Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как произвести расчет амортизации автомобиля». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В первую очередь, нам нужно понимать, что ОСАГО призвано страховать ответственность водителя при наступлении страхового случая. Проще говоря, если вы оказались в результате ДТП должны кому-то денег за причинённый ущерб, то ОСАГО платит за вас… Но не всё (и не сразу, к сожалению)!
Согласно с ныне действующим законодательством Российской Федерации, граждане, что попали на своем автомобиле в ДТП, при этом не по своей вине, могут рассчитывать на компенсацию ремонта по страховому полису ОСАГО.
Это действует лишь в том случае, когда такой документ присутствует и не закончил срока своего действия.
Максимальный размер суммы, что предоставляется в качестве компенсации морального ущерба, прописывается в полисе, однако окончательная сумма, что будет вам предоставлена, рассчитывается специалистами оценщиками страховой компании и зависит от степени износа транспортного средства.
Наряду с этим имеется возможность рассчитать степень износа по ОСАГО самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов, однако придется учесть некоторые важные моменты, без учета которых получить точную сумму за будущий ремонт вам не удастся.
- Как рассчитывается износ по ОСАГО
- Как рассчитывается износ автомобиля
- От чего зависит процент износа автомобиля
- Законодательство по вопросам износа тс по ОСАГО
- Максимальный процент износа машины по ОСАГО
- Можно ли взыскать износ с виновника
- Как избежать износа в ОСАГО
Конфликт интересов страхователей и страховщиков
На сегодняшний день большинство страховщиков выплачивают компенсацию, далекую от реальной. Они производят выплату, опираясь на положение об учете износа комплектующих деталей автомобиля, выплачивают небольшую часть компенсационной выплаты пострадавшему.
По данным Российского Союза Автостраховщиков (РСА), средняя страховая выплата составляет 25-75%. Вообще-то, закон закрепил за владельцем авто, пострадавшем в ДТП право на возмещение ущерба в полном объеме. (Гражданский кодекс РФ, ст.ст. 15, 1064). Значит, владелец разбитого автомобиля на законных основаниях должен требовать у своего страховщика возмещения всех расходов, затраченных на восстановление машины.
В рамках обязательного страхования, возмещение расходов регулируется ФЗ № 40 от 2002 года и принятыми позднее Правилами ОСАГО.
Сам закон не предусматривает ограничение страховой компенсации. То есть денежная сумма по закону начисляется без амортизационного коэффициента.
Правила ОСАГО дополнены злосчастной статьей про износ. Получается, правила противоречат основному закону. Страховым компаниям такая двоякая ситуация вполне подходит, при расчетах компенсационных выплат, страховщики руководствуются Правилами, поэтому окончательная сумма минимальна. Но есть хорошая новость для всех владельцев автомобилей – в силу вступили новые положения «Об ОСАГО».
Расширение тарифного коридора по ОСАГО
В РСА уверены, что расширение тарифного коридора цен полиса ОСАГО нужно, так как стоимость страховой корзины автокомпонентов за последние полгода растет уже второй раз. Последние отчеты по ценам датированы 15 июня и 19 сентября 2021 года.
«За три месяца стоимость корзины выросла на 10%, поэтому увеличение коридора уже требуется. Если говорить о проблемных водителях, сейчас максимальная стоимость полиса для них недостаточна, с них нужно брать больше, а тариф ограничен. Поэтому приходится брать со всех остальных. Насколько расширить коридор тарифа по ОСАГО будет считать и решать Банк России», — пояснил исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.
Новые справочники по стоимости запчастей начали действовать только 20 сентября. В РСА подтвердили, что через какое-то время после соблюдения всех коллегиальных обсуждений самостоятельно выйдут с предложением расширения тарифа по ОСАГО.
О том, что расширение тарифного коридора уже требуется открыто заявили и в компании «Росгосстрах». По их оценкам, действующих границ не хватает для назначения достаточной цены в 30% случаев. А для более справедливой тарификации требуется как минимум двукратное расширение коридора.
Когда следует начинать
Если исходить из бухгалтерского учёта, то по действующим правилам амортизацию ТС следует начислять с первого числа месяца, следующего за месяцем взятия амортизируемого автомобиля на бухучёт.
Если же говорить про налоговый учёт, то здесь ситуация несколько иная. Вычисленная норма амортизации для автомобиля начинает начисляться также с первого числа месяца, но после того месяца, когда транспортное средство было уже введено в эксплуатацию.
Для расчётов может применяться как стандартная, так и ускоренная амортизация для авто, вне зависимости от того, к какой группе относится автомобиль. Это важная процедура, от которой во многом зависит прозрачность бухгалтерского и налогового учёта компании.
Важно добавить, что факт проведения процедуры регистрации транспортного средства в отделении ГИБДД при начислении амортизации роли не играет.
Требуется вовремя приступить к амортизации согласно действующим нормам и законам. В противном случае могут возникнуть проблемы при дальнейших проверках.
Из чего можно выбрать?
Виды амортизационных коэффициентов и порядок их применения прописаны в ст. 259.3 НК РФ. Представим в виде схемы действующие коэффициенты.
------------------------------¬
¦Виды коэффициентов ускоренной¦
¦ налоговой амортизации ¦
L------------------------------
---------------------------------------------------------------------------¬
¦ Специальный коэффициент, но не выше 2 ¦
L--------T--------------------T------------------T-----------------T--------
---------+-------¬------------+---------¬--------+------¬----------+-------¬
¦ОС, работающие ⦦ Имущество ¦¦ ОС участнико⦦Энергоэффективное¦
¦ агрессивной ¦¦сельхозпроизводителе馦 особых ¦¦ имущество (с ¦
¦ среде или при ¦¦ ¦¦ экономических¦¦ высоким классом ¦
¦ повышенной ¦¦ ¦¦ зон ¦¦ эффективности) ¦
¦ сменности ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦
L-----------------L----------------------L---------------L------------------
---------------------------------------------------------------------------¬
¦ Специальный коэффициент, но не выше 3 ¦
L----------T-----------------------T---------------------------T------------
-----------+--------¬--------------+-----------¬---------------+-----------¬
¦ОС, используемые пАмортизируемое имущество,¦¦ ОС, предназначенные для ¦
¦ договору лизинга ¦¦ используемое для научно-¦¦добычи полезных ископаемых¦
¦ ¦¦ технической деятельност覦 ¦
L--------------------L--------------------------L---------------------------
Хотя коэффициентов много, у бухгалтера транспортной организации выбор небольшой. К транспортным средствам можно попробовать применить:
- коэффициент не более 2 — к имуществу:
- работающему в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности;
- имеющему высокий класс энергетической эффективности;
- характеризуемому высокой энергетической эффективностью;
- коэффициент не более 3 — к имуществу, являющемуся предметом договора финансовой аренды (договора лизинга).
Рассмотрим каждый из них, сразу предупредив читателя о том, что нельзя одновременно применять к основной норме амортизации объекта ОС более одного специального коэффициента (п. 5 ст. 259.3 НК РФ, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2015 N 09АП-46858/2015, 09АП-48327/2015 по делу N А40-176241/14, Письмо Минфина России от 14.09.2012 N 03-03-06/1/481).
Можно ли ТС отнести к энергоэффективному имуществу?
Основы обеспечения энергетической эффективности заложены в Федеральном законе от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Им предусмотрено определение класса энергетической эффективности для товаров. Подзаконным актом — Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1222 утвержден Перечень видов товаров, в технической документации которых должен быть указан класс энергетической эффективности. В числе таких товаров упомянуты холодильники, стиральные машины, кондиционеры, посудомоечные машины, лампы электрические, телевизоры, электродуховки, лифты пассажирские и грузопассажирские. Транспортных средств в этом списке нет. Причем все названные позиции являются товарами бытового назначения, предназначенными для применения в личных целях.
Как рассчитать амортизацию автомобиля
При оценке стоимости автомобиля возникает вопрос, как рассчитать амортизацию автомобиля? Формула расчета амортизации автомобиля и онлайн калькулятор помогает точнее рассчитать амортизацию машины.
Со временем каждый автомобиль дешевеет, снижение цены происходит по причине физического и морального износа. Физический износ – мера устаревания деталей, узлов, кузова. На него влияет интенсивность использования, загрязнение окружающей среды, климат.
Если вы используете автомобиль по назначению, то происходит продуктивный износ. Если машина стоит в гараже, то физический износ происходит все равно, но он называется непродуктивным.
Моральный износ происходит по причине устаревания технологий, выхода новых моделей автомобиля с улучшенными качествами. Денежное выражение физического и морального износа называется амортизация.
Синтетический и аналитический учет амортизации автотранспорта
Начисленный износ автотранспорта включается в расходы от обычных видов деятельности. Синтетический учет таких начислений ведется на пассивном счете 02. Счет корреспондирует со счетами 20, 25, 26, 44, 23 в зависимости от того, в какой деятельности эксплуатируется транспортное средство:
- Дт20 Кт02 – начислен износ объекта, используемого в основной деятельности;
- Дт23 Кт02- начисление износа по автотранспорту, используемому во вспомогательных производствах;
- Дт26 Кт02 – начисление износа по транспорту, используемому управленческим персоналом;
- Дт44 Кт02 – начисление износа по транспорту предприятия торговли.
С точки зрения налогового учета суммы начисленной амортизации автотранспорта относят к косвенным затратам. Предприятия, специализирующиеся на оказании транспортных услуг, относят такие издержки в состав прямых расходов. Аналитический учет ведется по каждой единице отдельно.
Как рассчитывается амортизация автомобиля по пробегу
Важно
Способ похож на предыдущий. Это ускоренный метод, при котором наибольшие списания проводятся в начале эксплуатации. Основа вычислений – начальная стоимость ТС, при которой авто принималось к учету.
Для расчетов применяется следующая формула:начальная стоимость ТС * норма амортизации. Норма износа определяется в зависимости от периода использования авто.
Инфо
Рассматриваемая методика обычно применяется именно для ТС. Норма амортизации выражается в процентах от изначальной стоимости авто на каждую 1000 пробега.
Организация вправе выбрать любой из существующих методов. Но нужно учитывать, что после ввода авто в эксплуатацию изменить выбранный способов будет нельзя.
Амортизация для легкового авто Для расчета амортизации легкового ТС лучше всего подходит линейный метод. Первоначальная цена авто должна соответствовать стоимости, указанной в первичных документах.
Таким образом детально описываются расходы компании, чтобы у налоговиков не возникало вопросов относительно расхода средств.
Возможные способы начисления амортизации автотранспорта
Определение амортизации основных фондов вменяется в обязанности юридического лица. Автотранспорт прямо или косвенно участвует в получении предприятием дохода, эксплуатируется более 1 года и стоит более установленного законодательством лимита. Порядок расчета износа по нему изложен в Положении по бухгалтерскому учету 6/01 и НК РФ.
Износ автомобильного транспорта для бухгалтерского учета разрешено определять любым из 4 вариантов, приемлемых для прочих категорий основных фондов. Налоговый учет предполагает линейный и нелинейный метод. Юридическое лицо выбирает наиболее подходящий и раскрывает свой выбор в локальных нормативных актах.
Синтетический и аналитический учет амортизации автотранспорта
Начисленный износ автотранспорта включается в расходы от обычных видов деятельности. Синтетический учет таких начислений ведется на пассивном счете 02. Счет корреспондирует со счетами 20, 25, 26, 44, 23 в зависимости от того, в какой деятельности эксплуатируется транспортное средство:
- Дт20 Кт02 – начислен износ объекта, используемого в основной деятельности;
- Дт23 Кт02- начисление износа по автотранспорту, используемому во вспомогательных производствах;
- Дт26 Кт02 – начисление износа по транспорту, используемому управленческим персоналом;
- Дт44 Кт02 – начисление износа по транспорту предприятия торговли.
С точки зрения налогового учета суммы начисленной амортизации автотранспорта относят к косвенным затратам. Предприятия, специализирующиеся на оказании транспортных услуг, относят такие издержки в состав прямых расходов. Аналитический учет ведется по каждой единице отдельно.
Как начислять амортизацию по автомобилю
Автомобили, которые соответствуют критериям основных средств, переносят свою стоимость на затраты через амортизацию.
Начало и прекращение начисления амортизации
Начислять амортизацию нужно начиная с месяца, следующего за тем, в котором автомобиль был принят к учету в качестве основного средства (п. 21 ПБУ 6/01). В дальнейшем амортизацию начисляйте ежемесячно независимо от результатов деятельности организации (п. 19, 24 ПБУ 6/01).
Прекращать начисление амортизации нужно начиная с месяца, следующего за тем, в котором автомобиль выбыл или полностью погасил свою стоимость (п. 22 ПБУ 6/01).
Приостановление начисления амортизации
Иногда начисление амортизации может быть приостановлено. В частности, амортизация не начисляется:
— за период консервации автомобиля продолжительностью более трех месяцев;
— за период восстановления (реконструкции, ремонта или модернизации) автомобиля продолжительностью более 12 месяцев.
Такой порядок предусмотрен пунктами 23 и 26 ПБУ 6/01.
Полный перечень случаев, в которых начисление амортизации приостанавливается, представлен в таблице.
На данный момент расчет величины возмещения, выплачиваемой при возникновении ДТП и обращении в страховую, обязательно осуществляется с учетом износа транспортного средства.
Учет износа по ОСАГО – процесс вычисления снижения стоимости узлов, отдельных деталей и всего автомобиля в целом.
Причем процесс вычисления, а также сам факт износа транспортного средства достаточно подробно освещается в действующем на территории РФ законодательстве. При этом износ может быть нулевым даже на не новом транспортном средства.
Подобное возможно при замене всех комплектующих, которые тем или же иным образом влияют на безопасность дорожного движения. Полный перечень таких деталей отражается в Приказе Минтранса РФ №20 от 25.01.11 г.
Наиболее существенные факторы, которые в первую очередь влияют на величину износа:
- дата выпуска транспортного средства;
- величина пробега автомобиля.
При этом с учетом всех наиболее существенных факторов стоимость транспортного средства при не интенсивном износе его может быть снижена на 8-15% в течение одного года.
На данный момент существует целых 5 различных способов осуществления расчета величины данного показателя. При этом узаконенной и обязательной к использованию является только одна. Износ деталей по ОСАГО вычисляется с использованием специализированной формулы.
Онлайн калькулятор для расчета износа автомобиля в процентах и формулы вычисления амортизации
За время эксплуатации машины все её узлы и агрегаты изнашиваются и постепенно приходят в негодность. Степень износа отдельной детали может не влиять на общее состояние машины, но играет важную роль при определении суммы возмещения по автостраховке.
Амортизация автомобиля — это учет его износа, выраженный в денежном эквиваленте. Любой автомобиль требует затрат: на ремонт, на замену технических жидкостей, на замену резины, и, конечно же, расходы на заправку его топливом.
Амортизацию учитывают в страховых компаниях для более точной оценки реальной стоимости автомобиля, когда его владелец хочет заключить договор страхования. Также износ учитывают в банках или авто ломбардах при покупке и продаже авто с пробегом.
Порядок применения новой редакции Классификатора ОС
Обновленные группы для установления СПИ вступили в действие в связи с принятием новых ОКОФ. Применять указанные нормы необходимо в отношении того транспорта, который начал эксплуатироваться с 1 января 2017 г. Менять группу и СПИ по автомобилям, введенным в эксплуатацию ранее 2017 г., не требуется.
К примеру, в июне 2016 г. организация приобрела грузовой бортовой автомобиль модели Камаз-5320, а с июля транспорт был запущен в эксплуатацию. Бухгалтером установлена амортизационная группа «Камаза», как четвертая (срок 5-7 лет), предназначенная для бортового транспорта общего назначения.
Как видно из таблицы по новой Классификации, для этого вида грузового транспорта группа не изменилась.
Важно! Для облегчения перехода на новые коды ОКОФ Росстандартом была сформирована сопоставительная рекомендательная таблица – приказ ведомства № 458 от 24.04.16 г.
Когда транспортное средство приобретается, его необходимо зарегистрировать в государственной автоинспекции. Процедура может продлиться долго по ряду причин, например, отсутствовали бланки.
Амортизацию стоит начинать с того месяца, в котором этим транспортным средством начали пользоваться. Также разрешено амортизировать ТС, которое еще не поставлено на учет.
Срок использования устанавливается, исходя из следующих показателей:
Периода | В течение которого планируется использовать ТС |
Предполагаемых условий | Эксплуатации |