Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как оформить в собственность землю под многоквартирным домом?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Становиться собственниками участка — дело добровольное. На общем собрании жильцы коллективно решают, нужны ли им дополнительные заботы или лучше оставить их на совести местных властей. Ведь, как и в любом деле, здесь есть плюсы и минусы.
Что понадобится для оформления придомовой земли
Следует обратиться в Росреестр (лично или через МФЦ) с пакетом документов:
- заявление о регистрации права общей долевой собственности;
- паспорт представителя собственников;
- протокол общего собрания собственников;
- межевой план территории;
- технический паспорт дома (можно взять в управляющей компании);
- постановление об утверждении схемы расположения участка (выдается администрацией);
- квитанция об уплате госпошлины (составляет 200 рублей);
- документы, подтверждающие права всех собственников на помещения в доме;
- документ, где в свободной форме будут указаны сведения о собственниках, их долях в праве общей собственности, площадях квартир и дома.
Если все прошло успешно, то в течение 30 дней Росреестр предоставит выписку из ЕГРН, которая даст собственникам помещений право распоряжаться придомовой территорией.
КС РФ признал не соответствующими Конституции РФ часть 3 статьи 16 ФЗ 189 в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
«…Предусмотрев в части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», что в случае если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не был сформирован до 1 марта 2005 года, любое уполномоченное общим собранием собственников помещений в этом доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании такого земельного участка, федеральный законодатель преследовал цель обеспечить предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на общее имущество в этом доме, включая земельный участок, предусмотренного частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Между тем в силу различий в статусе жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и обусловленных этим различий интересов собственников соответствующих помещений, при том, что все они фактически пользуются земельным участком, на котором расположен такой дом, принятие общим собранием решения становится практически невозможным. В рамках действующего правового регулирования это означает, сохранение на неопределенное время различного правового режима земельных участков под такими домами и нарушение одного из основных принципов земельного законодательства, единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Кроме того, собственники помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, не несут связанное с использованием земельного участка налоговое бремя, хотя, как показывает правоприменительная практика, в некоторых случаях собственники нежилых помещений вынуждены уплачивать арендную плату за пользование этим земельным участком.
Следовательно, вытекающая из части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» зависимость формирования земельного участка под многоквартирным домом (и, следовательно, перехода его в общую долевую собственность) от решения, принимаемого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, ведет к нарушению защищаемых статьями 35 и 36 Конституции Российской Федерации прав собственников, а также к искажению принципа всеобщности и равенства налогообложения (статьи 19 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации, статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации)».
По мнению Конституционного суда, «… Признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления».
С момента выхода указанного постановления КС РФ до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления будут являться основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. «…Обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция».
Ну, а федеральному законодателю рекомендовано Конституционным судом РФ следующее: «…с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, — внести в жилищное законодательство изменения, направленные, как на уточнение порядка рассмотрения заявления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае если с таким заявлением обращается собственник жилого или нежилого помещения в этом доме, не уполномоченный на то решением общего собрания, так и на регулирование соответствующих действий органов публичной власти, в том числе в части определения предельных сроков их совершения».
С вопросом о законности ст.36 ЖК РФ и ст.16 ФЗ 189 внесена ясность рассмотренным Постановлением КС РФ. Но сам порядок оформления и согласования границ придомовой территории при МКД, конкретно не прописан в жилищном законодательстве, что не всегда позволяет определить ее размер и оформить право собственности на земельный участок придомовой территории собственникам МКД. Провозглашенное в статье 36 ЖК РФ право собственников помещений на придомовую территорию не конкретизировано более подробно в ЖК и других законах и не всегда реализуемо на практике.
Владельцы придомовой территории и их права
Участок возле частного или квартирного дома со всеми располагающимися на нем объектами может находиться в собственности одного человека. Ранее подобными вопросами интересовались немногие, но в последнее время хозяева стараются оформить документацию на владение придомовой территорией. Чтобы получить подробную информацию, нужно обратиться в органы кадастрового учета. Если участок был выкуплен или распределен до 2005 года, а именно до введения Жилищного кодекса, то оформить право собственности можно на бесплатном основании. Если таких документов не имеется у владельца, то можно самостоятельно установить границы, которые должны принадлежать хозяевам.
Придомовая территория с другими объектами коммунальной собственности
Если придомовая территория прописана за определенным собственником, то другие могут пользоваться данным участком с соответствующим разрешением. Фактически третьи лица не могут строить или пользоваться придомовой территорией без разрешения владельца. Относительно многоквартирных домов — придомовой участок должен распределяться между всеми жильцами. Пределы таких границ определяются жилой площадью квартиры.
Некоторые участки придомовой территории могут сдаваться в аренду.
Можно ли как-то определить размеры?
Если необходимо, площадь придомовой территории многоквартирного жилого дома можно посчитать самостоятельно по следующей формуле.
Sn = S x Уpz , где:
- Sn — придомовая площадь;
- S — площадь помещений дома;
- Уpz — удельный показатель доли земляного участка, определяемый из расчета на 1 м 2 жилья.
На последний показатель влияет год постройки дома, а также количество этажей. Высчитывается он по СНиПу, действующему в год постройки здания.
Помните, что для частного домовладения нормы для размеров придомовой территории отсутствуют, а ориентироваться нужно на землю, находящуюся в собственности или в аренде. Точную площадь вы сможете узнать из технического паспорта.
Чтобы взять земельный участок в пользование, соблюдайте следующую последовательность действий.
- Составьте план участка с границами, на нем отобразите все строения и сооружения, необходимые для пользования собственностью (колодец, туалет, хозпостройки, гараж).
- Обозначьте территорию, принадлежащую муниципалитету, которой вы пользуетесь и не имеете права распоряжаться. Учитывайте, что площадь такой земли определяется индивидуально для каждого дома. У вашего соседа может быть, к примеру, 15 м 2 такой земли, а у вас 11 м 2 , и это вполне законно.
- Если по вопросу земельного участка могут возникнуть претензии со стороны соседей, договоритесь с ними и придите к общему решению.
Обратитесь в органы местного самоуправления с заявлением о предоставлении вам права владения прилегающим к дому земельным участком.
Можно ли оформить придомовой участок в собственность?
После того, как разметка и межевание участка выполнено, возможно провести его приватизацию, для того, чтобы оформить право собственности на участок. Для этого потребуется собрать достаточно большой пакет документов:
- Собранием жильцов определяется ответственное лицо.
- Подается официальный запрос в комитет по регулированию земельных вопросов.
- Выполняется межевание и определение границ участка, если процедура не была выполнена заранее.
- Выполняется постановка на учет и занесение в кадастровый паспорт сведений об объекте.
- Юридическое оформление перехода земли в собственность.
- Государственная регистрация и получения свидетельства о долевой собственности.
Приватизация придомовой территории многоквартирного дома имеет ряд преимуществ и недостатков.
Положительные стороны | Отрицательные стороны |
Повышение стоимости жилья | Возрастут затраты на ремонт |
Возможность сдавать площадь в аренду и получать прибыль | Необходимо содержать территорию в порядке, иначе может быть назначен штраф |
Возможность благоустройства территории по усмотрению жильцов | Необходимо платить налог за землю в долевой собственности |
Уточнение границ участка | |
Защита от незаконной застройки участка |
В теории, если собственники хотят сформировать земельный участок, а их многоквартирный дом расположен в квартале, границы которого не размежеваны и в ближайшее время в плане межевания не стоят, собственникам предлагается провести межевание за свой счет.
На практике при определении размера участка проявляется нежелание властей бесплатно передавать его в собственность граждан (особенно в Москве, где каждый метр может быть выгодно использован для точечной застройки). Решение этого вопроса оставлено на усмотрение суда.
Одни судьи полагают, что участок должен выделяться только в рамках «пятна застройки»; другие опираются на Положение о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений. В этом положении указано, что в пределы земельного участка включаются все объекты, входящие в состав недвижимого имущества. Третьи считают, что в каждом случае требуется проведение землеустроительной экспертизы.
К сожалению, ЖК РФ не содержит особых положений о порядке определения размера земельного участка под многоквартирным домом.
Местные власти не способствуют формированию участков и процессу их оформления. Это связано с увеличением кадастровой стоимости земли, путаницей с определением границ участков и их назначения, нечетким определением возможности местных властей по определению публичного сервитута, с точкой зрения, что придомовую территорию составляет только полоса земли на 1 метр от стен дома.
Впрочем, есть часть 4 ст. 43 Градостроительного кодекса (ГрК РФ), в которой указано, что размеры должны определяться с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки территорий. За период до вступления в силу Жилищного кодекса РФ были приняты Постановление Правительства Российской Федерации от 26.09.1997 №1223 «Об утверждении Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах», Свод правил по проектированию и строительству СП 30101-98, Методические указания по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах.
Основные их принципы состоят в следующем: если земельный участок еще не был отведен, то границы определяются в зависимости от этажности дома и от СНиПов, действовавших в период строительства; если же земельный участок уже был отведен, то его границы не подлежат пересмотру. Постановление №1223 уточняет, что размеры земельных участков для создания кондоминиумов на территориях существующей застройки, а также на вновь осваиваемых территориях определяются в соответствии с градостроительной документацией, градостроительными нормативами и методикой расчета нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах.
Нормативный размер земельного участка, передаваемого в общую долевую собственность домовладельцев бесплатно, определяется в зависимости от площади участка, занятого непосредственно жилыми зданиями и иными объектами недвижимости, входящими в состав кондоминиума, а также прилегающими к ним территориями, необходимыми для обеспечения их функционирования.
Меньше бюрократии – меньше проблем для жильцов
В Московской области к решению указанных проблем подошли менее бюрократично. Например, в Рузском районе уже в 2006 году было разработано и утверждено «Положение об определении размеров и установлении границ земельных участков многоквартирных домов» (Постановление главы Рузского муниципального района МО от 13.09.2006 №2461), в котором достаточно трепетно отнеслись к мнению собственников многоквартирного дома и владельцев прилегающих земельных участков.
В других же районах области определение границ участка оставляется на усмотрение заявителя. (Решение Совета депутатов городского округа Фрязино МО от 14.06.2007 №239). А местные органы власти подключаются к процессу согласования границ только после подачи заявления с приложением всех необходимых документов, в числе которых и план придомового участка.
В обоих вариантах мы видим крайние формы организации процесса. В первом случае происходит совместная работа граждан и чиновников, во втором – минимизация возможностей граждан и конкретных чиновников влиять на принятие решений.
Подводя итоги, необходимо еще раз упомянуть основные спорные моменты процесса оформления прав на придомовую территорию.
Заявите о правах на участок
Закон предусматривает три способа для определения площади придомовых участков: первый – для новостроек, второй и третий – для домов, построенных уже давно. В первом варианте МКД проходит обязательную процедуру кадастрового учета, во время которой устанавливаются размер и границы придомовой территории, и только после этого дом сдают в эксплуатацию. Формирование земельного участка проводит застройщик, соответственно и стоимость работ включается в стоимость приобретаемого жилья. Если близлежащая к дому территория переходит жильцам в общую долевую собственность бесплатно (для старых многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию в советское время, до появления Жилищного кодекса (1.03.2005), то используют два других варианта: когда территория уже находится на кадастровом учете и другой, когда земля не зарегистрирована. Здесь есть некоторые нюансы относительно участков, которые состоят на государственном учете в кадастре.
Как формируется понятие придомовой территории
Интуитивно ясно, что под придомовой территорией подразумевается примыкающая к дому земля, которую владельцы жилой недвижимости используют в повседневной жизни. Такая прилегающая территория, как правило, находится в собственности владельца дома, но она вполне может быть арендованной.
Владельцы стремятся поставить ограду на границе своей земли (хотя можно, например, сложить поленницу). Участок наглядно делится на две части, которые можно определить следующим образом:
- Внутри границ забора расположен надел, которым владеет и пользуется хозяин жилого дома. На придомовой территории ведется хозяйство, и владельцы распоряжаются ею по своему усмотрению.
- Земля за забором изначально считается муниципальной, то есть, принадлежит местным органам власти. Возможны случаи, когда такой участок оказывается бесхозным или им владеют сразу несколько граждан.
Ширина проезда для автотранспорта
Для придомовой зоны действуют нормы, по которым:
- Для проезда автотранспорта строится дорога шириной не менее 3 м.
- Ширина второстепенных дорог или переулков – не менее 2,75 м.
Нельзя забывать про организацию проездов для пожарной спецтехники. Эти спецпроезды также входят в пространство придомовой территории частного дома; а сколько метров они будут занимать в ширину, зависит от высоты жилого дома. По СНиП ширина спецпроезда не превышает 16 м, но и не может быть меньше 6 м.
В МКД (многоквартирных домах) действуют следующие правила:
- Ширину подъездных путей нередко считают вместе с примыкающим к подъезду тротуаром, и это допускается правилами.
- Если проезд рядом с домом заканчивается тупиком, он должен быть достаточно широким для разворота пожарной спецтехники. Разворотная площадка в тупике не должна быть меньше 15*15 м.
- На всех дорогах запрещена стоянка гражданских автомобилей; это же касается длительного перегораживания подъездных путей.
Стоит ли оформлять – плюсы и минусы
Однозначно сказать, стоит оформить землю при МКД в собственность или нет – нельзя, поскольку универсального решения здесь не может быть. У этой возможности есть как преимущества, так и недостатки, и окончательный вариант зависит от индивидуальной ситуации.
Преимущества | Недостатки |
+ возможность полностью распоряжаться земельным участком в соответствии с нуждами дома;
+ эффективный контроль за работой УК и обслуживающих организаций; + снижение расходов на ремонт, если собственники будут активно участвовать в организации работ; + исключается риск, что работы по благоустройству будут снесены администрацией (например, если жильцы решат проложить новый асфальт, его уже никто не снимет); + возможность получать дополнительную прибыль от сдачи в аренду, которая направляется на общедомовые нужды. |
– процедура достаточно трудоемкая;
– управление будет осуществляться через собрания, организовать которые сложно; – в крупных МКД управление будет затруднено за счет большого количества неактивных собственников; – эффективность управления напрямую зависит от активности собственников и инициативной группы. |
Прежде всего, необходимо узнать в многофункциональном центре (МФЦ) или кадастровой палате, состоит ли участок на кадастровом учете. Если участок не был сформирован до 1 марта 2015 года, любой владелец квартиры в доме может подать в органы государственной власти или органы местного самоуправления заявление, где просит сформировать участок под многоквартирным домом. В Москве такое заявление подается в департамент городского имущества. Потом необходимо, чтобы кадастровый инженер составил межевой план.
Гендиректор компании «Миэль-Новостройки» Наталья Шаталина также советует взять план земельного участка, который выделен при возведении дома, в местной администрации, чтобы удостовериться, что изначальные границы придомового земельного участка соответствуют нынешним. Если границы были изменены, а местные власти отказались выдавать собственникам план, необходимо подать в суд иск с просьбой восстановить план земельного участка в первоначальных границах.
Потом нужно обратиться в МФЦ или кадастровую палату, чтобы участок поставили на кадастровый учет. Эта процедура длится около 10 рабочих дней, после чего собственникам выдадут кадастровый паспорт земельного участка. После этого необходимо обратиться в Росреестр для оформления права общей долевой собственности.
Как установить границы?
В большинстве новостроек границы определяются до передачи собственникам, которые получают выписку из ЕГРН. В ней содержатся сведения о праве собственности на определенную нежилую недвижимость или квартиру с указанием размера доли.
В старых постройках не всегда определяется придомовая территория. Сначала устанавливают границ, для чего проводят общее собрание. Подготавливается проект межевания, который делится на следующие этапы:
- Выбирается ответственный за организацию определения границ. Выбранный представитель подаст заявку в установленные органы и подаст акт с другими документами в Росреестр.
- Прикладываются документы, подтверждающие основные характеристики дома. Указываются данные о том, были ли ранее проведены мероприятия по межеванию.
- Проводится процедура межевания специалистами для определения границ и площади с предоставлением акта.
- Оформляется собственность в равных долях, после чего каждый может получить выписку.
Особенности использования участка перед домом
Нельзя полностью ограничивать доступ к территории вокруг дома. Он нужен для проезда скорой помощи, пожарной и аварийной службы, проведения инженерных коммуникаций. Но они могут устанавливать ограждения с передачей информации о доступе на объект для соответствующих служб. Также допускается оборудование платной стоянки и установка рекламных щитов.
Средства, вырученные за коммерческие услуги, направляют на частичную оплату коммунальных платежей, благоустройство или своевременный ремонт общих мест. На собрании владельцы решают следующие вопросы:
- установка спортивных и детских площадок;
- высадка деревьев, цветов и кустарников;
- установка ограждений;
- обустройство парковочных мест, в том числе с навесами.
Полученная прибыль может распределяться только коллективно. Для этого требуется решение, принимаемое на общем собрании со сбором подписей. Важно, чтобы в голосовании участвовало не меньше половины лиц, проживающих в доме. Если после установки ограждений нарушаются права жильцов соседних домов, они могут обратиться в администрацию или суд. В результате соседи получают право свободно перемещаться по участку.
👉 Мнение сочувствующих
А я считаю, что надо запрещать вход на детскую площадку для чужих. Пусть каждый играет в своем дворе! Вот у нас установили новую хорошую площадку и сразу появилось полно непрошеных «гостей». Если маленькие дети ничего не портят – поиграют немного и уйдут, то те, кто постарше, постоянно ломают оборудование. Вот недавно сломали лестницу на горку. Почему наши дети должны страдать? Пусть ломают в своем дворе!
— Татьяна, 28 лет, сыну 3 года. Мама в декрете
Какой кошмар. Я прожила столько лет и никогда бы не пришло в голову, что можно выгонять маленького ребенка с мамой с детской площадки. Чем им дети уже помешали? Не понимаю, какой вред этим родителям может причинить ребенок, катясь в горке или сидя в песочнице. Когда нужно отстаивать свои права, эти люди обычно молчат.
— Ольга Александровна, 53 года. Домохозяйка
Читаю и думаю, как хорошо, что у нас квартира в закрытом жилом комплексе. Живем здесь уже три года и площадка, как новенькая. Нам и не хочется с детьми никуда уходить.
— Светлана, 26 лет, мама малышей 3 и 5 лет. Мама в декрете