Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое внешнее управление. Объясняем простыми словами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с нормами стат. 93 № 127-ФЗ внешнее управление вводится судебными органами на общий срок не больше 18 месяцев. Продление возможно по просьбе кредиторов банкрота, но не более, чем еще на 6 мес. Обязательно наличие соответствующих оснований – к примеру, внесение важных изменений в утвержденный план управления или достижение реально ощутимых результатов оздоровления предприятия и т.д. Общий срок санации и внешнего управления максимально не может превышать два года (п. 2 стат. 92 № 127-ФЗ).
Контроль за выполнением плана внешнего управления
Подтверждение функций, возложенных на внешнего управляющего, выполняется с помощью плана управления, разработать который необходимо в срок до 1 мес. со дня утверждения кандидатуры (п. 1 стат. 106 № 127-ФЗ). Документ должен соответствовать законодательным нормам, содержать срок восстановления состоятельности банкрота и обоснования для предпринимаемых мероприятий.
О ходе проводимых действий управляющий отчитывается собранию/комитету кредиторов. Отчет представляется по итогам руководства предприятием-должником по основаниям, предусмотренным в п. 1 стат. 117 № 127-ФЗ. Это, в первую очередь, оглашение результатов управления, полное погашение обязательств перед кредиторами, требования ряда лиц, а также другие основания для прекращения управления досрочно.
Какие функции выполняет арбитражный управляющий?
При банкротстве арбитражный управляющий (АУ) выполняет десятки функции. Часть из них специфичны для каждой процедуры: наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства. В зависимости от этапа управляющего называют по-разному – временный, административный, внешний, конкурсный. По сути, формулировка «арбитражный управляющий» является обобщающей.
В каком бы качестве не выступал специалист, он:
- осуществляет антикризисное управление предприятием-банкротом;
- добивается того, чтобы не нарушались права и интересы участников банкротства;
- работает с учетом принципов беспристрастности и независимости;
- следит, чтобы не нарушались требования ФЗ №127 и другие правовые акты в этой сфере.
АУ в деле о несостоятельности является центральной фигурой, поэтому к нему предъявляются высокие требования:
- наличие российского гражданства;
- членство в СРО;
- отсутствие судимости;
- наличие высшего образования и опыта работы в качестве помощника АУ;
- прохождение программы подготовки АУ и успешная сдача экзамена;
- наличие страховки профессиональной ответственности.
Вознаграждение и ответственность арбитражного управляющего в деле о банкротстве
Хоть АУ – ключевая фигура в процедурах несостоятельности, его работа не бесконтрольна. Кредиторы, сам должник всегда могут заявить о нарушениях в его деятельности. Управляющего могут отстранить от работы или привлечь к ответственности – административной, материальной и даже уголовной. СРО, в котором состоит АУ, строго контролирует его работу, а при наличии нарушений – аннулирует членство.
Внешнему, временному, конкурсному управляющему, по закону, положено ежемесячное вознаграждение. В зависимости от процедуры банкротства оно варьирует от 15 000 до 45 000. Также предусмотрена процентная часть вознаграждения, величина которой зависит от балансовой стоимости активов предприятия. Вознаграждение финансового управляющего – 25 000 рублей. Предусмотрена и процентная часть – 7% от стоимости реализованного имущества.
Ответственность арбитражного управляющего в деле о банкротстве
Ответственность арбитражного управляющего в деле о банкротстве предусмотрена законом «О банкротстве», а также кодексом об административных правонарушениях и в отдельных случаях Уголовным Кодексом РФ.
Меры, направленные на привлечение арбитражного управляющего к ответственности, условно можно разделить на категории.
-
Отстранение. Такая мера может применяться в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего.
-
Административная ответственность. Основанием для привлечения к административной ответственности может являться сокрытие имущества, сведений об имуществе или его размерах.
- Уголовная ответственность. В отдельных случаях фальсификация бухгалтерских или прочих учетных документов, отчуждение или уничтожение имущества подпадает под уголовную ответственность.
Процедура введения внешнего управления
Совет кредиторов или другое лицо, которое инициирует банкротство, обращается в арбитражный суд с заявлением о назначении внешнего управляющего. Но чтобы процедура внешнего управления вступила в силу, кредиторы или иные лица должны аргументированно убедить судью, что предприятие может быть восстановлено. Внешний управляющий не назначается по инициативе компании-должника (статья 93 «Закона о банкротстве»). В редких случаях инициатором процедуры внешнего управления становится арбитражный суд.
Арбитражный суд обращается в комитет СРО (Саморегулируемую организацию арбитражных управляющих). Суд потребует предоставить данные специалиста, который осуществит внешнее управление компании-должника. У собрания кредиторов есть возможность предложить своего кандидата во внешние управляющие и аргументировать их.
После того как документы были предоставлены, судья принимает решение о назначении.
Требования к внешнему (арбитражному) управляющему согласно ст. 20 «Закона о банкротстве»:
- Гражданин/гражданка Российской Федерации.
- С обязательным членством в СРО.
- Сдавший экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих.
- Имеющий высшее образование, навыки и опыт работы на руководящей должности.
- Прошедший стажировку внешнего управления не менее 2 лет.
- Не имеющий судимостей, включая административные правонарушения.
- Не имеющий судебных запретов на этот вид деятельности.
Обязанности внешнего управляющего
- Арбитражный управляющий обязан после изучения хозяйственной деятельности и инвентаризации предоставить план по восстановлению финансовой стабильности организации. Она направляется в арбитражный суд и совету кредиторов. Отчет о реализации всех этапов плана должен быть представлен не реже, чем раз в три месяца, или по требованию совета кредиторов.
- В плане подробно указываются этапы и сроки их реализации. Все сроки должны укладываться в период внешнего управления — 18 месяцев. Этапы проекта подтверждаются расчетами доходов и расходов. План должен быть одобрен советом инвесторов или отправлен на доработку.
- Если план был признан неудовлетворительным или не отвечающим интересам инвесторов, это может стать поводом для отстранения внешнего управляющего и назначения нового.
Важно: внешний управляющий должен выявлять признаки фиктивного банкротства и сообщать об этом в суд.
Обязанности внешнего управляющего в ст. 99 Закона РФ «О несостоятельности»:
- Составление плана по преодолению финансовой несостоятельности предприятия.
- Ведение реестра кредиторов и их требований.
- Проводить инвентаризацию активов, отслеживать движимое и недвижимое имущество.
- Вести статистический, финансовый или иной учет.
- Обращаться в суд с иском об отмене неправомерных договоров.
- Вводить дополнительные меры по сохранению активов организации.
- Изучать все договоры и документы по хозяйственной деятельности компании.
- Вести отчеты по всем видам деятельности.
- Регулярно отчитываться перед комитетом кредиторов по принятым мерам и их эффективности.
- Установить всех кредиторов организации и уведомить их о введении внешнего управления.
- Сокращать долг перед кредиторами.
К концу срока внешнего управления, назначенного арбитражным судом, управляющий должен представить итоговый отчет. В нем указываются финансовые и хозяйственные результаты организации за весь период управления, включая возможность погашения долгов организации перед кредиторами.
Ответственность и обязанности внешнего управляющего при банкротстве
Обязанности внешнего управленца утверждены в ст. 66 Закона РФ «О несостоятельности», к ним относятся:
- ведение реестра кредиторских претензий;
- проведение инвентаризации активов юрлица;
- направление в суд заявления об отстранении от должности прежнего руководителя компании при неправомерности его действий;
- обращение в суд с требованием признания неправомерных сделок, заключённых ранее, недействительными;
- инициирование введения дополнительных мер по защите и сохранению активов юрлица;
- направление возражений против несостоятельных претензий должника;
- изучение и использование документов, которые относятся к прежней деятельности компании;
- регулярное предоставление информации заимодателям о проделанной работе и выполнении мероприятий, указанных в утверждённом плане;
- составление промежуточного отчёта о результатах проведённых мероприятий и выполненных работах.
Кроме этого, управленец обязан устанавливать заимодателей компании-должника и уведомлять каждого из них о начале процесса.
Статья 888. Права и обязанности доверительного управляющего
1. Доверительный управляющий вправе совершать любые действия, какие мог бы совершить собственник с доверенным имуществом с целью надлежащего управления им.
Права доверительного управляющего на доверенное имущество могут быть ограничены законодательными актами, договором или иным актом, на основании которых возникло доверительное управление имуществом.
Доверительный управляющий вправе совершать отчуждение и залог недвижимого имущества только в случаях, когда это прямо предусмотрено в акте об учреждении доверительного управления.
2. Доверительный управляющий имеет право на возмещение необходимых расходов, произведенных им при доверительном управлении имуществом, за счет учредителя (выгодоприобретателя), либо за счет доверенного имущества, либо за счет доходов от использования доверенного имущества.
Доверительный управляющий имеет право на вознаграждение, если это предусмотрено актом об учреждении доверительного управления имуществом.
3. Доверительный управляющий имеет право истребовать вверенное ему имущество из чужого незаконного владения, а также требовать устранения нарушения его права на управление, хотя бы эти нарушения не были связаны с нарушением владения.
4. Доверительный управляющий представляет учредителю и выгодоприобретателю отчет о своей деятельности в сроки и в порядке, установленные договором доверительного управления имуществом. По требованию учредителя и (или) выгодоприобретателя отчет о деятельности доверительного управляющего должен представляться незамедлительно и в иных случаях.
5. Сделка, совершенная доверительным управляющим с нарушением установленных для него ограничений, признается действительной, если участвующие в такой сделке третьи лица не знали и не должны были знать о таких ограничениях. В этом случае доверительный управляющий несет ответственность перед учредителем в соответствии с договором и законодательными актами.
Обязательства по сделке, совершенной доверительным управляющим с превышением предоставленных ему правомочий или с нарушением установленных для него ограничений, несет доверительный управляющий за счет своего имущества.
Статья 891. Прекращение договора доверительного управления имуществом
1. Договор доверительного управления имуществом, наряду с общими основаниями прекращения обязательств, прекращается:
1) смертью гражданина — доверительного управляющего, объявления его умершим, признанием его недееспособным или ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим; ликвидацией юридического лица — доверительного управляющего;
2) отказом доверительного управляющего или учредителя в связи с невозможностью для доверительного управляющего лично осуществлять управление доверенным имуществом;
3) отказом учредителя от исполнения договора, при условии выплаты доверительному управляющему убытков и вознаграждения, если оно предусматривалось договором;
4) отказом доверительного управляющего в случае несообщения ему о передаче в управление обремененного залогом имущества с выплатой ему вознаграждения, если оно предусматривалось договором.
2. Переход права собственности на доверенное имущество не прекращает доверительного управления имуществом, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3-1 статьи 892 настоящего Кодекса.
3. При прекращении договора доверительного управления имуществом доверенное имущество передается лицу, которое указано в договоре.
4. При банкротстве учредителя доверительное управление имуществом прекращается и доверенное имущество — передается в имущественную массу.
В случае смерти физического лица-учредителя доверенное имущество поступает в наследственную массу.
5. При прекращении договора по инициативе одной из сторон другая сторона должна быть поставлена в известность не менее чем за 3 месяца (кроме случаев, предусмотренных подпунктами 2) и 4) пункта 1 настоящей статьи), если иной срок не предусмотрен законодательными актами или договором.
6. Порядок и условия прекращения доверительного управления ценными бумагами устанавливаются законодательством Республики Казахстан о рынке ценных бумаг.
Пошаговый алгоритм действий для выведения предприятия из состояния финансового кризиса
Внешнее конкурсное управление при банкротстве – это совокупность этапов и стратегического планирования, которое может поспособствовать восстановлению финансового положения предприятия. Для выведения предприятия из кризисного положения требуется следовать такому алгоритму действий:
- в первый день введения ВУ требуется поставить в известность руководителей предприятия;
- за 10-дневный срок направляется заявление о присвоение статуса несостоятельности;
- права на руководство и принятие решений передаются управляющему;
- в течение 1 месяца проводится собрание кредиторов для обсуждения дальнейших действий;
- все организации, которые выдавали кредиты предприятию, получают извещение о начале оздоровительного процесса;
- проводится собрание всех сотрудников;
- бухгалтер и аудитор организации привлекается к разработке и обсуждению дальнейшего плана действий;
- проведение инвентаризации и последующий анализ финансовой ситуации;
- принятие от кредиторов претензий, проведение еще одного собрания для обсуждения;
- составление отчетности, передача ее кредиторам и в суд;
- проведение оздоровительных мероприятий;
- подготовка итогового отчета за все время ВУ и предоставление информации суду, кредиторам.
Контроль за выполнением плана внешнего управления
Подтверждение функций, возложенных на внешнего управляющего, выполняется с помощью плана управления, разработать который необходимо в срок до 1 мес. со дня утверждения кандидатуры (п. 1 стат. 106 № 127-ФЗ). Документ должен соответствовать законодательным нормам, содержать срок восстановления состоятельности банкрота и обоснования для предпринимаемых мероприятий.
О ходе проводимых действий управляющий отчитывается собранию/комитету кредиторов. Отчет представляется по итогам руководства предприятием-должником по основаниям, предусмотренным в п. 1 стат. 117 № 127-ФЗ. Это, в первую очередь, оглашение результатов управления, полное погашение обязательств перед кредиторами, требования ряда лиц, а также другие основания для прекращения управления досрочно.
Какую работу проводит внешний управляющий в процедуре внешнего управления?
Через месяц после своего утверждения внешний управляющий разрабатывает план внешнего управления. Документ передается на рассмотрение собранию кредиторов.
В плане должны быть предусмотрены мероприятия по выходу компании из кризиса, восстановлению бизнеса и сроки их проведения. Управляющий должен обосновать возможность восстановить платежеспособность компании. Обязательно делается расчет планируемых расходов по реализации плана внешнего управления.
Собрание кредиторов утверждает план, после чего он передается на рассмотрение арбитражного суда. Затем управляющий приступает к его реализации. В процессе исполнения плана могут быть проведены следующие мероприятия:
- закрытие убыточных направление;
- взыскание долгов с контрагентов;
- продажа части собственности организации;
- размещение дополнительных акций;
- модернизация производства;
- иные мероприятия.
По результатам своей работы управляющий составляет отчет, в котором должны быть отражены сведения о балансе должника, движении денежных средств, прибылях и убытках, погашенных и оставшихся долгах, оспоренных сделках.
Нужно помнить! К отчету внешнего управляющего приобщаются сведения об оставшихся долгах перед кредиторами. Если восстановить платежеспособность фирмы не получилось, управляющий рекомендует перейти к этапу конкурсного производства.
Чем внешний управляющий отличается от конкурсного управляющего?
Как при утверждении внешнего управляющего, так и при назначении конкурсного управляющего руководителя должника отстраняют от должности. Все полномочия по управлению фирмы переходят к новому лицу, которое должно рассчитаться с кредиторами.
Вместе с тем между внешним и конкурсным управляющим имеются отличия.
Внешний управляющий | Конкурсный управляющий |
---|---|
Назначается в процедуре внешнего управления | Назначается в процедуре конкурсного производства |
Проводит работу по восстановлению платежеспособности компании | Проводит работу по реализации имущества должника и выплате денежных средств кредиторам. |
Организация-должник не имеет признаков банкротства, бизнес может быть восстановлен | Организация-должник является банкротом и не может быть восстановлен |
Как проводится внешнее управление
Выделяют несколько этапов в ходе процедуры финансового оздоровления:
- Подача иска и назначение управляющего;
- Составление плана действий;
- Меры по реализации плана;
- Погашение долгов юридического лица перед всеми кредиторами.
Нет чёткого перечня мер, которые будут предприниматься в ходе процедуры, они могут быть самыми разными. Но их цель одна — погасить долги и восстановить платёжеспособность потенциального банкрота. Так, в процессе внешнего управления и конкурсного производства управляющий может:
- Закрыть убыточное производство;
- Уволить сотрудников;
- Продать часть собственности;
- Открыть новые цеха для перепрофилирования;
- Заняться переквалификацией работников;
- Закупить новое оборудование, прочее.
Однако крупные расходы должны одобрить кредиторы на официальном собрании, поэтому управляющий должен привести весомые доводы для оправдания затрат, их окупаемости и большой прибыли в итоге.
Правовое регулирование
Порядок и особенности процедуры регулируются главой 6 закона 127-ФЗ. На практике внешнее управление представляет собой передачу компании под полный контроль внешнего управляющего, который получает право принимать любые важные решения:
- о реорганизации производства;
- о продаже части активов должника;
- о закрытии неприбыльных производств;
- о взыскании долгов в пользу фирмы;
- о перепрофилировании компании;
- об участии в венчурных проектах;
- о сокращении штатов.
Срок внешнего управления
В соответствии с нормами стат. 93 № 127-ФЗ внешнее управление вводится судебными органами на общий срок не больше 18 месяцев. Продление возможно по просьбе кредиторов банкрота, но не более, чем еще на 6 мес. Обязательно наличие соответствующих оснований – к примеру, внесение важных изменений в утвержденный план управления или достижение реально ощутимых результатов оздоровления предприятия и т.д. Общий срок санации и внешнего управления максимально не может превышать два года (п. 2 стат. 92 № 127-ФЗ).
Также возможно и сокращение срока внешнего управления по ходатайству управляющего или собрания кредиторов (п. 3 стат. 93). Принятие такого решения должно быть исполнено немедленно. Временные рамки стадии управления могут быть расширены для градообразующих предприятий до 2,5 лет и фермерских хозяйств, к банкротству которых привели непоправимые стихийные бедствия.