Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Финансовый (арбитражный) управляющий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Анализ перечисленных выше прав и обязанностей наглядно демонстрирует значимость специалиста в деле о банкротстве. Она также выражается в серьезном уровне ответственности, возложенной на АУ. В соответствии со статьей 20.4 №127-ФЗ, управляющий несет различные виды рисков – материальных, репутационных и дисциплинарных – непосредственно касающихся ведения профессиональной деятельности.
Функции, права и обязанности арбитражных управляющих
Одним из направлений деятельности менеджера по антикризисному управлению является работа в качестве арбитражного управляющего.
Понятие арбитражного управляющего определяет федеральный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.02 №127-ФЗ: «арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий или конкурсный управляющий) — гражданин РФ, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры банкротства и осуществления иных установленных Законом полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций».
В своей деятельности арбитражный управляющий обязан руководствоваться законодательством РФ и соблюдать правила профессиональной деятельности арбитражного управляющего, утвержденные саморегулируемой организацией, членом которой он является.
Арбитражный управляющий должен осуществлять определенные обязанности, для реализации которых ему предоставлены права.
Арбитражный управляющий и членство в саморегулируемой организации арбитражных управляющих
Арбитражный управляющий — гражданин Российской Федерации должен быть членом только одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (СРО).
Для членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих арбитражный управляющий должен соответствовать требованиям, которые устанавливаются соответствующей организацией арбитражных управляющих для каждого ее члена, а именно:
-
наличие положительного результата сдачи теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;
-
наличие стажа работы на руководящих должностях не менее 1 года и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее 2-х лет;
-
наличие высшего профессионального образования;
-
отсутствие судимости за совершение умышленного преступления;
-
отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления;
-
не быть исключённым из саморегулируемой организациии арбитражных управляющих в течение 3-х лет до момента подачи заявления на членство;
-
наличие своевременного и в полном объеме внесения установленных саморегулируемой организацией арбитражных управляющих членских и иных взносов, в том числе взносов в компенсационный фонд;
-
наличие договора обязательного страхования ответственности.
Можно ли пожаловаться?
Жалобы – весомый инструмент и механизм воздействия на арбитражного управляющего, посредством которого возможно не только «замотивировать» управляющего на соблюдение закона о банкротстве, отстранить от процедуры банкротства, но и привлечь его к административной ответственности.
Правом на обжалование действий фактически обладает любое лицо, чьи права нарушены действиями арбитражного управляющего. Это:
-
должник: гражданин-банкрот, а в случае банкротства юридических лиц, это могут быть участники/акционеры юрлица-банкрота, собственники имущества юрлица – унитарного предприятия
-
кредиторы: но жаловаться могут только действующие кредиторы, в случае погашения требования кредитора в полном объёме право на обжалование утрачивается,
-
иные лица, участвующие в деле о банкротстве – их перечень открытый.
Жаловаться можно:
-
в суд (в рамках дела о банкротстве, которое ведёт управляющий),
-
в СРО, в котором состоит управляющий,
-
в Росреестр (управление Росреестра того региона, где проходит процедура банкротства).
«Неформальные» нарушения
- утрата, повреждение имущества, составляющего конкурсную массу, порча имущества (п. 2 ст. 129 Закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве),
- нарушение порядка проведения торгов, создание препятствий потенциальным покупателям и т.д. (п.9 ст. 110 Закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве),
- информирование кредиторов о ходе процедуры банкротства, порядок и периодичность проведения собрания кредиторов (п.1 ст. 143 Закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве),
- необоснованный расход денег из конкурсной массы – на привлечение оценщиков, когда это не требуется, на публикацию сведений, опубликование которых не требуется, расходы без целевого назначения и т.д. (п.1 ст. 139 Закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве),
- непринятие мер по поиску имущества должника, не оспаривание сделок и т.д.,
- неисполнение иных обязанностей управляющего, установленного ст. 20.3 Закона о банкротстве.
Расходы арбитражного управляющего
Финансирование деятельности арбитражного управляющего, включая оплату труда — его и привлеченных специалистом третьих лиц, осуществляется за счет финансовых ресурсов должника. Перечень расходов АУ, подлежащих компенсации, определяется ст. 59 №127-ФЗ. Он включает следующие статьи затрат:
- публикация сведений о начале и текущем состоянии дела о банкротстве в различных средствах массовой информации;
- привлечение к работе на возмездной основе специалистов, необходимых для эффективного исполнения обязанностей;
- рассылка корреспонденции и другие операции по ведению документооборота, связанного с процедурой банкротства;
- другие действия и операции специалиста, осуществляемые в рамках полномочий и обязательств арбитражного управляющего по делу.
Каждый участник разбирательства имеет право оспорить обоснованность любой статьи расходов АУ. Если судья признает претензии обоснованными, компенсация затрат не производится, что становится проявлением материальной ответственности арбитражного управляющего за собственную профессиональную деятельность.
Порядок yтверждения арбитражного yправляющего?
В новой редакции Закона изменен порядок yтверждения арбитражного yправляющего: заявитель или cобрание кредиторов вправе не только выбрать cаморегyлирyемyю организацию, которая предложит кандидатyрy арбитражного yправляющего, но и предложить кандидатyрy конкретного арбитражного yправляющего (абзац шеcтой пyнкта 2 cтатьи 12, абзац одиннадцатый пyнкта 2 cтатьи 37, абзац деcятый пyнкта 2 cтатьи 39, абзац девятый пyнкта 3 cтатьи 41 и абзац cедьмой пyнкта 1 cтатьи 73 Закона), в том чиcле на первом cобрании кредиторов.
На основании абзацев первого и второго пyнкта 1 статьи 45 Закона при полyчении определения сyда о принятии заявления о признании должника банкротом, в котором yказана кандидатyра арбитражного yправляющего, или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатyры арбитражного yправляющего заявленная саморегyлирyемая организация, членом которой является выбранный арбитражный yправляющий, предcтавляет в cyд информацию о cоответcтвии yказанной кандидатyры требованиям, предycмотренным cтатьями 20 и 20.2 Закона. В cлyчае полyчения определения cyда о принятии заявления о признании должника банкротом, в котором не yказана кандидатyра арбитражного yправляющего, или протокола cобрания кредиторов о выборе cаморегyлирyемой организации заявленная cаморегyлирyемая организация предcтавляет кандидатyрy арбитражного yправляющего из чиcла cвоих членов, изъявивших cоглаcие быть yтвержденными cyдом в деле о банкротcтве.
Поcле первого yтверждения арбитражного yправляющего на оcновании заявления о признании должника банкротом в дальнейшем предоcтавление cаморегyлирyемой организацией информации о cоответcтвии кандидатyры арбитражного yправляющего требованиям, предycмотренным cтатьями 20 и 20.2 Закона, оcyщеcтвляетcя не на оcновании cyдебного акта, а на оcновании протокола cобрания кредиторов, направляемого cаморегyлирyемой организации лицом, проводившим собрание кредиторов.
Кто такой арбитражный управляющий?
Статус арбитражного управляющего закреплен ст. 20 Федерального закона №127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”.
Арбитражный управляющий — это физическое лицо, которое назначается судом в качестве независимого посредника между должником и кредиторами. Основной целью деятельности управляющего является управление финансовыми процессами должника для достижения максимального удовлетворения требований кредиторов на условиях их равенства под контролем арбитражного суда.
Таким посредником может стать не любой человек — он должен быть членом саморегулируемой организации (СРО), а значит, соответствовать ряду требований, установленных законом:
-
иметь высшее образование;
-
не менее одного года опыта работы на руководящей должности, и не менее двух лет работы помощником арбитражного управляющего;
-
сдать профессиональный экзамен;
-
быть стороной договора обязательного страхования ответственности;
-
не иметь наказаний: дисквалификации за совершение административного правонарушения или лишения права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности за совершение преступления;
-
отсутствие судимости за совершение умышленного преступления;
-
отсутствие факта исключения из СРО из-за нарушения закона или иных нормативных правовых актов, которые не были устранены в установленный СРО срок или являлись неустранимыми.
Порядок назначения арбитражного управляющего
К сожалению, а может и к счастью, нельзя просто привести суду человека, отвечающего требованиям закона, о которых мы писали ранее, и сказать, что он будет вашим управляющим. Назначение арбитражного управляющего — достаточно сложная и многоэтапная процедура.
В заявлении перед подачей в суд необходимо указать либо конкретное лицо и СРО, членом которого оно является, либо только СРО. Правом на предложение кандидатуры обладает заявитель, т.е. сам должник или кредитор.
Приняв заявление к производству, суд направляет в указанную заявителем организацию копии судебных актов о совершенном процессуальном действии, по получении которых СРО либо подтверждает участие конкретного лица в процедуре, либо представляет конкретную кандидатуру финансового управляющего, согласившегося вести дело на основании решения СРО.
Кроме направления подтверждения СРО должно уведомить заявителя (должника или кредитора), заемщика и суд о соответствии арбитражного управляющего требованиям, установленным законом.
На основании заключения СРО о соответствии АУ требованиям закона арбитражный суд производит назначение, о чем указывает в своем определении.
Обязанности временного управляющего на стадии наблюдения
Зависимо от этапов процедуры арбитражный управляющий может выполнять самые разные обязательства, которые направлены на достижение целей, стоящих перед ним на каждом их определенных этапов. На каждом из них он также обладает различными статусами, которые назначаются арбитражем.
Так, к примеру, для этапа наблюдения судебной инстанцией утверждается временный управляющий. Его ключевой задачей конкретно на этом этапе можно назвать осуществление проверок финансового состояния задолжавшей компании. Соответственно с итогами будет определена ее состоятельность, и вероятность выполнения всех предъявленных материальных требований. Дополнительно проводится оценка шансов на завершение процесса признания неплатежеспособности и реабилитация стабильной работы компании.
Кроме того, среди задач временного управляющего – поиск признаков мошенничества при организации банкротства. Самый полный список прав и обязательств можно прочесть в статьях 66-67 закона «О несостоятельности».
Отсутствие какого бы то ни было заключения
В соответствии с п. 3 ст. 130 Закона о банкротстве в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ в течение тридцати дней со дня получения отчета об оценке орган, уполномоченный на подготовку заключений по отчетам оценщиков, вправе направить арбитражному управляющему мотивированное заключение по этому отчету. В случае получения по истечении установленного срока положительного заключения или отсутствия заключения собрание кредиторов или комитет кредиторов устанавливает начальную цену продажи имущества должника на основании рыночной стоимости такого имущества, определенной в соответствии с отчетом об оценке.
Отсутствие заключения на отчет оценщика может являться основанием для утверждения собранием кредиторов порядка продажи имущества должника и начальной цены продажи имущества только в случае, если со дня получения отчета об оценке прошло тридцать дней.
Направление конкурсным управляющим отчета об оценке в адрес органа, уполномоченного на подготовку заключений по отчетам оценщиков, при отсутствии доказательств получения отчета не может признаваться отсутствием необходимого заключения, даже если со дня направления отчета прошло более тридцати дней.
При рассмотрении в рамках дела N А68-11439/09 заявления об оспаривании решения собрания кредиторов об утверждении порядка продажи имущества должника суд указал, что отсутствие у конкурсного управляющего документов, подтверждающих получение отчета об оценке должника, не позволяет определить тридцатидневный срок, установленный п. 3 ст. 130 Закона о банкротстве, по истечении которого собрание кредиторов может устанавливать начальную цену продажи имущества должника.
Особое внимание хочется обратить на такие доводы уполномоченного органа, как отсутствие в порядке продажи ряда сведений, указанных в ст. 110 Закона о банкротстве, например: функций организатора торгов (п. 8 ст. 110), сведений, которые должны содержаться в сообщении о продаже предприятия должника (п. 10 ст. 110), обязанностей организатора торгов по обеспечению доступа всех лиц к участию в торгах и использованию информационных систем (п. 14 ст. 110), обязательных условий договора купли-продажи (п. 19 ст. 110).
Дублирование положений ст. 110 Закона о банкротстве при написании положения не предусмотрено действующим законодательством, действие императивных норм права и их точное и безусловное соблюдение сторонами правоотношений не ставится в зависимость от их указания или неуказания кем-либо из участников правоотношений в положении (вывод сделан в рамках дела N А68-13258/09).
Ключевым моментом при оценке возражений ФНС России относительно недействительности решений собраний кредиторов об утверждении порядка продажи имущества должника является то, что принятие собранием решения, не соответствующего предпочтениям конкретного кредитора, реализовавшего в установленном порядке свое право на голосование, не является нарушением прав и законных интересов кредитора при условии соблюдения порядка принятия решения и компетенции собрания, установленной ст. 15 Закона о банкротстве.
Кто назначает арбитражного управляющего, как назначается арбитражный управляющий?
Кто назначает арбитражного управляющего? — это вопрос, который одним из первых встает перед заявителем в деле о банкротстве, поскольку от арбитражного управляющего зависит вектор развития процессов банкротства организации должника. Назначает арбитражного управляющего арбитражный суд своим определением. Данное назначение однако на 99% в случае с временным управляющим зависит от кандидатуры временного арбитражного управляющего, которая указана в заявлении на банкротство. Таким образом, если заявитель — это кредитор, то кредитор предлагая кандидатуру временного арбитражного управляющего определяет назначаемую кандидатуру. Если заявитель — это должник, то можно предполагать, что назначенный временный арбитражный управляющий будет придерживаться в большей степени позиции должника.
При этом нужно иметь в виду права собрания кредиторов изменить ход событий, поставить решить по своему вопрос о кандидатуре арбитражного управляющего. Бывает, что уже на первом собрании кредиторов принимается решение о ходатайстве в суд о замене временного арбитражного управляющего даже для окончания стадии наблюдения. Для этого необходимо квалифицированное большинство голосов кредиторов и согласованность их позиции в отношении новой кандидатуры.
Уже на всех следующих процедурах (внешнее управление и/или конкурсное производство) право предлагать и фактически назначать арбитражного управляющего полностью переходит к собранию кредиторов. Группа кредиторов, обладающее большинством голосов, принимает решение (избирает) арбитражного управляющего. После этого арбитражный суд штампует решение.
Как назначается арбитражный управляющий? — ответ на данный вопрос лишен какой бы то ни было политики и определяется формально в Законе о банкротстве (п. 2 Ст. 12, Ст. 37, 39, 41). Согласно этих норм кандидатура арбитражного управляющего или СРО арбитражных управляющих определяется или решением собрания кредиторов, или на этапе введения процедур банкротства в заявлении о начале процедур банкротства в отношении должника. После этого протокол собрания кредиторов или заявление на банкротство должника рассматривает арбитражный суд и в судебном акте утверждает арбитражного управляющего для проведения соответствующих процедур банкротства.
Арбитражный управляющий — это
Арбитражный управляющий — это главное лицо в рассмотрении дел о банкротстве. Именно действиями арбитражного управляющего обеспечивается юридическое и организационное исполнение процедур Закона О банкротстве, и часто, количество долгов, которые сможет получить кредитор.
Арбитражных управляющих классифицируют в зависимости от их функций на четыре вида. Данная классификация приведена в 127-ФЗ «О банкротстве». Перечислим их.
- Тип 1. Временный управляющий — лицо назначается с целью наблюдения и проведения мероприятий по сохранению имущества должника и других обязанностей;
- Тип 2. Административный управляющий — осуществляет экономическое оздоровление организации;
- Тип 3. Внешний управляющий — осуществляет внешний менеджмент;
- Тип 4. Конкурсный управляющий — занимается конкурсным производством.