Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Брак товара при грузоперевозке: виновата транспортная компания. Что делать?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В случае, если вам дано задание по составлению акта о повреждении груза, а вы никогда прежде не встречались с этим документом, прочитайте приведенную ниже информацию и посмотрите пример – по его образцу вы без особых сложностей сформируете собственный бланк.
Регламент оформления исковой документации грузополучателем
Суд – это инстанция, которая руководствуется при рассмотрении дела исключительно документально подтверждёнными аргументами. В интересах грузополучателя сразу же после обнаружения недостачи груза или его полной утери корректно оформить документы, подтверждающие прецедент. Первым делом грузополучатель должен составить акт по утрате груза, ориентируясь на официальный образец, который можно получить в компании. Оформить документ желательно в день обнаружения пропажи багажа или же на второй день после выявления прецедента. В документе важно указать информацию о масштабах ущерба, дополнительно можно сфотографировать повреждения, если речь идёт о порче товара. Они помогут доказать правоту грузополучателя в суде, если дело будет доведено до исковых тяжб.
Немаловажно при заполнении бланка корректно оценить сумму ущерба пострадавшей стороной. Если товар штучный, указывается количество единиц продукции, пришедших в негодность или отсутствовавших при выдаче. Когда груз невозможно посчитать в единицах, проводится его контрольное взвешивание, при заполнении бланка указываются весовые размеры недостачи. Если уполномоченное лицо организации отказывается подписываться под документом, тогда грузополучатель заполняет акт утраты груза в одностороннем порядке, уведомив об этом представителей компании грузоперевозчика.
Договорная ответственность в автоперевозках
Краеугольным камнем договора перевозки выступает ответственность перевозчика за утерю или повреждение груза.
Размер убытков при утере груза рассчитывается от объявленной стоимости; если таковой нет, то от стоимости в товаросопроводительных документах (Постановление АС Северо-Западного округа от 07.04.2017 по делу №А56-74676/2015).
При утере или повреждении груза перевозчик, как правило, ссылается на одно из следующих обстоятельств:
- груз передан водителю, у которого не было полномочий на получение груза;
- груз погружен в автомобиль, который не принадлежит перевозчику;
- повреждение груза произошло по причине ненадлежащей упаковки;
- груз доставлен без повреждений упаковки, а внутритарная проверка при погрузке не проводилась;
- груз поврежден или утрачен в результате обстоятельств непреодолимой силы.
Груз передан неуполномоченному лицу или погружен в автомобиль третьего лица
Эти доводы приводит перевозчик как в случаях, когда груз действительно утерян по причине совершения преступления (хищения груза путем мошеннических действий – когда грузоотправитель передал товар похитителям), так и в случаях, когда перевозчик хочет избежать ответственности без законных оснований.
Вопрос решается элементарной внимательностью при подготовке документов: в договоре или заявке должны быть указаны паспортные данные водителя, данные на автомобиль, можно запросить трудовой договор и договор аренды авто (если перевозчик не собственник).
Повреждение груза произошло по причине ненадлежащей упаковки
Если перевозчик (экспедитор) принимает груз от клиента без оговорок в транспортном документе о ненадлежащей упаковке, на перевозчике (экспедиторе) лежит риск утраты, недостачи, повреждении (порчи) груза, возникших ввиду этого обстоятельства (п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 26 июня 2018 г. №26).
Груз доставлен без повреждений упаковки
Если перевозчик принял груз без проверки качества груза (по количеству мест), таким же образом груз принял грузополучатель, то в дальнейшем претензии могут быть предъявлены только поставщику (см. Решение АС Иркутской области от 08.04.2016 по делу № А19-1579/2016).
Непреодолимая сила
Один из самых сложных фактов для доказывания. Бремя доказывания непреодолимой силы возлагается на должника (п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2016 г. №7). Ключевые признаки непреодолимой силы:
- чрезвычайность – непредвиденное обстоятельство, выходящее за рамки обычного хода событий;
- непредотвратимость – любой средний участник гражданского оборота не справился бы в подобной ситуации;
- непреодолимость – преодоление препятствия требует непропорциональных усилий и расходов.
Непреодолимая сила должна выходить за пределы нормального, обыденного, не должна относиться к обычному риску, должна быть объективно, а не субъективно непредотвратима (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 21 июня 2012 г. №3352/12, Определение ВС РФ от 24 марта 2015 г. №306-ЭС14-7853).
Ниже в таблице приведен открытый перечень обстоятельств, которые суд признает или не признает непреодолимой силой.
Что НЕ МОЖЕТ быть признано непреодолимой силой | Что МОЖЕТ быть признано непреодолимой силой |
---|---|
|
|
Как оформить утрату, повреждение или недостачу
Чтобы максимально обезопасить свои интересы, требуется вооружиться документом. Это акт утраты вверенного груза. Если быть точнее, то акт утраты или недостачи. Составляется документ при участии представителей получателя груза и фактического перевозчика, у которых есть соответствующие полномочия. Найти образец, чтобы составить претензионный акт, не составит труда. Так можно привлечь к ответственности транспортную компанию, повредившую ваш груз. Если претензия отсутствует, то и оснований для рассмотрения дела нет.
Соответствующий акт, образец которого могут предоставить многие профильные юристы в области грузоперевозки, говорит об утрате груза, либо о факте его порчи в процессе доставки. Акт необходимо составить в день прибытия товара. В качестве исключения иногда можно заняться оформлением на следующий день. Но лучше этого не делать.
Подготовка досудебной претензии
Как только проведенная экспертиза установила вину перевозчика и установила точный размер причиненного материального ущерба, пришло время обращаться в транспортную компанию с письменной претензией.
В данном документе важно указать маршрут следования транспорта, маркировку, наименование, стоимость груза, а также дату, время и место составления акта о наличии повреждений. К претензии необходимо обязательно приложить:
- Транспортную накладную, экспедиторскую расписку или иной другой документ, подтверждающий факт наличия обязательств у перевозчика и принятие им груза;
- Счет продавца, товарную накладную или другой документ, который способен подтвердить заявленную в претензии стоимость;
- Заключение независимой экспертизы, установившей вину перевозчика и размер материального ущерба. Обязательно включите в претензию затраты, понесенные на услуги эксперта;
- Банковские счета и платежные реквизиты для перечисления компенсации;
- Доверенность или иной документ, который подтверждает полномочия подписанта претензии.
На сайтах многих транспортных компаний присутствуют образцы претензии, которые в большинстве случаев составлены правильно и юридически грамотно. Можете использовать их в качестве шаблона, но для надежности все-таки проконсультируйтесь с транспортным юристом.
Особенности подачи и рассмотрения претензии
Срок подачи претензии перевозчику – 6 месяцев с момент обнаружения повреждений. На втором экземпляре документа транспортная компания обязана поставить отметку о получении, указать дату, поставить печать и входящий номер, после чего отправить обратно заявителю. Ответ должен быть дан в течение 30 дней с момента получения. Если опасаетесь за честность перевозчика. Отправьте претензию заказным письмом с обязательным уведомлением о прочтении и описью вложения.
В идеальном случае вы получите указанную сумму компенсации в установленный законом срок. Если это не произошло (что бывает достаточно часто) или размер выплат оказался гораздо меньше требуемого, нужно обращаться в суд. Срок исковой давности составляет 1 год. Важно помнить, что перед подачей искового заявления о компенсации материального вреда нужно в обязательном порядке пройти процедуру досудебного урегулирования.
Идеальный вариант – еще на этапе обнаружения повреждений воспользоваться услугами транспортного юриста нашей компании. Мы поможем вам грамотно составить акт повреждений, возьмем на себя проведение экспертизы, досудебное урегулирование и процесс взаимодействия с перевозчиком. А если не удастся решить вопрос с компенсацией по претензии, составим исковое заявление в суд, защитив ваши интересы и репутацию.
Как использовать франшизу при страховании грузоперевозок
Франшиза, в данном случае, — это сумма, не выплачивается страховой компанией в случае убытка, то есть вычитается с выплаты. Франшиза может быть условной и безусловной.
Условная франшиза — это определённая сумма, установленная в договоре. Если убыток, образовавшийся при перевозке груза, превысил эту величину, страховая компания покрывает его полностью.
Сумма безусловной франшизы вычитается с выплаты при покрытии размера убытка (вне зависимости от его размера). В данном случае страховая компания покроет убыток, но вычтет безусловную франшизу.
При страховании международных перевозок следует указать все возможные виды рисков. Страховщики будут обязаны покрыть ущерб, если произошло крушение транспорта или груз был частично или полностью утерян или испорчен в результате противоправных действий со стороны третьих лиц. В полис также следует включить пункт по возмещению расходов, связанных с розыскными мероприятиями или действиями по спасению транспортируемого груза.
Право на предъявление претензии
Предъявлять претензию вправе:
- грузоотправитель (отправитель) — юридическое или физическое лицо (ИП), заключившее договор на перевозку груза от своего имени или по поручению собственника груза, или указанное как отправитель груза в перевозном документе. Может совпадать с грузополучателем или собственником груза.
- грузополучатель (получатель) — юридическое или физическое лицо (ИП), указанное как получатель груза в месте назначения согласно договору или перевозочному документа. Может совпадать с грузоотправителем.
- собственник железнодорожных вагонов, контейнеров – фактический владелец специальных средств, в которых отправляется груз. Может быть собственником груза или заключить с ним договор на предоставление специального средства перевозки.
- страховщик — юридическое лицо-страховая компания, которая выплатила возмещение грузоотправителю, грузополучателю, собственнику вагонов или контейнеров по договору страхования груза от повреждений, недостачи, порчи.
Срок рассмотрения претензии
По общему правилу транспортная компания, осуществлявшая перевозку груза, обязана рассмотреть поступившую ей претензию, в течение 30 дней со дня ее получения.
Этот срок может быть уменьшен положениями договора перевозки. Увеличение такого срока недопустимо, так как нарушает права отправителя груза.
Если перевозчик откажет в удовлетворении требований или произведет только частичное возмещение убытков, расходов, он обязан направить отправителю претензии обоснованный ответ, с указанием причины принятия такого решения и нормы законодательства, подтверждающей позицию перевозчика.
Срок исковой давности приостанавливается на период рассмотрения претензии — с момента ее направления и до получения ответа, возмещения или истечения максимального срока на ответ. Срок рассмотрения претензии не входит в срок исковой давности.
Страховое возмещение стоимости утраченного груза
Перевозка грузов автотранспортом в большинстве случаев связана со страхованием ответственности перевозчика или экспедитора. Договор страхования груза является безусловным основанием для возмещения ущерба в результате утраты или повреждения груза. Однако страховые компании неохотно осуществляют страховые выплаты, всегда затягивают сроки и зачастую, пытаются снизить размер этих выплат.
Не исключение ситуации, когда страховщик пытается всячески снять с себя ответственность за страховой случай, оставляя грузоперевозчика и грузополучателя 1 на 1 с возникшей проблемой. Потерпевшая сторона может потерять время, выясняя степень ответственности перевозчика, которое может стоить сумме взыскания страховой выплаты. Многие обращаются с иском в суд к перевозчику или экспедитору, а затем получают отказ по причине ненадлежащего ответчика.
Наличие договора страхования груза может стать только дополнительной причиной обратиться за помощью к квалифицированному юристу, ведь страховая компания будет всячески пытаться понести минимальные финансовые потери.
Что делать, если транспортная компания повредила груз
- Проверка – при получении рекомендуется всегда проверять товар в присутствии кладовщика, водителя или экспедитора. Даже если визуально коробки/ящики целые, их желательно вскрыть.
- Фиксация – при повреждении груза составляется соответствующий акт, делаются фотографии обязательно в присутствии все того же представителя транспортной или экспедиционной компании.
- Составление запроса – в течение 1-2 дней необходимо отправить претензию в транспортную компанию. Перевозчик должен дать аргументированный ответ по заявке в течение 30 дней.
- Судебное разбирательство – если транспортная компания отказалась возместить ущерб или вообще не дала ответа, недовольный клиент может обратиться в арбитражный суд. Помните, что срок исковой давности по таким делам истекает через 1 год.
Видимые повреждения очевидны во время доставки. Это означает, что подробное описание утраты или повреждения было записано в квитанции о доставке или коносаменте перевозчика, а также в копии клиента во время доставки. Отмеченные повреждения на упаковочном листе не будут рассматриваться для целей претензии.
Проверьте каждую единицу обработки на наличие видимых признаков повреждения.
Откройте любой груз, который показывает признаки потери или повреждения, пока водитель все еще присутствует.
Изучите содержимое с водителем. Не позволяйте водителю документировать ущерб для вас. Если водитель что-то пропустит в квитанции о доставке и ее нет в списке, вы не сможете возместить убытки по материалам, не указанным в списке. Водители грузовиков также недостаточно знают о наших продуктах, чтобы определить, что повреждено, а что нет.
В точных и подробных описаниях запишите результаты проверки как в квитанции о доставке водителя / коносаменте, так и в вашей копии квитанции о доставке / коносамента.
Примечание. Если вы обнаружите повреждение после доставки, а накладная не будет помечена как поврежденная или подписана бесплатно и ясно, вам будет очень сложно быстро и удовлетворительно урегулировать вашу претензию.
Некоторые распространенные опасности при перевозке грузов
- Случайные воздействия
Во время погрузочно-разгрузочных работ товары могут быть повреждены в результате случайных ударов. Товары, как правило, проходят через множество погрузочно-разгрузочных операций от фабрики до торгового склада. Поэтому всегда существует риск случайного удара — удары друг о друга, удары о стенку контейнера, прокалывание зубцами вилочного погрузчика или падение с высоты и так далее.
- Сжатие силы, складывающиеся при хранении и транспортировке, могут оказывать чрезмерное сжимающее усилие на нижний слой товаров. Эта проблема может усугубляться вибрацией и уплотнением при транспортировке товаров на судне, вагоне или грузовике.
- Удары и вибрация
При обработке и транспортировке товаров они подвергаются ударам и вибрации. В зависимости от способа обработки или транспортировки они могут быть довольно серьезными. Например, море может быть очень неровным, когда судно плывет. Грузовик. проезжающий по горной местности, будет подвергаться огромным ударам и вибрации.
- Экстремальная температура и влажность при хранении или транспортировке.
Перевозчик заплатит за потерю груза, даже если не виноват
В пути часть груза потерялась или сломалась. Бывает, что товар полностью испортился. В этих случаях перевозчик должен платить вне зависимости от того, виноват он или нет. Перевозчик обязан возместить ущерб даже за случайное причинение вреда. Например, если товар сломался в результате ДТП. Компания приняла к перевозке груз общества. В дороге машина попала в аварию, груз был поврежден. В этом ДТП виновником признали не перевозчика, а третье лицо — водителя, который въехал в грузовик с перевозимым товаром. Общество подало иск к компании о возмещении вреда. Все три инстанции поддержали истца. Суды решили, что в данном деле перевозчик не мог не знать о рисках, которые связаны с авариями. Дорожно-транспортное происшествие можно предвидеть, поэтому ответчик несет риск убытков от аварии. Суд может освободить профессионального перевозчика от ответственности, если недостача или повреждение груза произошли из-за чрезвычайных обстоятельств, которые объективно нельзя было предвидеть и предотвратить. На практике суды чаще не поддерживают перевозчиков. Например, суды не считают кражу товара событием, которое перевозчик не мог предотвратить. В одном из дел суды заставили платить транспортную компанию, у которой в процессе перевозки неизвестные лица похитили груз. В другом споре перевозчик указал, что не мог повлиять на порчу груза, так как у него загорелся автомобиль. Суд обязал перевозчика возместить вред, так как возгорание машины — это обычный риск предпринимателя.
Экспедитор заплатит за потерю груза, если он же его и перевозит
Отправитель вправе взыскать деньги за утрату, недостачу или повреждение груза с экспедитора. Условие — если экспедитор перевозил груз собственным транспортом, выписал свой транспортный документ или иным образом выразил намерение взять на себя ответственность перевозчика. Президиум привел пример в обзоре. Стороны заключили договор транспортной экспедиции. Компания обязалась лично или с привлечением третьих лиц обеспечивать доставку груза общества автомобильным транспортом. В ответ на заявку клиента компания сообщила, когда приедет автомобиль под управлением определенного водителя, чтобы принять груз. Водитель пропал вместе с грузом. Общество подало иск к компании. Первая инстанция отказала. Экспедитор обязан организовать перевозку груза и не отвечает за его утрату, которая возникла по вине перевозчика. Так же решила и апелляция. Кассация направила дело на новое рассмотрение. Общество не согласовывало кандидатуры конкретных перевозчиков. Цена услуг экспедитора сопоставима с рыночными. На сайте экспедитора в интернете, через который был заключен договор, указано, что компания обеспечивает доставку груза. При этом ответчик указал клиенту конкретного водителя. Таким образом, компания приняла на себя обязательство по доставке груза и отвечает за его утрату при перевозке.
Как происходит признание груза утраченным
Признание груза утраченным начинается с момента составления акта недостачи. В договоре перевозки чаще предусматривают порядок оформления документации для таких случаев.
В зависимости от транспортного средства, которым выполнялась перевозка, дополнительно устанавливают требования к оформлению в случае утраты товара в пути.
Если во время приемки определяется недостача груза, получатель приостанавливает приемку, обеспечивает сохранность продукции и принимает меры для того, чтобы она не смешалась с другими товарами.
О недостаче груза составляют акт, в котором расписываются лица, осуществляющие приемку. После его оформления с ним должен ознакомиться представитель компании-перевозчика и получатель.
Перед предъявлением иска, сначала составляют претензию в порядке, установленном транспортным уставом или ГК РФ. Претензию отправляют в письменном виде, указав в ней всю информацию о товаре и сторонах сделки.
Если груз утерян транспортной компанией, но перевозчик отказывается удовлетворять претензию или игнорирует ее и уже прошло 30 дней, подается иск, согласно ст. 797 ГК РФ.
Срок исковой давности составляет 1 год. Этот срок высчитывают со дня, когда груз считается утерянным.
Предоставление недостоверных сведений… …о массе и габаритах груза
При перевозке груза грузоотправитель может столкнуться и с другими неприятными моментами. В частности, Уставом автомобильного транспорта предусмотрены штрафные санкции за неуказание в транспортной накладной особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности либо за искажение сведений о свойствах груза, в том числе о его массе, габаритах, состоянии и степени опасности. В этом случае с грузоотправителя в пользу перевозчика взыскивается штраф в размере 20% провозной платы. Более того, уплата штрафа не освобождает грузоотправителя от возмещения ущерба, причиненного перевозчику такими нарушениями (п. 3 ст. 35 Устава автомобильного транспорта). Следует отметить, что сумма ущерба перевозчика в случаях несоблюдения им установленных требований бывает довольно высока. Например, если во время проверки выяснится, что при перевозке грузов перевозчик допустил превышение более чем на 5% разрешенной максимальной массы или нагрузки на ось, указанной в специальном разрешении, на него налагается административный штраф, в частности, на водителя в размере от 1500 до 2000 руб., на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от 10 000 до 15 000 руб., на юридических лиц — от 250 000 до 400 000 руб. (п. 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ). Кроме того, для перевозчика установлена административная ответственность за перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов без специального разрешения, а также за перевозку крупногабаритных грузов с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, более чем на 10 см (п. п. 1, 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ).
Предельно допустимые массы транспортных средств
Вид транспортного |
Значение |
Вид транспортного |
Значение |
|
Автомобиль |
Автопоезд |
|||
- двухосный |
18 т |
- трехосный |
28 т |
|
- трехосный |
25 т |
- четырехосный |
36 т |
|
- четырехосный |
32 т |
- пятиосный и более |
40 т |