- Торговое право

Налог на такси: какую систему налогообложения выбрать в 2021?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на такси: какую систему налогообложения выбрать в 2021?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Такси включает в суть своего действия не только услуги по транспортировке людей. Также туда относится и перевозка небольшого по размеру груза. Само дело причисляют к разделу общественного транспорта. Схема работы с потребителем — проста. Оплачивается по факту выполненный заказ по стоимости изначального расчёта, либо же по накрутке счётчика. Внутренний регламент — у каждой фирмы свой, однако общее для всех правило — автомобиль, задействованный в перевозке должен обязательно пройти ТО и соответствовать нормам безопасности.

Есть ли другие налоговые системы?

Да, например, патентная система налогообложения. Здесь сумма уплачиваемого налога фиксированная и зависит только от количества используемых автомобилей. Размер дохода никак не влияет на сумму уплачиваемого налога. Соответственно, при достаточно высоком доходе патент может быть выгоднее, чем УСН 6% и наоборот. В каждом регионе свои ставки по патентной системе.

В некоторых регионах услуги такси попадают под систему налогообложения в виде ЕНВД. Здесь сумма налога зависит от количества посадочных мест в автомобилях, используемых для перевозки пассажиров. Размер полученного дохода не влияет на сумму уплаченного налога. ЕНВД может быть выгоднее, чем патент, так как при ЕНВД, в отличии от патентной системы, сумму налога можно уменьшить на сумму страховых взносов, которые уплачивает предприниматель. В каждом регионе налог рассчитывается исходя из установленных в данном регионе базовой доходности и соответствующих коэффициентов.

Можно ли построить честный бизнес в такси в партнерстве с агрегатором?

Конечно, можно! Только нужно вовремя и в полном объеме декларировать и платить законно установленные налоги. Например, у нас есть клиенты, которые платят налог со всей суммы дохода, которая поступает к ним на счет, не имеют наемных водителей. И у них все законно.

Для партнеров, кто является лишь посредником между агрегатором и водителями есть выбор разных вариантов от законного (и дорогого по налогам) до выгодного (принять решение совсем налоги не платить, о законности умолчим).

Наиболее выгодно и при этом законно работать с агрегатором можно тем партнерам, кто одновременно является и водителем и партнером, при этом не имеет других водителей. Т.е. в схеме, где «партнер = водитель». Партнер действительно и фактически оказывает услуги по перевозке пассажиров, как и предусмотрено договором с Убер. Также отпадает необходимость платить зарплату водителям, т.к. их нет и соответственно нет зарплатных налогов.

Или, с другой стороны, водителям надо регистрировать свои ИП и самим становиться партнерами агрегаторов.

Какая система налогообложения выгоднее для грузоперевозок

Сравним условия и выгоду каждого вида налогообложения на конкретном примере.

ИП Васильев Петров Петрович занимается грузоперевозками в Москве на 3 транспортерах грузоподъёмностью до 3,5 тонн. У него работают 5 сотрудников с зарплатой 40 000 рублей. Финансовый аспект его деятельности выглядит так:

  • Доход в год — 15 000 000 рублей.
  • Расходы в год (в том числе зарплаты, бензин, ремонт, страхование и так далее) — 7 000 000 рублей в год.
  • Взносы за работников — 720 000 рублей в год (уже входят в расходы).
  • Взносы за самого себя — 40 874 рубля + процент от дохода, превышающего 300 000 рублей. Величина взноса будет зависеть от условий налогового режима. Так, например, при УСН Доходы доход сверх лимита облагается налогом в 1 %, а при патентной системе его рассчитывают не от фактической, а от потенциальной прибыли.

В чем причина массового интереса таксистов к открытию ИП

Большая часть работников такси в недалеком прошлом в той или иной мере числилась сотрудниками таксомоторных компаний. Шоферы либо заключали договоры, либо официально устраивались на работу в компании такси.

Естественно, значительную часть заработков приходилось отдавать за услуги этих компаний. В последнее время среди работников такси возник серьезный интерес к открытию ИП.

Читайте также:  Выкуп земельных участков без торгов

Таксисты не стали лучше разбираться в бухгалтерии и налогообложении. Интерес к ИП в такси спровоцирован, в первую очередь, компаниями, которые занимаются извозом или предоставляют услуги по доступу к клиентской базе.

Наиболее агрессивно кампанию по открытию ИП в такси проводит Яндекс. Тем, кто перестает работать через посредников, открывает ИП и начинает работать напрямую, эта компания предлагает различные льготы: приоритет в предоставлении выгодных заказов и т.п.

Основным преимуществом такой работы такси Яндекс называет возможность уплачивать налог 6% только с тех денег, которые такси получило по перечислению в безналичном варианте.

Профессиональные таксисты — и в интернете множество сообщений на эту тему — сильно сомневаются в том, что так получится. Компании-агрегаторы и диспетчерские службы уже 2 года передают информацию обо всех заказах силовым структурам. Пока информация об этом используется для поиска террористов и преступников.

Но как только один сотрудник налоговой технически сможет контролировать не 10 таксистов, как сейчас, а сотню, весь наличный оборот попадет под налогообложение. Такое бывает и сейчас, но те работники такси, кто пока не попался, считают, что все хорошо.

Общее мнение работников такси, которое они высказывают в интернете, можно сформулировать так: ИП выгодны в первую очередь компаниям. Переведя сотрудников в бизнесмены, они избавляются от необходимости платить за них в различные фонды, практически за них не отвечают и навязывают им массу дорогостоящих услуг.

Однако у отдельного таксиста может быть на этот счет собственное мнение. Работать «на дядю» многим надоело, и они рассматривают ИП в такси, как шанс организовать, а в дальнейшем и расширить собственное дело, добиться независимости и финансового благополучия.

Обе точки зрения правильные. Если вы хотите только рулить в такси и не вникать в далекие от вас сферы налогов и бухгалтерии, сложности ведения бизнеса вам ни к чему. Но вас могут лишить возможности работать, если вы его не откроете.

Для тех, кто интересуется развитием дела в такси, ИП может стать стартовой площадкой. В обоих случаях нужно представлять, что вас ожидает в процессе открытия ИП в такси и после того, как вы стали бизнесменом. Открытие ИП в такси таит массу нюансов. Неважно, зачем вы решили стать индивидуальным предпринимателем. Вам все равно придется изучить все эти нюансы, чтобы принять правильное решение.

Способы уменьшить размер

На итоговый размер налога влияют:

  • мощность ТС;
  • его стоимость;
  • регион, в котором ТС зарегистрировано.

Ставки по налогу существенно различаются от региона к региону. Например, за машину мощностью до 100 Л. С. в Карелии придётся заплатить 6 рублей за 1 единицу, а в Воронежской области – 25.

Тем не менее регион регистрации авто зависит не от адреса ГИБДД, в котором машина поставлена на учёт, а от прописки владельца ТС. Получается, что уменьшить размер налога через смену региона регистрации — проблематично для предпринимателей. Придётся менять собственную прописку.

Ещё один вариант уменьшения налога — использование льгот. Льготы устанавливаются субъектами РФ самостоятельно (). На какие налоговые послабления может претендовать собственник авто зависит от его региона проживания. Чаще всего в льготную категорию попадают:

  1. ветераны ВОВ;
  2. инвалиды;
  3. пенсионеры.

В каких случаях ИП выгодно перейти с действующего спецрежима на самозанятость

ИП выгодно перейти на самозанятость, если он работает в одиночку, продает товары собственного производства, сдает в аренду жилую недвижимость и при этом:

  1. Не хочет платить обязательные страховые взносы за себя. На режиме НПД такой обязанности нет, но можно добровольно платить взносы, чтобы получать пенсионный стаж. Можно вносить любые, даже минимальные суммы на свое усмотрение, а не в фиксированном размере.
  2. Принимает деньги от физлиц, но не готов тратиться на покупку и обслуживание онлайн-кассы. Самозанятые могут принимать оплату от клиентов любым способом и без кассы. Вместо этого они выдают клиентам чеки из бесплатного приложения «Мой налог».
  3. Имеет непостоянные заработки. У самозанятых нет обязательных платежей кроме налога: 4% с оплаты, поступившей от физлиц, и 6% — от юрлиц. Нет заработка — нет и налога. С первых после регистрации заработков платить придется еще меньше благодаря бонусу в 10 000 рублей, который дает скидку к налогу в 1% с оплаты от физлиц и в 2% — от юрлиц.
  4. Не любит возиться с отчетами. Самозанятые не обязаны отчитываться в налоговую о доходах.

Что, куда и сколько надо будет платить?

При осуществлении перевозок легковым такси ИП может выбрать одну из следующих систем налогообложения:

1. ОСНО (основная система налогообложения). Эта система предусматривает уплату НДФЛ в размере 13% и НДС в размере 18%. Это самый невыгодный для ИП-таксиста вариант. Достаточно громоздкий налоговый учет доходов и расходов, много отчетности и высокая доля налогов, подлежащая уплате в бюджет.

Читайте также:  Как оформить дом — пошаговая инструкция

2. УСН (упрощенная система налогообложения). Можно платить 6% со всей выручки или 15% с разницы между доходами и расходами. Более удобный вариант после ОСНО.

3. ЕНВД (единый налог на вмененный доход). Отчетность предоставляется раз в квартал, а налог исчисляется в определенной сумме исходя из количества автотранспорта. Но имеются ограничения: ЕНВД нельзя применять ИП, у которого количество автомашин, занятых в такси, превышает 20 штук, и если закон о применении ЕНВД не принят властями региона, на территории которого ИП осуществляет свою деятельность. Также следует помнить, что ЕНВД будет действовать до 01.01.2021 года.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит индивидуальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму чуть ниже ↓ или воспользуйтесь онлайн-консультантом внизу-справа! →

Довольно часто в повседневной жизни приходится прибегать к услугам частного транспорта. Деятельность индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по перевозке пассажиров, широко распространена. Для желающих заняться подобным видом бизнеса становится актуальным вопрос: какие налоги платит таксист — ИП?

Как самозанятому работать в такси в 2021 году?

У самозанятого таксиста есть несколько вариантов работы: на таксопарк, либо через посредника-агрегатора (например, Яндекс.Такси, но таких служб много), либо искать заказы самостоятельно.

  1. Работа в таксопарке

    По этому принципу сейчас работают очень многие таксисты. Так как налоговое законодательство запрещает самозанятому работать по трудовому договору, вам надо заключить с таксопарком договор, по которому вы будете предоставлять услугу – заниматься перевозкой граждан за вознаграждение. Таксопарк берет две комиссии – 3%-5% за предоставление заказа и 1%-2% за вывод заработанных средств. Но деньги приходят в тот же день.

  2. Сотрудничество напрямую с агрегатором

    При подключении к интернет-агрегатору (например, Яндекс.Такси) заключения договора как такового не происходит. Чтобы получать заказы, достаточно пройти несложную и быструю процедуру регистрации в приложении Яндекс.Про (Таксометр) после чего договор считается по умолчанию заключенным. Агрегаторы берут комиссии за заказы в среднем 5%, комиссий за вывод средств нет. Из минусов – средства могут поступить на следующий день, нет хорошей техподдержки.

    При работе с интернет-агрегатором водитель самостоятельно выбирает свой график работы, а также количество часов в день в рамках смены.

  3. Поиск заказов самостоятельно

    Плюсы: никаких комиссий таксопаркам и агрегаторам, деньги вы получаете сразу, все преимущества плательщика НПД, полностью свободный график работы. Но есть и значительный минус: самостоятельно искать клиентов сложно, отсюда непостоянный заработок. Кроме того существует местная мафия. Все прибыльные места у вокзалов, на остановках, развлекательных заведениях, как правило распределены. Такой способ работы подойдет только в качестве подработки.

Налоги для самозанятых таксистов: сколько и как нужно отдать государству

Таксист может платить налог на профессиональный доход (для самозанятых), если работает на себя. Ограничения всего три:

  • придется соблюдать лимит по выручке — 2,4 млн рублей в год;
  • надо работать одному, без сотрудников;
  • режим НПД нельзя совмещать с другими налоговыми режимами.

Режим выгоден невысокой налоговой ставкой: всего 4% с дохода при работе с физлицами и 6% при перевозке юрлиц. Учет очень простой — ведется с помощью приложения, которое можно скачать на сайте ФНС, оно же само рассчитывает налог и оповещает об уплате. Отчетности нет — все данные налоговая получает через приложение.

Ставки взносов в ФНС зависят от величины предельной базы, которая определяется доходом сотрудника за год. В 2021 году приняты следующие лимиты:

  • на пенсионное страхование — 1 465 000 рублей;
  • на социальное— 966 000 рублей.

В зависимости от того, достигнута или превышена база, предусмотрены следующие ставки:

  • пенсионное страхование: до лимита 22%, сверх лимита — 10%;
  • социальное страхование: до лимита 2,9%, сверх лимита — не начисляются;
  • медицинское страхование: предельной базы нет, ИП платит 5,1%.

С 2020 года для ИП действуют льготные ставки для выплат с зарплат, превышающих МРОТ. В 2021 году он составляет 12 792 рубля. Каждый месяц предприниматель определяет из общей суммы выплат часть, превышающую МРОТ, и применяет к ней пониженный тариф. Общая льготная ставка 15%, из них:

  • на пенсионное страхование — 10%;
  • на медицинское — 5%;

Допустим, индивидуальному предпринимателю нужно рассчитать сумму взносов за май 2021 года на сотрудника, ежемесячная зарплата которого 40 000 рублей. Делим сумму на две части:

  • в пределах МРОТ — 12 792 рубля;
  • сверх МРОТ — 27 208 рублей.
Читайте также:  Развод с разделом имущества: инструкция для новичков

Величина базы с начала года составляет 160 000 рублей (40 000 рублей * 4). Это меньше лимита, поэтому первую часть рассчитываем по стандартным ставкам:

  • пенсионный взнос — 12 792 * 22% = 2 814 рублей;
  • медицинский взнос — 12 792 * 5,1% = 653 рубля;
  • социальный взнос — 12 792 * 2,9% = 371 рубль.

Отчисления с части дохода, превышающей МРОТ, рассчитываем по пониженным тарифам:

  • пенсионные — 27 208 * 10% = 2 720 рублей;
  • медицинские — 27 208 * 5% = 1 360 рублей;
  • социальные — не начисляются.

Взносы на работника за май:

  • пенсионные — 2 814,24 + 2 720 = 5 534 рубля;
  • медицинские — 653 + 1 360 = 2 013 рублей;
  • социальные — 371 рубль.

Индивидуальный предприниматель также перечисляет взносы на работников в ФСС, чтобы застраховать их от несчастных случаев на производстве. В зависимости от категории условий труда, которая определяется по коду ОКВЭД, ставка варьируется от 0,2 до 8,5%.

Законом предусмотрены льготы для ИП в IT-сфере, которые разрабатывают, продают, устанавливают и обновляют компьютерное ПО, производят электронику и компоненты для неё. Для этой категории действуют пониженные ставки:

  • пенсионное страхование — 6%;
  • медицинское страхование — 0,1%;
  • социальное страхование — 1,5%.

Помимо взносов ИП должны платить налоги, исходя из выбранной системы налогообложения. О том, какие ставки предусмотрены в 2021 году, мы подробно рассказывали здесь.

Патент — это право вести бизнес на ограниченной территории. На один вид деятельности выдают один патент.

Получить патент можно на любой срок от 1 до 12 месяцев в рамках календарного года.

Первый этап бизнеса на такси

В данный этап входит оформление лицензии. Для этого ИП обращается в специальный регистрирующий орган. Чтобы определить какой орган занимается выдачей лицензии в определенном регионе, необходимо обратиться в администрацию своего города.

В 2020 году стоимость госпошлины для получения лицензии в каждой области различается и устанавливается на местном уровне. В больших городах стоимость выше, чем в небольших регионах. Срок действия данного документа общий и составляет 5 лет. Возможность оформить лицензию на меньший срок отсутствует.

Чтобы получить лицензию необходимо предоставить пакет документов:

  1. Удостоверение регистрации автотранспортного средства;
  2. Свидетельство регистрации индивидуального предпринимателя (ИП);
  3. Свидетельство ИНН;
  4. Выписка с налоговой инспекции (ЕГРИП);
  5. Водительское удостоверение с водительским стажем, не менее трех лет;
  6. Технический осмотр транспортного средства;
  7. Заявление установленной формы, для получения лицензии.

Срок рассмотрения составляет 30 календарных дней с момента подачи заявления.

Существуют обязательные требования к ТС:

  • наличие цветографических «шашечек» на бортах,
  • опознавательный фонарь «Такси» на крыше транспортного средства,
  • таксометр в машине.

После получения лицензии предприниматели, должны проводить следующие проверки:

  • периодический технический осмотр;
  • перед началом рабочего дня, обязателен ежедневный контроль технического состояния ТС;
  • медицинский осмотр водителей такси с целью их допуска к управлению транспортного средства.

Отношения агрегаторов с партнерами

Рассмотрим цепочку по порядку. Оговоримся, что партнеров-посредников в цепочке может быть несколько, но на таких схемах мы останавливаться не будем.

Рассмотрим взаимосвязь «агрегатор — партнер». Как уже было сказано, Яндекс.Такси работает только так. Напрямую с водителем агрегатор может работать только при условии, что водителем является ИП (схема № 1).

Итак, агрегатор заключает с партнером:

Таким договором агрегатор закон не нарушает и, надо полагать, уплачивает налоги с вознаграждения за оказываемые услуги, а также со своего агентского вознаграждения.

Если партнером Яндекс.Такси является водитель — ИП, то мы говорим о схеме № 1, которая является полностью законной. Сюда же можно отнести законную схему № 2, где партнером является ООО, у которого заключены трудовые договоры с водителями.

Покажем на рисунке, как работают эти схемы и почему они законны.

Налог на такси: какую систему налогообложения выбрать в 2021?

Такси, как и любой другой бизнес, платит налоги – за исключением тех таксистов-нелегалов, которые ловят приезжих возле вокзалов и аэропортов, и считаются практически «вымирающим видом» водителей, работающих на себя и без оформления. На сегодняшний день вы можете выбирать из нескольких систем налогообложения деятельности такси, в каждой – свои условия, преимущества и ограничения. Все эти системы разные: какая-то больше подходит для ИП, какая-то – для юридических лиц, какая-то – для ИП, но с ограничениями и т.д. Сам размер налогов зависит где-то от доходов, где-то от количества машин и сотрудников.

В этой статье мы поговорим об особенностях каждой системы налогообложения для такси и разберемся, какие цифры для налоговой закладывать в ваш бизнес-план.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *