Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф для родителей и постановка на учёт: чем грозит подростку побег из дома». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Дети, пережившие возврат в детдом, гораздо менее доверчивы, считает Инна Пасечник. «Самое страшное, что случается при возврате, — ребенок подтверждает свою теорию, что верить никому нельзя, — рассказывает она. — Человек пережил большое предательство, но все же думает: “Может, взрослые все-таки ничего?” Но возврат убеждает в обратном: “Я попробовал, я сходил, но сказки не бывает”».
«Я вам не нужен, я пошел»
Иногда за отменой по инициативе опекуна скрывается «добровольный» уход ребенка. В статистике такие случаи не выделяются: когда дети просят вернуть их в детский дом, родители чаще всего сами пишут заявление об отмене опеки.
«Ребенок просит вернуть его в детский дом не потому, что он не хочет быть в семье, а потому что ему очень тяжело, — считает Инна Пасечник. — Родители часто начинают говорить: “Слушай, ну вот ты себя так плохо ведешь, ну, наверное, мы тебе не подходим. Может, ты хочешь вернуться в детский дом?” Даже если они говорят фразу: “Я-то хочу, чтобы ты оставался, но ты же не хочешь”, дети-то все равно слышат: “Если ты уйдешь, я буду рада”. И в этот момент ребенок вполне может согласиться, потому что он это понимает как “я вам не нужен, я пошел”. И тогда как будто бы это отказ по желанию ребенка, но по факту это кризис, с которым не смогли справиться родители».
Я хочу уйти из семьи в детдом
Пишу я (Алиса 12 лет)
Мне 12 лет, помогите мне, пожалуйста. Я очень хочу попасть в детдом, уйти, сбежать отсюда, из этой квартиры, не хочу так жить, когда тебя бьют и кроют последними словами, я такого не заслужила. За что мне такие родители, особенно папа. Я очень хочу в детдом, помогите, я не знаю, как это сделать, но очень хочу.
Для решения Вашего вопроса необходимо привлечь соответствующие учреждения, уполномоченные принимать решения об изъятии ребенка из семьи и передачи его в детский дом.
Обращаем Ваше внимание, на то, что условия нахождения (жизни) детей в детских домах такие, что каждый ребенок очень хочет и стремится, чтобы его забрали в приемную семью (усыновили, удочерили). Поэтому, прежде чем принять решение об уходе из семьи, серьезно обдумайте возможные последствия этого поступка. Рекомендуем, ознакомиться с тем, что пишут выпускники детских домов об условиях проживания в них.
Меня зовут Оля, я работаю психологом, и я очень хочу тебе помочь. Я понимаю тебя и то, как тебе сейчас плохо. Но прежде всего, я хочу тебе сказать, что ты не одна. Мир полон добрых людей и каждый из них готов протянуть тебе руку помощи. Для начала постарайся успокоиться. Я знаю, что это очень трудно, но я верю в тебя. Все в твоих руках. Ты сможешь. Спокойное состояние подскажет тебе путь.
Дело в том, что когда нам больно, страшно или обидно, наш мозг работает только в одном направлении – он защищается и тратит все свои силы на то, чтобы сохранить тебе жизнь. Но когда удастся посмотреть со стороны, пусть даже на очень страшную ситуацию, мы готовы найти самый лучший выход.
Теперь постарайся подумать о том, кто из твоих родственников сможет тебе помочь. Возможно, у тебя есть любящая тетя или бабушка.
Если таких людей нет в семье, то в твоей школе наверняка есть психолог. Обратись к нему за помощью. Расскажи о том, что тебя беспокоит, какая сложилась ситуация в семье. Специалист обязательно найдет способы помочь тебе.
Если такого человека в школе нет, то обязательно есть учителя. Даже если Вы не дружите, постарайся рассказать кому-то из них свою историю.
Подумай о том, кто рядом из взрослых, с кем ты могла бы поговорить (мама твоей подруги или соседка). Ты увидишь, сколько хороших людей вокруг и то, что тебя все любят и готовы прийти на помощь.
Кроме того, в твоем городе должны быть телефоны психологической помощи. Скорее всего, ты умеешь пользоваться интернетом, найди эти номера и/или адреса и обратись туда за поддержкой.
Если мама и папа бьют тебя, ты вправе звонить в полицию, не бойся. Каждый из нас должен защищать себя, это нормально. Кроме того, ты можешь позвонить в органы опеки.
Я очень прошу тебя подумать о себе и своей безопасности. Не стоит уходить из дома на улицу. Это не лучший вариант, поверь: зима, тебе всего 12 лет. Постарайся сконцентрироваться и найти того взрослого, который поможет тебе. Если так случится, что ты попросишь о помощи, а ее не последует, обратись к кому-то еще. Не останавливайся. Иди вперед. Все обязательно получится. Ты сильная девочка!
И да, ты большая умница, что написала нам, я в тебя верю!
И прошу тебя, помни о том, что мир полон хороших и добрых людей. Стоит только попросить о помощи, как ее сразу окажут. Желаю тебе удачи и скорейшей помощи со стороны твоих близких.
Чего ждать от ребенка из детского дома. Особенности психики и полезные упражнения
Любая семья, которая планирует принять ребенка из детского дома, сталкивается со стереотипами: вам будут говорить, что «после детского дома невозможно жить в семье», «а что если он будет курить и воровать», «вдруг у него плохая генетика». Воспитывать приемного ребенка — не то же самое, что воспитывать родного, но в этом нет ничего страшного. Вместе с психологом ресурсного центра «Отрадное» Светланой Даниловой, которая работает с приемными родителями и их детьми, мы разобрались, чего ожидать в период адаптации, какие особенности стоит учитывать и какие упражнения можно делать, чтобы установить доверительную связь с ребенком. Многое из этого списка пригодится и родителям неприемных детей
Они не доверяют взрослым
Главное, чем отличаются дети из детского дома, — у них нет базового доверия к взрослым и вообще к миру. Оно формируется в первые годы жизни, и если в этот момент ребенок оказался без попечения родителей, задуманная природой схема нарушается. Младенец должен удовлетворять свои базовые потребности мгновенно: как только родитель слышит, что ребенок закряхтел или заплакал, он подлетает и разбирается, в чем дело, помогает справиться с проблемой — меняет памперс, кормит, укачивает. Когда это происходит изо дня в день, ребенок усваивает, что он в безопасности, о нем обязательно позаботятся. В учреждении детей тоже кормят, пеленают и купают, но там все происходит в определенные часы, по расписанию нянечек. Младенцы же испытывают потребности не одновременно и не по часам, поэтому часто получается, что ребенок получает необходимое уже после того, как он поплакал и заснул в одиночестве. К сожалению, так ребенок усваивает, что никому не нужен.
Человеческая психика устроена так, что обида и злость переносится на того, кто находится в поле зрения. Хотя ребенка оставила родная мама, сердится он на воспитателей или приемных родителей. Казалось бы, что они могут помнить, такие маленькие, до года? Но это не интеллектуальное знание, а чувственное. Оно закладывается еще внутриутробно, а накапливается после рождения. Младенец хорошо запоминает тот ужас и холод, которые он испытывал, когда лежал в кроватке и плакал один. Это очень трудно компенсировать, когда ребенок уже подрос, но возможно.
У них могут быть проблемы с границами
Когда с ребенком мало взаимодействуют взрослые, не берут на руки, не обнимают, у него плохо формируется понимание границ собственного тела — и это сказывается на поведении в дальнейшем. Чтобы человек понял, что хорошо, а что плохо, он должен для начала осознать свои собственные границы — телесные. Обычно новорожденные все время находятся в контакте с мамой, а сироты этого лишены, и образ тела у них формируется позже. У них не «плохая генетика» — просто они не прошли необходимые этапы эмоционального развития.
В школе приемных родителей учат, как компенсировать эти пробелы и как бы заново пройти период, когда ребенок не получил поддержки родителей. С помощью разговоров это сделать сложно, поэтому психологи придумывают разные игры и метафоры для процессов, которые происходят между родителями и ребенком.
Упражнение первое — знакомство с собой. Посмотрите в документах, какой у ребенка был вес и рост при рождении (обычно эти данные есть у опеки). Чтобы восстановить свою историю и заново прожить ее с вами, ребенку важно узнать о себе всю эту информацию и, например, потрогать бирочку из роддома. Психологи предлагают показывать, а не проговаривать словами: вместе с ребенком отмерить 50 сантиметров, сделать сверток из одеяла, объяснить: «Смотри, вот такой ты был, когда родился». Отмерить вес младенца на кухонном безмене, дать подержать этот сверток ребенку. И маме тоже: «Мамы же с тобой тогда не было, но давай представим, как бы это было, она бы очень хотела уже тогда тебя обнять и о тебе позаботиться». Многие родители смущаются, говорят, что ребенок уже большой и в этих играх нет смысла, но на деле и 7—8-летних, и язвительных подростков, и даже совсем взрослых людей интересуют такие вещи.
У него есть биологические корни, их нужно принять
Приемным родителям важно почувствовать благодарность к биологической матери ребенка. Ведь, какой бы она ни была и где бы она ни находилась, она родила человека, который теперь стал частью их семьи. Если бы эта мама жила благополучно и отлично справлялась, ее не лишили бы родительских прав, и сына или дочери у вас бы не было. Ребенок тоже должен принять свои корни — тогда он не будет срываться на родителей. Иногда в приемной семье плохо отзываются о биологических родителях: «Понятно, в кого ты такой!» Это недопустимо. Детская психика устроена так, что в любой ситуации ребенок будет винить себя: родители разводятся — значит я сделал что-то не так, мама оставила меня в детдоме — значит я плохой. А когда ребенок считает себя плохим, он и вести себя будет плохо — подтверждать свою идентичность.
Задача приемных родителей — избавить ребенка от чувства вины и злости на биологическую мать. Одно из упражнений, которое предлагают психологи, называется «домики жизни»: вся семья садится вместе и рисует домики, в которых успел побывать ребенок, и на каждом этапе благодарит тех, кто о нем заботился. Первый домик — у мамы в животе: даже если у биологической мамы не получилось заботиться о малыше, она его как минимум родила, и это уже хорошо. Нужно не реабилитировать родителей, а показать ребенку, что это не он плохой, а просто взрослые не справились, не смогли о нем как следует заботиться, ведь быть мамой и папой трудно. Потом нужно вместе вспомнить и нарисовать другие домики — детский дом, другой детский дом, а в конце приемная семья. Это отличная профилактика любых проблем с воспитанием: родители понимают, сколько всего пережил ребенок, а он осознает, что семья принимает его со всей предысторией.
Им труднее сформировать привязанность
Механизмы привязанности формируются в первые месяцы и годы жизни, но если в это время ребенок находится в учреждении, у него нет близкого взрослого, который о нем постоянно заботится. Нянечки, врачи и воспитатели мелькают перед младенцем, как вагоны проходящего поезда, сформировать привязанность к кому-то из них невозможно. А чтобы научиться доверять вообще, надо сначала довериться хотя бы одному человеку — обычно это мама.
Все дети проходят через возрастные кризисы — не стоит винить в этом генетику. Однако проблемы с привязанностью могут усугубить проблемы в отношениях подростка с родителями и сделать их по-настоящему невыносимыми. Воспитание детей — это педагогический процесс, одной любви тут недостаточно, нужно знание. Многие родители говорят, что любят своего ребенка, но при этом не знают особенности возраста, не могут описать характер ребенка, не играют с ним. В чем же тогда заключается любовь — в дорогих игрушках и секциях? К сожалению, этого недостаточно, чтобы появилась доверительная связь.
Они привыкли к подаркам
Воспитанники детских домов, особенно столичных, неплохо обеспечены и часто получают подарки от спонсоров и благодетелей — неудивительно, что дети привыкают компенсировать недостаток любви материальными благами. В эмоциональную дыру можно «забросить» не только подарок, но и вкусную еду — часто приемные дети удивляют родителей своим аппетитом. И дело не в том, что малыши голодали — они привыкли так получать положительные эмоции. В этом нет ничего хорошего: удовольствие от шоколадки или новой игрушки мимолетно, и настоящую проблему они не решают. Эффект примерно такой же, как от импульсивной покупки: новое платье у вас появится, а стресс никуда не денется.
Ребенка нужно учить, что любовь проявляется не только через подарки. Когда мама любит ребенка, она обнимает его, заботится о нем, следит, чтобы он был тепло одет и хорошо ел. Это звучит странно, но дети из детских домов не умеют обниматься. Подростки могут даже отпрыгивать, когда вы пытаетесь к ним прикоснуться. Оставаясь в семье, понемногу они учатся и оттаивают. Можно прямо так и говорить: в нашей семье принято обнимать маму утром, когда проснешься, днем, когда придешь из школы, и перед сном. Сначала придется внедрять эти правила искусственно, а потом все привыкнут, и объятия будут абсолютно естественными и искренними.
Отсутствие ответственного отношения
Проблемой для будущей жизни человека, выросшего в детдоме, является невозможность научиться нести ответственность за свою жизнь и свои действия. С одной стороны, постоянное отсутствие проблем с ежедневными заботами о том, где взять еду и как постирать грязную одежду облегчают жизнь, с другой стороны, воспитанник привыкает, что кто-то должен выполнять эту работу для него ежедневно.
Подводя итог, можно сказать, что вопрос о передаче собственного ребенка в детский дом в каждой конкретной ситуации всегда решается индивидуально. Возможно, другого выхода действительно нет. Это вопрос морально-этического плана и каждый на него отвечает по-своему. Очень важно, чтобы в случае положительного ответа — да, отдать — это произошло при полном понимании того, что условием формирования успешной личности каждого ребенка может быть только семья. С этим утверждением согласятся все — от психологов, педагогов до самих детей — воспитанников детдомов.
Не обязательно переводить несовершеннолетнего в интернат, если в семье возникли проблемы. Существуют дополнительные возможности.
Самый оптимальный вариант и для ребенка, и для родителей – это узкоспециализированные школы, направленные на воспитание спортсменов, кадетов или же гениев в определенной отрасли науки. Попасть в такие учреждения сложнее, чем в интернат – необходимо успешно сдать экзамены и пройти отбор. Но плюсы перевешивают:
- обучение в таких учреждениях (если они государственные) предоставляется полностью бесплатно, как и проживание;
- отсутствует риск лишения родительских прав;
- ребенок чувствует себя комфортнее, так как контингент в интернате куда хуже, чем в спортивной или кадетской школе;
- пребывание в спортивной, гуманитарной, кадетской или иной специализированной школе позволяет не просто решить проблему с дисциплиной, проживанием или материальным обеспечением, но и дает ребенку билет в успешную взрослую жизнь.
Родителям с проблемными отпрысками следует обратить особое внимание на военные училища. В них детям привьют основы дисциплины, что во многих случаях поможет справиться с тяжелым характером подростка.
Сдать ребенка в интернат без лишения родительских прав можно, но, прежде чем идти на такую меру, следует взвесить все «за» и «против». Отправка интернат должна быть крайней мерой, нельзя обращаться к этой процедуре из-за небольшой провинности ребенка.
Прежде чем перевести несовершеннолетнего в учреждение постоянного пребывания, обязательно нужно провести с ним беседу, желательно с привлечением детского психолога. В период пребывания ребенка в учебном учреждении важно поддерживать с ним контакт, чтобы отношения в семье не ухудшились.
Как строится учебный процесс в интернатах?
Обычно в специальных школах-интернатах для трудных подростков оказываются дети с большими проблемами в обучении или те, кто не в первый раз нарушил закон. Справиться с особыми детьми трудно, следовательно, в этих учебных учреждениях осуществляют свою деятельность педагоги с большим опытом, дефектологи и психологи.
Часто в штате педагогических работников есть и люди с медицинским образованием. Железная дисциплина – основа воспитания в интернате для трудных подростков. Основная цель – вернуть ребенка к нормальным мировосприятию и жизни.
Сначала у воспитанников проверяют уровень знаний и интеллектуальные способности. Проверка проходит в виде тестирования. Если по его итогам выявлено отставание в развитии, юноше или девушке могут преподавать даже программу начальных классов.
В основе поведения трудных подростков – нарушения психологического развития, так что учащиеся из интерната для трудных детей постоянно общаются с психологом. Такие беседы проходят индивидуальным образом. По итогам специалист старается найти основу — причину такого поведения воспитанника.
В интернате для трудных подростков все дети постоянно находятся под контролем преподавателя, а в субботу и воскресенье они имеют право отправиться к родителям, хотя некоторые остаются и на выходные.
Интернаты в Санкт-Петербурге и Москве
Наиболее известное учреждение-интернат для трудных подростков (Спб) – школа №1 закрытого типа. Заведение ведет свою историю еще с 1965 года. Находится оно на улице Аккуратова в доме под номером 11. Это закрытый интернат для трудных подростков, и значит, что дети поступают сюда по решению суда. Тут железная дисциплина, передвижение по периметру и контрольно-пропускные пункты на входе.
Есть школа-интернат для трудных подростков в Москве. Расположено заведение №9 по улице Жигуленкова Бориса в доме 15, строение 1. В отличие от питерского, этот интернат открытого типа. Сюда дети с девиантным поведением могут попасть и по решению родителей или рекомендации специальной комиссии. Правила тут не такие жесткие, как в учреждениях закрытого типа.
Как взять опеку над ребёнком из детдома?
Первый шаг оформления опеки – это подача заявления и документов.
Там кандидату назначают дату прихода к нему на дом сотрудника государственного органа для анализа финансовой составляющей и места будущего проживания подопечного. При удовлетворительном оценивании недвижимости составляется акт проверки.
Решение об удовлетворении требований принимается комиссией в течение 10 дней. После этого заявителю возвращаются оригиналы документов.
Если опекун нацелен на приём определённого ребёнка, то приносит на него документы и оформляет опекунство. Если же ему предстоит только выбрать кого-либо из детей, то в течение 2 лет он вправе обратиться в Федеральную базу и определиться с выбором.
После оформления процедуры в государственном органе заводится дело на опекуна и ребёнка. Дважды в год органы опеки посещают подопечного по месту проживания и проводят анализ увиденного.
Внимание! Опекун обязуется получать денежные средства на счёт подопечного и расходовать их исключительно на его нужды, а также ежегодно предоставлять отчётность о тратах в госорган.
Как сдать в детский дом в России своего ребенка?
В РФ в детдом могут попасть дети, которые остались без родителей или без их обеспечения. Также принимаются дети, от которых отказались опекуны и близкие родственники. Прием ребенка осуществляется по решению органов опеки. Чтобы сдать детей в такое учреждение в России предусмотрен следующий порядок:
- Должно быть написано заявление на оформление ребенка в детдом.
- Документ о лишении родительских прав.
- Предоставляются копии свидетельства о рождении детей и паспорт (для 14- летних).
- Копии личных документов родителей или опекунов.
- Сведения о детях и их родственниках.
- Акт о жилищных условиях, где находился ребенок.
- Справка о психологическом состоянии малыша.
- Программа реабилитации (для детей -инвалидов).
Решение о приеме ребенка в госучреждение выдается после изучения сложившейся ситуации, предоставленных документов и заключения органов опеки.
В чем разница между детдомом и интернатом
Большой разницы между интернатом и детдомом нет. Отличие лишь в деталях. Детские дома – это учреждения, в которых мальчики и девочки проживают. Как правило, это сироты. У них нет никаких отклонений в развитии или физиологических особенностей, они ходят в обыкновенную городскую школу, которая располагается поблизости с их “домом”. Здесь большой плюс для ребят в том, что они учатся в обыкновенном классе. У них есть социальная адаптация, т. к. дети общаются с другими учениками из обычных семей.
Примечание. Даже элементарный поход до школы и обратно помогает выстраивать малышам необходимую связь с внешним миром.
Школа-интернат – это учреждение, в котором дети и живут, и учатся. Школой может быть либо соседнее здание на закрытой территории, либо то же сооружение, в котором ребята постоянно находятся. Чаще всего интернаты представляют собой специализированные места, направленные на коррекцию малышей с теми или иными отклонениями.
Справка. Детей-инвалидов или отстающих в развитии направляют учиться в школу при интернате. То есть ребенок живет дома с родителями, но ему приходится посещать эту школу, потому что там спецпрограмма.
Также в интернатах есть ребята со статусом социальной сироты или же чьи родители лишены прав. Их направляют в учреждение, если у них есть психологические особенности или физические отклонения.
Можно ли сдать ребенка в детдом/интернат
Каждой уважительной причине, которые излагают родители, органы опеки и попечительства дают свою оценку
Отдать ребенка в детдом можно в соответствии с п. 12 Постановления Правительства РФ от 24.05.2014 N481 “О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…”. Здесь говорится, что родители, опекуны либо усыновители могут по личному заявлению на время оставить несовершеннолетнего в организации для детей сирот. Но мнение детей, достигших 10 лет, должно учитываться.
Справка. Бывали случаи, когда подростки намеревались попасть в детдом по собственному желанию. Но инициатива всегда исходила в первую очередь от родителей, которые таким способом пытались вразумить ребенка.
«Мы пошли в детективное агентство „Лунный свет“»
Дети из детдома, не знакомые со своими биологическими родителями, обычно не хотят их искать. Они чувствуют глубокую обиду за то, что их бросили. Так было и у моего мужа, который не знал своих мамы и папы. Но позже он поменял мнение и захотел изучить свои корни. Они с младшей сестрой знали только имя и фамилию матери, а также место её рождения.
Однажды у нас с мужем случился отпуск, во время которого мы никуда не поехали. Делать нам было нечего, и мы решили, что займёмся поисками его родственников. Сначала пошли в детективное агентство с фантастическим названием «Лунный свет», прямо как в сериале. Но там заломили настолько же фантастическую цену за решение каждого нашего вопроса. И мы решили, что попробуем сами.
Я порылась в интернете и нашла деревню, из которой была родом мама мужа. Выяснилось, что её переименовали и на сегодня там осталось всего лишь пара жилых домов. Мы поехали туда и начали просто стучаться в двери и задавать вопросы. Один дедушка вспомнил нужную нам семью. Он же сообщил, что в соседнем селе до сих пор живёт дядя мужа. Мы поехали туда. В сёлах все друг друга знают, и нам быстро указали, куда идти. А потом дядя дал Серёже номер телефона его биологической матери.
Оказалось, что она живёт в Челябинской области, поэтому после первого созвона они какое-то время общались по телефону. Потом решили встретиться и выбрали для этого городок Димитровград в Ульяновской области: там, как оказалось, жила Серёжина тётя.
Выяснилось, что отец Сергея тоже был из Димитровграда, но уже умер. Зато живыми оказались мать и брат отца. Благодаря последнему муж смог сделать ДНК-тест и удостовериться, что это действительно его кровные родственники. Так он обрёл бабушку и дядю.
Мать рассказала Серёже, почему они с сестрой оказались в детском доме. По её словам, она была слишком молодой, когда с разницей в год родила двоих детей. Вместе с малышами она одна жила в общежитии в Пензе, и денег вечно не хватало. Она стала употреблять много алкоголя, поэтому детей забрали социальные работники.
Позже Серёжа нашёл общагу, в которой они жили, и поговорил с соседями. Одна женщина вспомнила его семью и рассказала, что органы опеки вызвали жильцы дома, потому что испугались за детей. Малыши часто оставались одни, а однажды Серёжу, которому тогда было полтора года, увидели ходившим по краю балкона. Он просто чудом не упал вниз.
Больше детей у Серёжиной матери не было. Через пару лет после встречи с сыном она умерла. Муж говорит, что не держит на неё обиды.
«Моё детство — не проблема и не табу»
Иногда мне кажется, что детей из детдомов слишком много жалеют, они подсаживаются на ощущение, что им все всё должны. Многие из тех, кто выпускается из детского дома, не готовы к взрослой жизни. Не умеют планировать бюджет и распоряжаться им — ведь раньше это было не нужно. Люди словно считают, что кто-то должен всё решить за них, как в детдоме: что поесть, какую одежду купить, сколько раз в неделю мыться. А когда им предоставляют выбор, теряются.
К тому же после выпуска в голову бьёт свобода: теперь можно делать всё что угодно и никто не сделает замечание. Начинается бесконечный кутёж, кто-то сразу пускается во все тяжкие. Такие люди в итоге просто проедают или пропивают свои пособия, сидя в выданной им квартире, а потом ищут лёгких денег.
При этом в моём окружении много исключений. У нас с мужем куча друзей, которые провели детство в социальном учреждении, но сейчас у них есть семьи и карьеры и в жизни всё хорошо.
Что такое тренировочные квартиры?
Тренировочной называется квартира, в которой поселяются сотрудник детского дома и 5 выпускников. Обычно это съёмная 5-комнатная квартира. К ним приходят волонтеры, которые дают им какие-то навыки: профессиональные повара учат готовке, швеи учат шить. Они живут в квартире, в которой нет уборщицы, нет повара в столовой. Они все делают сами, сами ходят в магазин за продуктами. К примеру, у них задача прожить на 150 рублей. Их пятеро, и у каждого 150 рублей. Или они скинутся и купят курицу, или купят чипсов и слягут с проблемами в желудке. И каждый вечер за чаем они обсуждают, как они эти 150 рублей умудрились потратить. К примеру, какие молодцы Маша с Дашей, которые объединились и купили курицу и 2 морковки.
Кто имеет право быть усыновителем
В России усыновить несовершеннолетнего ребенка могут как граждане РФ, так и субъекты с иностранным гражданством. Ограничения предусмотрены только для граждан Соединенных Штатов Америки — им на законодательном уровне запрещено усыновлять российских ребят.
Важно. Список требований к кандидатам закреплен в ст. 127 СК.
Право усыновить одинокого малыша имеют субъекты, отвечающие таким критериям:
- совершеннолетие, при этом по общему правилу нужно, чтобы усыновляемый был младше своего покровителя минимально на 16 лет;
- удовлетворительное физическое состояние, отсутствие тяжелых хронических болезней;
- наличие полной гражданской дееспособности.
Может ли несовершеннолетний проживать отдельно от родителей, опекунов и попечителей?
Каждый ребенок имеет право на совместное проживание с родителями, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.
Местом жительства детей до 14 лет или граждан, находящихся под опекой, является место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов (п. 2 ст. 54, п. 3 ст. 65 СК РФ; п. 2 ст. 20 ГК РФ).
Несовершеннолетние подопечные проживают совместно со своими опекунами и попечителями. При этом допускается раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим 16 лет, с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного (п. 2 ст. 36 ГК РФ).
Место жительства эмансипированного несовершеннолетнего
Несовершеннолетним ребенок является до исполнения ему 18 лет. Однако есть случаи, когда несовершеннолетний становится полностью дееспособным и ранее 18 лет.
Так, если несовершеннолетний ребенок достиг возраста 16 лет и работает по трудовому договору, контракту или с согласия законных представителей занимается предпринимательской деятельностью, то он может быть объявлен полностью дееспособным. Это называется эмансипацией (ст. 27 ГК РФ).
Есть два варианта эмансипации несовершеннолетнего — через орган опеки и попечительства либо в судебном порядке.
Если оба законных представителя ребенка согласны на то, чтобы ребенок был объявлен дееспособным, орган опеки и попечительства по заявлению ребенка с согласия законных представителей выносит решение об этом. Для этого нужно представить:
- заявление о проведении эмансипации;
- паспорт гражданина РФ;
- свидетельство о рождении несовершеннолетнего;
- документы, подтверждающие трудовую или предпринимательскую деятельность ребенка;
- письменное согласие законных представителей;
- паспорта законных представителей несовершеннолетнего.
Если у несовершеннолетнего нет согласия родителей или одного из родителей, усыновителей или попечителя, то 16-летний гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об объявлении его полностью дееспособным (ч. 1 ст. 287 ГПК РФ).
Заявление подается в суд по месту жительства и рассматривается с участием заявителя, родителей или одного из родителей, усыновителей (усыновителя), попечителя, а также представителя органа опеки и попечительства, прокурора (ст. 288 ГПК РФ).
При удовлетворении судом заявленной просьбы несовершеннолетний объявляется полностью дееспособным (эмансипированным) со дня вступления в законную силу решения суда об эмансипации (ч. 2 ст. 289 ГПК РФ).
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано. При этом срок для подачи апелляционной жалобы составляет один месяц со дня принятия решения суда в окончательной форме (ч. 1 ст. 209, ч. 2 ст. 321 ГПК РФ).
Справка. Окончательная форма решения суда
Принятие решения суда в окончательной форме предусматривает изготовление вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей решения (ч. 1 ст. 198 ГПК РФ).
Резолютивная часть решения объявляется судом в том же судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела (ч. 1 ст. 199 ГПК РФ).
Составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более чем пять дней со дня окончания разбирательства дела.
При этом в мотивировочной части решения суда должны быть указаны: обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд (ч. 4 ст. 198, ч. 2 ст. 199 ГПК РФ).
В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу после рассмотрения судом жалобы, если обжалуемое решение не было отменено. Если решение суда первой инстанции было отменено или изменено и принято новое решение, оно вступает в законную силу немедленно (ч. 1 ст. 209 ГПК РФ).
Эмансипированный 16-летний гражданин вправе определять место жительства на свое усмотрение.
Кроме эмансипации несовершеннолетний может также стать полностью дееспособным и в случае, если он вступил в брак до наступления совершеннолетия (п. 2 ст. 21 ГК РФ).
Место жительства несовершеннолетнего при раздельном проживании родителей
Родители могут оформить соглашение и указать в нем, с кем остается ребенок после расторжения брака в случае раздельного проживания родителей.
Если родители не могут договориться, то каждый из них вправе обратиться в суд и установить место жительства несовершеннолетнего ребенка с одним из них (п. 3 ст. 65 СК РФ).
В суде место жительства ребенка определяется исходя из его интересов, а также с обязательным учетом мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, при условии, что это не противоречит его интересам (п. 3 ст. 65, ст. 57 СК РФ).
При определении места жительства суд принимает во внимание возраст ребенка, его привязанность к каждому из родителей, братьям, сестрам и другим членам семьи, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития.
Учитывается род деятельности и режим работы родителей, их материальное и семейное положение, а также другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 N 10).
Нужно иметь в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя.
Место жительства детей, которые остались без попечения родителей
Несовершеннолетние могут остаться без попечения родителей в случаях, если родители:
- умерли;
- лишены родительских прав;
- ограничены в родительских правах;
- признаны недееспособными;
- больны;
- длительно отсутствуют;
- уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказываются взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций;
- создают действиями или бездействием условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующие их нормальному воспитанию и развитию;
- в других случаях отказывают в родительском попечении.
Защита интересов таких детей возлагается на органы опеки и попечительства (ст. 121 СК РФ).
Детей, оставшихся без попечения родителей, передают в семью на воспитание — усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, в патронатную семью.
Когда такой возможности нет, временно, на период до устройства на воспитание в семью, детей передают в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (п. 1 ст. 123 СК РФ).
Такие дети проживают со своими законными представителями либо в детских учреждениях.
Следует также учитывать, что допускается временное пребывание ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях:
- получения им медицинских, социальных, образовательных или иных услуг;
- обеспечения ему временного проживания в течение периода, когда законные представители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка.
В этом случае права и обязанности законных представителей в отношении этого ребенка не прекращаются (п. 2 ст. 155.1 СК РФ).
Временное помещение детей в организацию для детей-сирот осуществляется по заявлению их законных представителей, а также с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста.
Для временного помещения ребенка в организацию для детей-сирот законный представитель обращается в орган опеки и попечительства по месту жительства или пребывания ребенка в целях заключения соглашения о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот (п. п. 12, 13 Постановления Правительства РФ от 24.05.2014 N 481).
Сломалась печка? Детей — в интернат
Как и в других сельских районах, главная проблема в деревнях Смоленской области — отсутствие работы. Местные жители помоложе ездят в города на вахту, а старики полагаются на пенсии и огороды.
Когда случается крупная поломка, например, печки, у родителей часто нет 50 тыс. рублей на новую. Отсутствие отопления в доме — это прямой повод для органов опеки, чтобы разместить детей в интернате.
Прошлой зимой органы опеки пришли к многодетной вдове Надежде и увидели, что в ее печи образовалась такая большая дыра, что дом мог попросту сгореть.