Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как провести субсидию в связи с коронавирусом в бухгалтерском и налоговом учете». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно ПБУ 10/99 расходами по обычной деятельности признаются затраты, которые непосредственно осуществляются при производстве и реализации продукции, покупке и продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг.
Согласно ПБУ 10/99 прочими считаются те расходы, которые не относятся к обычной деятельности. Как правило, к ним относят:
- зарплату сотрудников, начисленную за дни, объявленные Президентом нерабочими из-за коронавируса;
- оплату вынужденного простоя компании из-за остановки деятельности при коронавирусе;
- штрафы и выплаты по искам, связанным с нарушениями законов в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия страны, а также с невыполнением правил поведения при вводе режима повышенной готовности;
- расходы по командировкам, несостоявшимся из-за распространения коронавируса;
- расходы на мероприятия благотворительного характера, проводимые с целью недопущения дальнейшего распространения коронавируса (обеспечение бесплатным питанием, приобретение медоборудования и др.).
Правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (кроме кредитных), установлены ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» (утв. приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н). Для учета целевого финансирования, бюджетных средств и иных аналогичных средств предназначен счет 86 «Целевое финансирование» (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н).
По мнению экспертов 1С, для ситуации, когда субсидии предоставляются как возмещение (компенсация) уже совершенных расходов, счет 86 можно не использовать.
Субсидия, полученная организацией на компенсацию понесенных затрат, относится на увеличение финансового результата организации и учитывается в бухгалтерском учете в составе прочих доходов организации (п. 10 ПБУ 13/2000; п. 7 ПБУ 9/99 «Доходы организации», утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н).
Если же полученная субсидия будет использована на будущие расходы, проводить ее через счет 86 также нецелесообразно, поскольку субсидия предоставляется на любые затраты (без целевого назначения) и не предполагает никакой отчетности об использовании полученных средств.
В то же время организация по желанию может использовать счет 86 для учета полученных средств, поскольку никаких запретов на использование счета 86 в данной ситуации нет.
Затраты, на компенсацию которых получена субсидия, в бухгалтерском учете отражаются в расходах в обычном порядке.
Субсидии, полученные субъектами МСП из федерального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, не учитываются в доходах для целей исчисления налога на прибыль (пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ).
При этом расходы за счет субсидий, указанных в подпункте 60 пункта 1 статьи 251 НК РФ, также не учитываются в целях исчисления налога на прибыль (п. 48.26 ст. 270 НК РФ).
Обратите внимание, что подпункт 60 пункта 1 статьи 251 НК РФ и пункт 48.26 статьи 270 НК РФ введены Федеральным законом от 22.04.2020 № 121-ФЗ и распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2020.
НДС по приобретенным за счет субсидии товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам и имущественным правам можно принять к вычету в общем порядке (п. 1 ст. 2 Закона № 121-ФЗ).
При применении упрощенной системы налогообложения (УСН) ни субсидии, полученные из федерального бюджета, ни затраты, на компенсацию которых получены субсидии, в целях исчисления налога при применении УСН не учитываются (пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
В связи с коронавирусом предоставляют федеральные и региональные субсидии.
Федеральные субсидии. Государство за счет федерального бюджета финансирует организации и предпринимателей в рамках антикризисных мер поддержки бизнеса. Малым и средним компаниям и предпринимателям из пострадавших отраслей предоставят федеральные субсидии на решение неотложных задач, включая выплату зарплат, на сохранение уровня оплаты труда в апреле и мае. Размер субсидии составит 12 130 рублей на каждого сотрудника в месяц (п. 4 Правил, утв. постановлением Правительства от 24.04.2020 № 576).
Региональные субсидии. Региональные власти тоже предоставляют субсидии организациям и предпринимателям в рамках антикризисных мер поддержки бизнеса. Например, в Камчатском крае субсидии предоставляют субъектам малого и среднего предпринимательства на финансирование расходов, связанных с производством масок (приказ Министерства инвестиций и предпринимательства Камчатского края от 09.04.2020 № 20-п).
Единым налогом при УСН не облагают федеральные субсидии в связи с коронавирусом организациям и предпринимателям из пострадавших отраслей бизнеса, которые на 1 марта 2020 года включены в реестр малого и среднего предпринимательства. Полученную субсидию не включайте в состав налогооблагаемых доходов (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, подп. 60 п. 1 ст. 251 НК).
Новое правило касается организаций и ИП, которые платят налог с доходов, а также организаций и ИП, которые используют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на расходы. Новые нормы вступили в силу 22 апреля 2020 года и распространяются на правоотношения с 1 января 2020 года (п. 1 и 2 ст. 3 Закона от 22.04.2020 № 121-ФЗ).
Организации и ИП, которые платят налог с доходов, уменьшенных на расходы, не вправе учитывать затраты, оплаченные за счет таких субсидий, в составе расходов при расчете единого налога (п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252, п. 48.26 ст. 270 НК).
Региональные субсидии в связи с коронавирусом учитывайте при расчете единого налога в общем порядке, как госпомощь.
Кому и на что предоставляется
Целевая субсидия направляется организациям, функционирующим на государственной основе, из бюджета Российской Федерации или региональных органов. Данная мера государственной поддержки фактически предоставляется организациям (юридическим лицам), работающим на бюджетной основе. А также автономным учреждениям (статья 145 Бюджетного кодекса), которые подтверждают обоснованность запроса денежных средств на цели, актуальные для предприятия, необходимые для повышения его показателей, восстановления платежеспособности.
Такими целями являются:
- проведение ремонтных работ капитального характера в зданиях, находящихся в собственности учреждения, разработка сметы, проекта;
- возмещение затрат, произведенных вследствие стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций;
- формирование основных фондов, требующее затрат больше 2 миллионов рублей, включая обустройство территории;
- компенсация затрат на коммунальные услуги зданий предприятия (отопление, водоснабжение, водоотведение, электроэнергия), при накоплении задолженностей;
- обеспечение выполнения государственного задания.
Важной особенностью использования средств субсидии является обязанность компании расходовать их неукоснительно по целевому назначению, четко соблюдая оговоренные условия предоставления. Никаких альтернативных вариантов законодательством не предусматривается, при невозможности реализовать проекты, на которые поступила бюджетная субсидия, полученные средства придется вернуть. Возврат субсидии осуществляется в зависимости от метода отражения полученных средств и момента возникновения обязательства по возврату средств.
Если дотация возвращается в год ее получения, то компании достаточно сторнировать проводки, которыми сопровождалось ее поступление (кроме Д/т 51 К/т 76) и использование. На момент фактического перечисления возвращенной дотации делают обратную бухгалтерскую запись – Д/т 76 К/т 51.
Возврат субсидии, полученной в прошлые годы, оформляется так:
Операции | Д/т | К/т |
По капвложениям | ||
Отражена задолженность по возврату субсидии | 86 | 76 |
Восстановлены дотационные средства в сумме начисленного износа | 91/2 | 86 |
Восстановлена сумма субсидии | 98/2 | 86 |
По текущим затратам | ||
Задолженность по возврату ранее предоставленной субсидии | 86 | 76 |
Размер субсидии восстановлен в сумме реально понесенных расходов | 91/2 | 86 |
Как вести учет при получении субсидии
Согласно п.1 ст.346.17 НК РФ субсидии за первые два года «упрощенцами» отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет субсидий.
Если по окончании второго года сумма субсидии превысит сумму признанных расходов, то разница в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.
Этот порядок признания доходов применяется налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта «Доходы минус расходы», а также для объекта «Доходы», при условии ведения ими учета сумм выплат.
Таким образом, эти доходы должны появиться в КУДиР (графа 4) в размере произведенных расходов из них (графа 5). Суммы будут одинаковые. Это и будет ведением учета субсидий.
Те налогоплательщики, которые применяют «Доходы минус расходы», первые два года делают расход и тут же отображают КУДиР доход. Если не истратили всю субсидию за два года и есть остаток, то на третий год включаете субсидию как доход, вне зависимости от расхода.
Субсидия на возмещение затрат облагается налогом усн
Как малые предприниматели, так и крупный бизнес может пользоваться теми возможностями, что открываются государствам в рамках целевых программ и прочих мероприятий.
Бюджетные средства принимаются в бухгалтерские записи на момент их предоставления, то есть, фактического поступления на счет, либо на момент выделения, который фигурирует в документах.
При покупке имущества на средства, представленные в виде субсидии, организации на ОСНО платят налог на прибыль. А если на данной системе работает предприниматель, он платит НДФЛ.
Если речь идет об амортизации, она начисляется ежемесячно, и это должно отражаться в документах соответствующим образом.
Какие основания для начисления
Субвенция на возврат затрат, которые понесло предприятие в результате своего развития, реализуется на основании соглашения. Последнее имеет свои особенности.
Оно должно включать в себя информацию о размере субвенции и о величине затрат для частичного возмещения средств, заложенных предпринимателем. Также в этом документе указывается, на что именно пойдет выданная субсидия (предмет субсидирования).
В обязательном порядке должны быть выполнены следующие требования и предоставлены:
- заключенное правоотношение с местными органами самоуправления. Здесь важно, чтобы было учтено условие, что выплаты предоставляются только субъектам РФ средствами, выделенными на финансирование одноименных программ по возмещению затрат мелкому или среднему бизнесу;
- данные о возможном субсидировании ранее;
- дата и схема выдачи документации, отчетности, которые подтверждают выполнение обязательств уполномоченными организациями;
- выписка-подтверждение того, что в бюджете заложены денежные средства на выдачу субвенции;
- отчеты о расходах, которые были понесены предприятием и на которые оно планирует получить субсидирование (в обязательном порядке должны быть обговорены Министерством РФ);
- отчет, который подтвердит, что запланированное предприятием развитие было достигнуто путем использования кредитных средств.
Кто имеет право на субсидию
Получить помощь от государства могут ИП и ООО при выполнении нескольких условий:
- Компания есть в реестре малого и среднего бизнеса по состоянию на 10 июля 2021 года.
- Основной ОКВЭД есть в приложении к Постановлению.
- Организация не находится в процессе ликвидации, банкротства и не исключена из ЕГРЮЛ.
- На 1 июля 2021 года недоимка по налогам и взносам не превышает 3000 ₽ (с учётом имеющейся переплаты). Если на момент подачи заявления недоимка погашена, право на субсидию сохраняется.
☑️ Проверьте право на субсидию по ИНН в специальном сервисе налоговой.
Как бизнесу получить поддержку от государства в условиях COVID-19
Президент Владимир Путин на совещании с правительством 15 апреля предложил выделить малому и среднему бизнесу безвозмездную финансовую помощь со стороны государства (субсидии). «Эти средства предприятия смогут направить на решение текущих, самых неотложных задач. В том числе на выплату зарплат, на сохранение уровня оплаты труда своих сотрудников в апреле и мае», — сказал он.
Глава государства пояснил, что объем поддержки будет рассчитываться исходя из численности работников компании по состоянию на 1 апреля текущего года исходя из суммы 12 130 руб. на одного сотрудника в месяц.
При этом обращение за такой помощью должно быть простым и удобным для бизнеса, добавил президент.
Правительство должно обеспечить условия, при которых бизнес мог бы подавать заявки на такую помощь уже с 1 мая 2020 г.
Претендовать на поддержку смогут только компании, сократившие на 1 апреля не более 10% сотрудников. Планируется, что финансовая помощь от государства за апрель начнет поступать с 18 мая, а средства за май придут уже в июне. На сайте Минэкономразвития можно найти данные о том, кто имеет право на получение субсидии и как его реализовать.
Кому и на что предоставляется
Целевая субсидия направляется организациям, функционирующим на государственной основе, из бюджета Российской Федерации или региональных органов. Данная мера государственной поддержки фактически предоставляется организациям (юридическим лицам), работающим на бюджетной основе. А также автономным учреждениям (статья 145 Бюджетного кодекса), которые подтверждают обоснованность запроса денежных средств на цели, актуальные для предприятия, необходимые для повышения его показателей, восстановления платежеспособности.
Такими целями являются:
- проведение ремонтных работ капитального характера в зданиях, находящихся в собственности учреждения, разработка сметы, проекта;
- возмещение затрат, произведенных вследствие стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций;
- формирование основных фондов, требующее затрат больше 2 миллионов рублей, включая обустройство территории;
- компенсация затрат на коммунальные услуги зданий предприятия (отопление, водоснабжение, водоотведение, электроэнергия), при накоплении задолженностей;
- обеспечение выполнения государственного задания.
Для целей бухучета государственная помощь подразделяется на средства, связанные с финансированием:
- капитальных расходов на приобретение (создание) внеоборотных активов (например, основных средств);
- текущих расходов.
В первом случае предоставление государственной помощи может сопровождаться дополнительными условиями, такими как:
- ограничение приобретения определенных видов активов;
- конкретное местонахождение приобретаемых активов;
- установленные сроки приобретения и владения активами.
К финансированию текущих расходов относятся все другие виды государственной помощи, отличные от приобретения (создания) внеоборотных активов. При этом для целей бухучета не признаются государственной помощью средства (экономическая выгода), полученные в рамках:
- государственного регулирования цен и тарифов;
- применения соответствующих правил налогообложения прибыли (например, предоставление налоговых льгот, отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов, инвестиционных налоговых кредитов);
- полученных бюджетных инвестиций (в частности, участие государства в формировании уставного капитала организации, например, унитарных).
Государственная помощь может быть предоставлена организации в виде:
- денежных средств;
- другого имущества (например, основных средств, материалов).
Об этом говорится в пунктах 3 и 4 ПБУ 13/2000.
Ситуация: как в бухучете определить стоимость имущества (например, основных средств, материалов), предоставленных организации в собственность в рамках государственной помощи?
Имущество, полученное на возмездной основе, учтите по стоимости, указанной в договоре. Безвозмездно полученное имущество примите к учету по рыночной стоимости.
Целевое назначение субсидий
Субсидия – это государственная дотация. Она призвана помочь юридическому или физическому лицу-предпринимателю решить один из финансовых вопросов:
- покрыть часть понесенных на бизнес расходов;
- возместить часть прошлых убытков;
- компенсировать часть недополученной прибыли.
Держава выделяет субсидии в рамках 2 основных путей:
- Регулировка ценообразования – за счет этих денег власти помогают предпринимателям несколько восполнить расходы, выросшие за счет подорожания сырья, топлива, энергии и др.
- Социально-экономические программы – с целью способствовать экономическому росту и развитию государство дотирует производства и предприятия, значимые с социальной токи зрения.
СПРАВКА! На субсидию от государства могут рассчитывать госпредприятия, а также коммерческие и некоммерческие организации.
В зависимости от цели субсидия по-разному отражается в учетных бумагах: фиксируется в бухгалтерском учете и отражается в налоговой базе. В любом случае, они обязательны к учету, если одновременно выполняется два условия:
- средства выделены бюджетом;
- организация придерживается требований, выдвинутых государством для субсидирования.
Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства (далее — МСП), ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576 (далее — Правила).
Как следует из пункта 1 Правил, право на получение субсидии возникает у организации или индивидуального предпринимателя (далее — получателей субсидии), которые по состоянию на 01.03.2020 года соответствуют следующим критериям:
- они включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — реестр) в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»;
- их основной вид экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ либо ЕГРИП, отнесен к отраслям российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434.
Согласно пункту 4 Правил размер субсидии определяется как произведение величины минимального размера оплаты труда по состоянию на 1 января 2020 г., составляющей 12130 рублей:
- на количество работников в марте 2020 г. — в отношении организаций;
- на количество работников в марте 2020 г., увеличенное на единицу, — в отношении индивидуальных предпринимателей.
Соответственно, для индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников, размер субсидии равен величине минимального размера оплаты труда, то есть 12130 рублей.
В свою очередь, количество работников получателя субсидии определяется ФНС РФ на основании полученных от ПФ РФ данных из отчетности по форме «Сведения о застрахованных лицах» (СЗВ-М), утвержденной постановлением Правления ПФ России от 01.02.
2016 N 83п, представленной в соответствии с установленным порядком получателем субсидии.