дело не подпадает под вышеописанные случаи, вы можете ходатайствовать об освобождении вас под поручительство и/или под залог.
Поручитель берет на себя обязательство, что, освободившись из-под стражи, вы явитесь на назначенный по вашему делу уголовный процесс. Если гражданин, за которого поручились, на процесс не явится, то его поручителя не арестуют вместо него, а просто снимут с его счета ту сумму денег, которая была указана в соглашении о поручительстве.
Если речь идет о залоге, то задержанному необходимо внести определенную сумму на специальный счет суда. Если подозреваемый будет посещать все слушания процесса по его делу, то залог ему вернут после вынесения приговора (вне зависимости от того, каким он будет). Если обвинения снимут до суда — тоже.
В некоторых случаях с подозреваемого могут снять обвинение до начала судебного процесса:
- пострадавший отозвал обвинение — так бывает в случае, когда ваш недоброжелатель испугался ответственности за заведомо ложный донос;
- потерпевшая сторона и подозреваемый подписали заявление о примирении сторон — например, если вы нанесли кому-то легкие побои и потерпевший решил получить с вас компенсацию без суда;
- задержанный не достиг возраста, с которого его могут привлечь к ответственности по уголовному делу: за небольшие преступления с 16 лет, за тяжелые — с 14 лет;
- следствием доказано отсутствие события, а также состава преступления;
- истек срок давности преступления (от 2 лет — за преступления небольшой тяжести, до 15 лет — за особо тяжкие преступления).
Что нужно знать о суде по уголовному процессу?
Уголовные дела рассматриваются в следующих судебных инстанциях:
- в мировом суде (дела, по которым возможный срок наказания не превышает 3 лет лишения свободы);
- в районном суде одним судьей (возможный срок наказания — не более 5 лет);
- в районном суде коллегией из судьи и двух народных заседателей (возможное наказание от 5 до 15 лет, также таким составом рассматриваются процессы с участием малолетних и обвиняемых подросткового возраста);
- в федеральном суде общей юрисдикции (т.е. областном суде) рассматриваются дела о гос. тайне и преступлениях против государства, об убийствах с отягчающими обстоятельствами, а также апелляции.
В последнем случае состав суда может быть в трех вариантах:
- один судья и два народных заседателя;
- трое судей;
- один судья и 12 присяжных заседателей.
Как проводится допрос
В ходе задержания сотрудники правоохранительных органов проводят допрос. Особенности проведения допроса установлены в гл. 26 УПК РФ.
Правила допроса следующие:
- максимальная продолжительность допроса без перерывов – 4 часа;
- максимальная продолжительность допроса в день – 8 часов;
- по истечении 4 часов допроса подозреваемый вправе запросить перерыв и питание;
- если подозреваемый страдает от заболеваний, хронических недугов, то подходящий для него срок допроса определяет врач;
- в процессе допроса уполномоченные лица вправе фиксировать процедуру на видео или аудио;
- наводящие вопросы находятся под запретом.
Выше указаны правила допроса взрослого человека. В случае с несовершеннолетним допрос проводится исключительно в присутствии его родителей или опекунов.
В конце следователь/дознаватель составляют протокол, содержащий подписи всех участников допроса. Подозреваемый вправе не расписываться в протоколе, отказ от подписи в таком случае будет зафиксирован с участием понятых.
К протоколу прикладываются все относящиеся к допросу материалы – схемы и рисунки, видео, аудиозаписи, фотографии.
В каких случаях задержание считается правомерным
Свобода и неприкосновенность граждан защищена Конституцией РФ, поэтому нарушить их можно только при наличии достаточных оснований. Законодательные нормы процедуры регламентированы 12 главой УПК РФ.
Задержание может осуществляться только при возбуждении уголовного дела. Исключением являются случаи, когда человека ловят на месте преступления. Тогда постановление об открытии дела и протокол задержания будут составляться одновременно. В остальных случаях процедура считается незаконной.
Гражданина можно лишить свободы, если на него падают подозрения в совершении противоправных действий, за которые полагается уголовное преследование. Голословных обвинений недостаточно. На подозреваемого у следственных органов должны иметься улики или показания других людей, потерпевшего.
Нельзя задерживать человека на срок, превышающий 48 часов.
Особенности допроса подозреваемого
Допрос обязательно проводится в первые сутки, чтобы подозреваемый не успел придумать линию поведения. Здесь сказывается фактор внезапности. Задержанному перед допросом дают проконсультироваться у адвоката.
Порядок проведения:
- Подготовительный этап. Следователь анализирует все материалы дела, личность обвиняемого и определяет перечень вопросов.
- Налаживание психологического контакта. Сотрудник должен излучать спокойствие, уверенность и беспристрастность. Он может проявлять эмоции, но не допускается оскорбление и унижение подследственного.
- Свободный рассказ. Начинается с вопроса, признает ли подозреваемый себя виновным в совершенном преступлении. Он может полностью или частично согласиться с обвинениями или отрицать свою вину. Следователь задает структуру рассказа. Он может иметь хронологический, логический или последовательный порядок. Во время повествования сотрудник не должен прерывать задержанного или делать ему замечания.
- Уточняющие вопросы. После завершения рассказа следователь расспрашивает обвиняемого для большего понимания происходящего или выяснения недостающих деталей. Сотрудник должен четко понимать, что он хочет выяснить, задавая тот или иной вопрос, а также то, как эти показания отразятся на дальнейшем ходе следствия.
- Ознакомление подозреваемого с протоколом следственных действий и фонограммой.
Как влияет основание для задержания
Задержание — это временное ограничение свободы физического лицо, применяющееся для обеспечения быстрой и эффективной проработки правонарушений. Осуществлять данное следственное мероприятие могут не только полицейские, но и сотрудники иных силовых органов. Согласно федеральному закону «О полиции» основаниями для задержания могут быть:
- отсутствие документов, подтверждающих личность;
- подозрение в совершении или соучастии в преступлении;
- попытка суицида;
- соответствующее решение суда;
- уклонение от исполнения наказания;
- незаконное проникновение на частную или закрытую государственную территорию;
- побег из мест лишения свободы или из-под конвоя;
- розыск.
То, на сколько суток задержанный будет помещен в камеру, зависит от причины внимания к нему сотрудников полиции. Если речь идет о раскрытии уголовного дела, срок ограничения свободы может быть достаточно продолжительным. При рассмотрении административного правонарушения на решение формальностей уходит немного времени.
Наименьший срок задержания равен 3 часам. Это ограничение установлено КоАП РФ в статьях 27.3-27.5. Такое кратковременное задержание применяется для пресечения противоправных действий, при необходимости установить личность задержанного или составить протокол за совершение административного правонарушения, если это невозможно сделать на месте его совершения.
Если же на месте нарушения закона сотрудники полиции могут выписать штраф или вынести предупреждение, то согласно КоАП виновного задерживать нельзя.
Отсчёт срок задержания начинается с момента ограничения свободы. На практике, с момента доставления задержанного в отделение полиции.
Однако в случае нахождения задержанного в состоянии алкогольного опьянения срок отсчитывается с момента его полного отрезвления. Срок отрезвления не может превышать двух суток.
Задержание должно проводиться только по основаниям, предусмотренным уголовно-процессуальным законодательством. По общему правилу человек не может быть задержан при отсутствии предусмотренного в законе основания задержания. В частности, основания задержания по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления в законе предусмотрены следующие:
– если лицо застигнуто при совершении деяния, предусмотренного уголовным законом или непосредственно после его совершения;
– если очевидцы происшествия, в том числе пострадавший, прямо укажут на человека как на совершившего деяние, предусмотренное уголовным законом, или захватят его в предусмотренном законом порядке;
– если на этом человеке, при нем, на его одежде или других используемых им вещах, в его жилище, иных используемых им помещениях, на рабочем месте или транспортном средстве обнаружены явные следы, которые указывают на причастность этого человека к совершению деяния, предусмотренного уголовным законом;
– если имеются другие достаточные основания подозревать человека в совершении преступления при условии, что он пытался скрыться с места преступления или от органа уголовного преследования, или не имеет постоянного места жительства, или проживает в другой местности, или не установлена его личность.
Закон устанавливает также, что если перечисленные основания задержания отсутствуют, то человека можно задержать при наличии достаточных оснований полагать, что он может скрыться от органа уголовного преследования. При этом решение о его задержании в такой ситуации должно быть письменно согласовано с Генеральным прокурором Республики Беларусь, Председателем Следственного комитета Республики Беларусь, Министром внутренних дел Республики Беларусь, Председателем Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, заместителем Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь — директором Департамента финансовых расследований, действующими в пределах своей компетенции.
Основания задержания в иных видах также строго регламентированы в законе. Задержание по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления при отсутствии перечисленных выше оснований задержания и исключений делает задержание незаконным. О незаконном задержании и его обжаловании читайте отдельную статью адвоката Панкова Ильи Игоревича (ссылка на перечень цикла статей «Право на защиту» приведена в конце этой статьи).
Действия после осуществления задержания
При задержании подозреваемого в преступлении составляется соответствующий процессуальный документ – протокол задержания. Он должен быть составлен не позднее, чем через 3 часа с момента доставления лица в орган дознания либо же к следователю. Протокол после внесения в него всех соответствующих сведений подписывается как лицом, его составившим, так и самим задержанным. Вы вправе отказаться от подписи либо же написать, что не согласны с произведенным задержанием. Обязательно задержанному выдается копия такого протокола.
Обратите внимание — неповиновение сотруднику полиции может грозить штрафом от 500 рублей. Однако, если неподчинение сопровождалось нанесением оскорблений, санкции будут строже, вплоть до назначения исправительных раббот на срок до 1-го года https://lexconsult.online/7089-stati-mery-nakazaniya-za-nepovinovenie-sotrudniku-politsii
Непосредственно после задержания проводится личный обыск задержанного с целью отыскания предметов и документов, имеющих отношение к совершенному преступлению, либо же ценных предметов, на которые в будущем может быть наложен арест (ст.184 УПК РФ). Он проводится лицом того же пола, что и задержанный, в присутствии понятых и при необходимости специалиста.
Основания для задержания в полиции
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона “О полиции”, гражданин может подвергнуться задержанию в случае:
- подозрения его в совершении преступления;
- избрания меры пресечения в виде заключения под стражу;
- уклонения его от исполнения наказания;
- нахождения его в розыске;
- в некоторых случаях, когда в отношении лица ведется административное производство;
- нарушения гражданином правила комендантского часа;
- незаконного проникновения или попытки пробраться на охраняемые объекты;
- попытки самоубийства;
- наличия признаков выраженного психического расстройства;
- получения требования о выдаче иностранному государству его гражданина;
- когда действия лица создают опасность для него и окружающих.
Кто имеет право задерживать гражданина?
Перечень этих лиц точно указан в той же ч.1 ст.27.3 КоАП. Понимая, что должностные лица, не указанные в списке, не имеют прав на административное задержание, это может считаться еще одним из условий данного действия.
Подвергнуть задержанию по КоАП имеет право:
- полиция (в некоторых случаях задерживать может и инспектор ДПС);
- таможенные органы;
- пограничники;
- старшие в местах лишения свободы;
- сотрудники ВАИ и/или военной полиции ВС РФ.
Наличие в перечне не означает, что каждый из указанных может действовать по всему фронту возможных правонарушений. Каждый обладает возможностями производить административное задержание исключительно в рамках собственных полномочий.
К примеру, уполномоченные на то военнослужащие – во время несения службы (охраны объекта), пограничники – при незаконном пересечении границы, полицейские – при выявлении (подозрении) правонарушений административного толка в «гражданских» условиях.
Кроме этого, указаны другие случаи, когда задержание может быть использовано. Может быть задержан нарушитель:
- При проведении контртеррористической операции.
- За административные нарушения в зале суда.
- При нарушении государственной границы или законности пребывания на территории РФ.
Это можно назвать дополнительными условиями, которые не отрицают, а дополняют остальные случаи нарушения КоАП РФ.
Порядок административного задержания
Соблюдение процессуальных норм имеет важное значение для защиты – любое выявленное нарушение может стать основанием для оспаривания задержания. Порядок выводится из статей 27.3 – 27.5 КоАП:
- Составление протокола задержания (ст.27.4 КоАП). Документ обязан включать в себя:
- Дату и место составления.
- Должность и Ф.И.О. лица, составившего рапорт.
- Данные задержанного.
- Дату и место задержания.
- Мотивы произведенного задержания.
- Подписи составившего и задержанного.
- Задержанный получает полную информацию о своих правах и обязанностях в соответствии с КоАП РФ (ч.5 ст.27.3 устанавливает обязанность разъяснить).
- По просьбе задержанного, его родственники (при желании, руководство учебного заведения и/или адвокат) уведомляются о произошедшем (ч.3 ст.27.3). Уведомление родителей несовершеннолетнего обязательно (ч.4 ст.27.3). Если задержан военнослужащий (участник сборов), уведомляется военная полиция или конкретная воинская часть (ч.4.1 ст.27.3).
Допускается досмотр личных вещей, однако процедура должна четко совпадать с требованиями закона. Как именно задержанный подвергается осмотру изложено в ст.27.7 КоАП РФ.
Права и обязанности административно задержанного лица
Административное задержание – ограничение прав. Но далеко не все конституционные права могут быть ограничены. Говоря о порядке влекущего адм. задержание, уже упоминались основные из прав, поэтому коротко напомним:
- Право получить копию протокола.
- Право отказаться от подписания протокола.
- Оповещение правонарушителя о правах и обязанностях задержанного по КоАП (является обязанностью лица, производящего задержание).
- Общение с адвокатом – оповещение его о произошедшем.
- Оповещение родных: право совершеннолетнего или обязанность задержавших по оповещению родителей задержанного в случаях несовершеннолетних.
Кроме этого имеются специфические возможности. Такие как право на оповещение руководства учебного заведения, воинской части и т.п. По всем фактам составляется необходимая документация. Перечисленное не исключает и общих прав гражданина, к которым, например, можно отнести право не свидетельствовать против себя.
КС: Административное задержание должно обосновываться
Проект Комитета гражданских инициатив «Открытая полиция» продолжает серию публикаций на сайте «АГ», посвященных судебным актам, связанным с деятельностью правоохранительных органов в России и призванным защитить права граждан при взаимодействии с полицией.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 16 июня 2009 г. № 9-П рассмотрел вопрос о соответствии сразу нескольких положений закона Конституции РФ.
Предметом рассмотрения стали нормы, регулирующие применение одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении – административного задержания, а также последующее возмещение вреда, в том числе морального, причиненного незаконными действиями органов публичной власти и их должностными лицами.
КС РФ разъяснил, что задержание не может применяться автоматически при наличии оснований полагать, что гражданин совершил правонарушение, а вред в случае незаконного задержания подлежит взысканию независимо от вины органов власти и должностных лиц.
Кодекс РФ об административных правонарушениях предполагает различные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (ст. 27.1), среди которых одной из наиболее посягающих на права и свободы человека является административное задержание – кратковременное ограничение свободы, максимальный срок которого составляет 48 часов (ст. 27.3, ч. 3 ст. 27.5).
Вместе с тем даже незначительное по времени ограничение свободы является вмешательством в свободу и личную неприкосновенность, охраняемые положениями Конституции РФ (ст. 22). Этому корреспондирует и ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Европейская Конвенция).
В первую очередь КС РФ рассмотрел вопрос о возможных ограничениях упомянутого конституционного права – учитывая его исключительную ценность. Суд обратил внимание на то, что оно может быть ограничено лишь при соблюдении общеправовых принципов и на основе конституционных критериев необходимости, разумности и соразмерности, дабы не допустить утраты самого существа данного права.
Признавая необходимость повышенного уровня защиты прав и свобод граждан в сфере правоотношений, связанных с публичной, в том числе административной, ответственностью, КС РФ вновь подчеркнул, что законодательные механизмы, действующие в этой сфере, должны соответствовать вытекающим из Конституции РФ и общих принципов права критериям справедливости, соразмерности и правовой безопасности, с тем чтобы гарантировать эффективную защиту прав и свобод человека.
Для начала Суд обратил внимание на автономность значения термина «лишение свободы» в его конституционно-правовом смысле и признал, что административное задержание представляет собой, по сути, лишение свободы, хотя и носящее кратковременный характер.
Опираясь на прецедентную практику Европейского Суда по правам человека, КС РФ пришел к выводу, что законность применения задержания должна оцениваться не только с точки зрения соблюдения формальных правил, но и с учетом целей применения этой меры. Он признал, что любые меры, если они фактически влекут лишение свободы, должны отвечать критериям правомерности именно в контексте ст. 22 Конституции РФ и ст. 5 Европейской Конвенции.
Во-первых, любое административное задержание должно отвечать требованию законности, в частности, быть обусловлено как минимум одной из следующих целей: (1) производиться с тем, чтобы задержанное лицо предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения, либо в связи с (2) необходимостью предотвратить совершение задерживаемым лицом правонарушения или (3) помешать ему скрыться после его совершения.
Во-вторых, лишение свободы должно быть необходимым, а именно применяться исключительно с целью защиты конституционных интересов, быть способным обеспечить социально необходимый результат. Полиция не может ограничиться одним лишь упоминанием легитимной цели задержания в протоколе об административном задержании.
В-третьих, задержание должно быть соразмерным (пропорциональным) преследуемым законным (формальным) целям – задача судов общей юрисдикции проверять, было ли задержание единственной разумной мерой в конкретных обстоятельствах и не имелось ли альтернативных средств, позволяющих достичь того же результата, но с меньшей степенью вмешательства в права гражданина.
Для оценки законности задержания судам надлежит выяснять, располагает ли должностное лицо, осуществляющее задержание, фактами и сведениями, достаточными для объективно обоснованного подозрения в том, что задерживаемый мог совершить соответствующее правонарушение. КС РФ особо акцентировал внимание на том, что задержание во всяком случае не может быть признано обоснованным, если вменяемые задержанному действия в момент их совершения не могли расцениваться как правонарушение.
Иными словами, ошибочно полагать, что сотрудники полиции могут автоматически задерживать граждан и держать их взаперти несколько часов, даже если они совершили правонарушение.
Справедливо и обратное – само по себе то обстоятельство, что задержанный впоследствии не был привлечен к административной ответственности или вовсе не предстал перед судом, не обязательно означает, что его задержание было незаконным, поскольку, как пояснил КС РФ, «целью задержания является создание условий для проведения производства по делу об административном правонарушении, с тем чтобы были проверены факты, подтверждены или устранены конкретные подозрения, обосновывающие задержание, подготовлены необходимые документы для передачи дела на рассмотрение суда».
Срок применения административного задержания также не может быть произвольным, и, хотя Основной закон позволяет лишать свободы без вынесения судебного решения в течение 48 часов, правоохранители обязаны каждый раз объяснять, почему длительность конкретного административного задержания была именно такой, а не иной.
Что же касается доставления в полицейский участок – требования к этой процедуре абсолютно аналогичны. Так, закон позволяет доставлять гражданина для составления протокола об административном правонарушении только лишь при невозможности его составления на месте (ст. 27.2 КоАП РФ).
Это означает, что полицейские должны объяснить, какие конкретно обстоятельства помешали составлению процессуального документа без поездки в отдел. Это объяснение должно быть адекватным образом мотивировано – к примеру, отсутствием у сотрудника «бланка» протокола вряд ли можно аргументировать правомерность доставления.
Для иллюстрации – в подавляющем большинстве случаев сотрудники ДПС ГИБДД не везут автолюбителей в участок, так почему же патрульно-постовая служба часто поступает иначе?
Особого внимания заслуживает правовая позиция КС РФ относительно возможности обжалования принудительной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении – Суд указал, что прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения, а также по каким-либо иным основаниям не может служить препятствием для этого. Таким образом, гражданин, чье дело прекратили в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности, тем не менее вправе отдельно потребовать признать незаконным, к примеру, доставление в отдел полиции.
Крайне важен и вывод КС РФ о компенсаторном механизме в случае незаконного административного задержания.
Суд отметил прямое указание закона на то, что возмещение вреда в случае незаконного применения наказания в виде административного ареста производится независимо от вины органов государственной власти и их должностных лиц (ст. 1070 и 1100 ГК РФ), то есть с исключением из общего правила.
Однако тот факт, что административное задержание не является арестом как мерой административного наказания, еще не означает, что в случае незаконного задержания должен применяться иной механизм компенсации вреда, нежели при незаконном аресте.
На сколько имеют право задержать в полиции
Правоохранительным органам предоставлено множество полномочий по охране правопорядка и безопасности граждан. Среди законных требований сотрудников полиции указано и право проверки личности граждан. В этом случае, при отсутствии удостоверяющих документов возникает законное право задержать человека до выяснения личности.
В представленном материале можно узнать, на какое время полиция имеет право задерживать, и что делать, если задержали на 48 часов с нарушением действующего законодательства.
|