Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как оформить работнику допуск к государственной тайне». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Лицам с формами допуска I и II значительно сложнее выезжать за границу. В отличие от тех, кто имеет допуск формы 3, здесь ограничения на выезд за границу более строгие. В течение пяти лет после получения разрешения службы безопасности таким лицам не разрешается покидать страну. Кроме того, запрет может быть продлен на срок до 10 лет.
О первой и второй формах
Однако не следует считать, что I и II формы допуска подразумевают обязательный запрет на выезд из страны. Многие дополнительные факторы вносят свой вклад в окончательное решение. Например, при принятии решения о наложении допуска формы 3 учитывается, работает ли данное лицо непосредственно с секретными документами.
Также учитывается цель поездки и класс на момент пересечения границы.
Если человек с допуском 1 или 2 класса выезжает за границу, он должен согласовать это решение с представителями Федеральной службы безопасности. Если они не согласны, в выдаче паспорта может быть отказано. Если решение Федеральной службы безопасности будет положительным, паспорт может быть выдан в течение 3 месяцев. В большинстве должностных инструкций предусмотрено, что паспорт хранится в специальном отделе. Он выдается только с разрешения ФСБ.
Предоставляя доступ к государственной тайне, человек соглашается с тем, что его права могут быть ограничены. По этой причине нет возможности обжаловать запрет в суде. Приступая к работе с допуском класса 3, будьте готовы к тому, что суды встанут на сторону государства в вопросе защиты государственной тайны. Специалист может добиться сокращения сроков, налагаемых ограничением. В этом случае необходимо доказать, что срок ограничения является неоправданно длительным.
Порядок предоставления доступа к гостайне
Доступ к гостайне предоставляется только в добровольном порядке. Мероприятие подразделяется на эти этапы:
- Принятие сотрудником обязательств по защите гостайны.
- Предоставление согласия на ограничение прав. В частности, в отношении лица, работающего с тайной, действуют определенные запреты. Это ограничение на выезд за рубеж, на использование разработок и изобретений.
- Получение письменного согласия на проверку. Последние осуществляются в отношении трудящегося, на которого оформляется допуск. Проверка выполняется ФСБ и органами безопасности. Если выдается допуск третей формы, то проверка органами безопасности осуществляться не будет. Исключение – есть сомнение в достоверности личных данных, предоставленных сотрудником. Проверка нужна для установления данных, которые могут стать препятствием к получению доступа к тайне. В частности, это следующие препятствия: недееспособность или ограниченная дееспособность, нахождение под судом за тяжелые правонарушения, неснятая судимость, противопоказания для деятельности. Также это постоянное проживание сотрудника или его родственников за границей, подача ими заявления на выезд на ПМЖ в другую страну, предоставление на проверку подложных сведений. Доступ не выдается тем лицам, которые создают угрозу безопасности страны. Решение о предоставлении доступа принимается руководителем госоргана.
- Установление вида и размера соцгарантий, которые получит сотрудник. В частности, это надбавки к ЗП. Устанавливаются в процентном соотношении. Предоставленные соцгарантии должны быть зафиксированы трудовым договором.
- Ознакомление сотрудника с законами и нормами, касающимися гостайны. Лицо должно знать об ответственности за разглашение сведений. В частности, это уголовная, дисциплинарная, административная ответственность. Накладывается на основании статьи 26 ФЗ №5485-1 «О гостайне».
- Руководитель принимает решение о предоставлении допуска.
В статье 25 ФЗ №5485-1 указано, что руководитель несет личную ответственность за выбор сотрудников, которым предоставляется доступ к гостайне.
Формы допуска к государственной тайне
• ОВ (особой важности) – высшая степень (I);
• СС (совершенно секретно) – средняя степень (II);
• С (секретно) – низшая форма допуска ( III ).
Ранее существовала, не входящая в перечень сведений, составляющих государственную тайну, степь ограничения допуска к некоторым служебным и иным сведениям ДСП (для служебного пользования). В настоящее время эта степень защиты данных от широкого распространения в нормативных документах не упоминается.
Допуск военнослужащего к государственной тайне напрямую не зависит от звания или должности, которые занимает военнослужащий. Сведениями ОВ (I) может (по должности) владеть Министр Обороны РФ в звании генерала армии и шифровальщик в звании сержанта или прапорщика. При этом требования по её соблюдению и порядок оформления допуска к подобным сведениям для них будут совершенно одинаковыми.
Чаще всего сведения, которые составляют гостайну, записывают на носители: документы, жесткие диски, журналы, издания и специальные устройства хранения информации. Чтобы такие носители отличались от других, на них проставляют специальный гриф секретности.
В России существуют три грифа секретности: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». Присваивают их сведениям в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Разница между ними в том, какой ущерб может нанести разглашение информации и какие интересы пострадают в результате разглашения.
Гриф «особой важности» присваивают сведениям, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в целом.
Гриф «совершенно секретно» присваивают сведениям, разглашение которых может нанести ущерб интересам государственного органа или определенной отрасли экономики Российской Федерации.
Гриф «секретно» присваивают всем прочим сведениям, составляющим гостайну. Их разглашение может нанести ущерб предприятию, учреждению или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной деятельности.
Что именно и кому может нанести ущерб, какой гриф той или иной информации присвоить — решают сами руководители государственных органов. Они создают комиссию, которая и составляет развернутый перечень сведений, которые нужно засекретить. А уже эта комиссия определяет, что в работе госоргана или ведомства относится к сведениям особой важности, а что — совершенно секретно или секретно.
Такие перечни есть у каждого ведомства, работающего с государственными секретами.
А вот гриф «для служебного пользования» никакого отношения к государственной тайне не имеет. В принципе, любое предприятие или организация может разработать свое положение о документах с грифом ДСП. Но привлечь сотрудника за разглашение можно только в одном случае — если сведения являются коммерческой тайной.
Часто работодатели не оформляют документы так, как следует, а просто ставят на документе гриф «для служебного пользования» и пугают работников, что привлекут к уголовной ответственности за разглашение гостайны — гриф же в наличии. В данном случае работникам ответственности можно не бояться.
Распространение информации
Лицам, допущенным к секретным данным, запрещается разглашать соответствующую информацию. Кроме того, при 1 и 2 формах секретности имеются ограничения, связанные с правилами хранения и передачи засекреченных государственных сведений. Также нередко запрещается использовать открытия, которые представляют собой государственную тайну. Но нужно учитывать, что признаком секретности в 3 форме не может быть запрет на использование вне предприятия какого-либо прибора, который засекречен. На лиц с 1 и 2 формой допуска может накладываться запрет на вывоз чертежей, прототипов изобретений, которые также относятся к государственной тайне. Не допускается использовать засекреченные данные в качестве аргумента или примера в публикациях либо научных работах.
Этап 4Проведение проверочных мероприятий в отношении претендента
Проверочные мероприятия осуществляются органами безопасности по месту расположения организаций и их территориально обособленных подразделений. Возможность проведения проверочных мероприятий также зависит от формы допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.
В каких случаях проверочные мероприятия проводятся в обязательном порядке?
Законодательством РФ предусмотрено три формы допуска к государственной тайне, соответствующие степеням секретности сведений:
- Первая форма — для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
- Вторая форма — для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
- Третья форма — для граждан, допускаемых к секретным сведениям.
При оформлении допуска первой и второй формы проведение проверочных мероприятий органами безопасности обязательно. Для получения допуска по третьей форме проверочные мероприятия не проводятся за исключением случаев, когда имеются сомнения в достоверности их анкетных данных.
Допуск к гостайне и его формы
Допуск к гостайне предполагает оформление права граждан на доступ к сведениям, составляющим гостайну, или права предприятий, учреждений и организаций на проведение работ с использованием таких сведений (ст. 2 Закона от 21.07.1993 № 5485-1).
В зависимости от степени секретности сведений установлены следующие формы доступа граждан к гостайне (ч. 9 ст. 21 Закона от 21.07.1993 № 5485-1; п. 4 Инструкции, утв. постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 № 63 (далее – Инструкция № 63)):
1) первая форма – доступ к сведениям особой важности;
2) вторая форма – доступ к совершенно секретным сведениям;
3) третья форма – допуск к секретным сведениям.
При наличии допуска к сведениям более высокой степени секретности разрешается доступ к сведениям более низкой степени секретности.
Государственная тайна – что это такое?
Это понятие имеет несколько значений. В общем смысле тайна характеризует что-то непознанное и неразгаданное. Применительно к госструктурам под такими сведениями понимают данные, которые известны строго определенной категории лиц. Государственная тайна, таким образом, — это то, что не подлежит разглашению. Эти данные сохраняют свой статус обычно в течение определенного временного промежутка. Он устанавливается в зависимости от значимости сведений, их необходимости, вытекающих из интересов всей страны либо конкретного ведомства. По различным причинам информация со временем теряет свою секретность. Спустя определенный период она может быть обнародована или опубликована.
Ограничения прав для осведомленных лиц
Законодатель определяет 2 категории лиц, по отношению к которым могут быть установлены ограничения:
- Допущенные к гостайне.
- Ранее допускавшиеся к гостайне.
Распределение связано с тем, что периоды ограничений длятся вне зависимости от наличия или отсутствия доступа в настоящее время. К примеру, трудовые отношения с работодателем могут быть завершены, доступ к гостайне прекращен, а период имеющихся ограничительных обязательств продолжается. Ограничения длятся независимо от наличия трудовых отношений.
Существуют такие виды ограничений в правах (Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1, ст. 24):
- Выезд за пределы государства. Длительность ограничения по доступу составляет период, предусмотренный в трудовом соглашении во время оформления. Особо важная или совершенно секретная информация ограничит в передвижениях на 5 лет с момента последнего ознакомления или до окончания периода ограничения по трудовому соглашению или ФЗ от 15.08.1996 № 114. Срок может составлять максимально до 10 лет. При наличии оформленного доступа к государственной тайне и отсутствии фактического ознакомления с гостайной запреты и ограничения по выезду не действуют.
- Распространение информации, составляющей гостайну, и использование открытий и изобретений, включающих такую информацию.
- Неприкосновенность частной жизни во время осуществления проверочных мероприятий без согласия проверяемого.
Неполный перечень информационных данных, составляющих Государственную тайну в области ВС
В области ВС РФ к секретным сведениям относятся:
- оперативно-стратегические планы;
- документация, касающаяся военных операций и подготовительных мероприятий к ним;
- документы, регламентирующие мобилизационные мероприятия, в том числе создание и использование мобресурса и мобрезерва;
- направления, программы, технологии производства и разработки военной техники, вооружения, ракетного топлива и боеприпасов;
- использование и утилизация ядерного оружия;
- материалы о секретных военных объектах (боеготовность, дислокация, уровень защищенности и т.д.);
- информация о численности войск, их боевом обеспечении, регулярном снабжении и организационной структуре.
Переоформление допуска к государственной тайне
О том, что именно относится к гостайне, решают уполномоченные органы. Перечень последних содержится в Указе Президента №90 от 11 февраля 2006 года. В частности, это МВД, Министерство обороны, ФСБ, Роскосмос и так далее.
Сведения подразделяются на виды в зависимости от уровня секретности. Различают три грифа:
- Особая важность.
- Секретно.
- Совершенно секретно.
Уровень определяется в зависимости от масштабов вреда, который будет причинен при разглашении данных. В статье 7 ФЗ №5485-1 содержится перечень данных, которые не могут быть отнесены в гостайне:
- ЧП, катастрофы, которые могут стать угрозой для жизни/здоровья населения.
- Состояние сельхоза, экологии и прочих социально важных направлений.
- Привилегии и соцгарантии, которыми могут пользоваться должностные лица.
- Состояние здоровья лиц, находящихся на высоких должностях.
- Объем золотого запаса.
- Правонарушения госучреждений.
К СВЕДЕНИЮ! Сохранение гостайны – это одна из трудовых обязанностей. Но это обязанность не только сотрудника, но и работодателя. Последний отвечает за предоставление доступов, за контролем над их использованием.
Понятие государственной тайны
Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности РФ, регулируются Законом N 5485-1 , положения которого обязательны для исполнения на территории РФ и за ее пределами органами законодательной, исполнительной и судебной властей, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами РФ, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства РФ о государственной тайне (ст. 1 Закона N 5485-1).
Федеральный закон от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне».
Основные понятия, относящиеся к государственной тайне и используемые в данной статье, представлены в ст. 2 Закона N 5485-1:
- государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ;
- допуск к государственной тайне — процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций — на проведение работ с использованием таких сведений;
- доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, — санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;
- перечень сведений, составляющих государственную тайну, — совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством;
Допуск к государственной тайне
Допуск к государственной тайне – не есть однозначное понятие, так как оно имеет двойное определение: для граждан – оно означает право на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а для организаций – проведение работ с использованием таких сведений. Далее приводим подробное описание значений «допуска» в контексте лицензирования Федеральной службой безопасности. Эта информация поможет соискателям и лицензиатам ответить на следующие вопросы:
- Какие бывают допуски и чем они отличаются?
- Какой именно допуск необходимо получить в том или ином случае?
- Какая процедура допуска к гостайне?