Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Население, по каким-либо причинам испытывающее проблемы при устройстве на работу, нуждается в социальной защите. Региональные нормативные акты каждого конкретного субъекта РФ приводят перечень категорий, имеющих право занять зарезервированные для них рабочие места. Список может быть различным, но, к какой бы местности он не относился, в него непременно будут входить две категории социально незащищенных слоев населения, подлежащих заботе в обязательном порядке.
Выделение квот для инвалидов: как это происходит
Расчет квоты рабочих мест для инвалидов производится следующим образом:
- Изучается законодательство того региона, в котором находится предприятие, и выясняются правила квотирования рабочих мест для инвалидов.
- Определяется списочная численность работников предприятия, и в случае, если она превышает минимальный порог, установленный законодателем – рассчитывается количество квот, исходя из среднесписочной численности сотрудников.
- Корректируется состав внутренней документации предприятия – издается приказ о создании квотируемых рабочих мест (или Положение о квотировании). Вносятся изменения в штатное расписание.
- В центр занятости населения направляется уведомление об открытых вакансиях, созданных специально для лиц с ограниченными возможностями – объявление о поиске кандидатов на определенную должность будет содержать отметку о том, что рабочее место является квотируемым.
Возможности не ограничены
Как получить средство реабилитации по месту пребывания и почему норму закона о квотировании рабочих мест для инвалидов хотят изменить, в интервью «Российской газете» рассказал первый заместитель министра труда и социальной защиты Алексей Вовченко.
Как изменилась ситуация с занятостью инвалидов в период введения ограничительных мер из-за пандемии коронавируса?
Алексей Вовченко: Занятость среди граждан с инвалидностью осталась на прежнем уровне. Мы собираем сведения каждый год. И в 2021, и в 2021 годах работало примерно одинаковое число граждан с инвалидностью трудоспособного возраста — порядка миллиона человек. Планируем, что число трудоустроенных граждан с инвалидностью будет расти. Конечно, не все из 3,5 млн граждан с инвалидностью физически могут трудиться. Но для многих вопрос трудоустройства актуален. То есть потенциал есть. Мы очень большие надежды возлагаем на службу занятости, которая сейчас реформируется. Трудоустройство инвалидов будет в числе ее приоритетных задач.
Также мы готовим обновленный закон о квотах для приема на работу инвалидов. Нынешнее квотирование слабо работает, норма нужна новая.
Квотирование рабочих мест в регионах
Законы о квотировании рабочих мест, сохранившие правило об обязательных платежах в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной организациям квоты, действуют во многих субъектах Российской Федерации (например, в Краснодарском крае, Архангельской, Брянской, Владимирской, Вологодской, Иркутской, Новгородской, Тамбовской, Тверской, Челябинской и других областях, г. Санкт-Петербурге).
Так, Законом г. Санкт-Петербурга от 27.05.2003 N 280-25 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге» квота установлена в размере 2,5% от среднесписочной численности работников. В случае невыполнения или невозможности выполнения закрепленной за организациями квоты работодатели ежемесячно вносят в бюджет г. Санкт-Петербурга обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида, равную величине прожиточного минимума, установленного в городе за предшествующий квартал для трудоспособного населения, в пределах установленной квоты. При этом в соответствии с Законом обязательная плата поступает в целевой бюджетный фонд трудоустройства инвалидов.
Законодательством субъектов Российской Федерации предусмотрено также квотирование рабочих мест для молодежи. Так, Законом г. Санкт-Петербурга от 08.10.1997 N 161-53 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства молодежи» устанавливается квота для приема на работу лиц, особо нуждающихся в социальной защите. К ним отнесены лица, обучающиеся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по очно-заочной (вечерней), заочной формам обучения; выпускники общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования и высшего профессионального образования, получившие документ об образовании (справку, свидетельство, диплом) и желающие устроиться на работу в течение календарного года после окончания соответствующего учебного заведения; граждане, уволенные с военной службы по призыву в течение года со дня увольнения из Вооруженных сил РФ; граждане, освободившиеся из мест лишения свободы в течение года со дня освобождения; лица моложе 18 лет, испытывающие трудности в поиске работы.
Законом Хабаровского края от 28.04.1999 N 119 «О квотировании рабочих мест для инвалидов и лиц, испытывающих трудности в поиске работы в Хабаровском крае» предусмотрено установление квоты в размере 3% от среднесписочной численности работников для трудоустройства инвалидов, испытывающей трудности в поиске работы молодежи в возрасте до 18 лет (сирот, выпускников детских домов, детей из семей, в которых оба родителя являются инвалидами или признаны в установленном порядке безработными, детей из малообеспеченных семей), получивших начальное профессиональное образование, а также подростков из малообеспеченных семей, достигших 15-летнего возраста, оставивших образовательное учреждение до получения основного общего образования и впервые ищущих работу.
Последствия отказа при приеме на работу
Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
Административная ответственность за нарушение норм трудового законодательства установлена КоАП РФ. Так, в частности, за отказ в приеме на работу инвалидов в пределах установленных квот работодатель может быть привлечен государственными инспекторами труда к ответственности, установленной ст. 5.42 КоАП РФ.
Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), предусмотренных законодательством и необходимых для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 300 до 500 руб., на юридических лиц — от 3000 до 5000 руб.
Наряду с имеющимся по этому вопросу федеральным законодательством, регионы также наделяются властью для принятия дополнительных нормативных актов. Здесь вступает в действие несколько иной перечень обязательств и штрафные санкции за их неисполнение. Некоторые субъекты не желают пользоваться подобными полномочиями, поскольку на их небольшой территории имеется малое количество предприятий как таковых и отсутствует специфика по экологическим и прочим факторам, негативно влияющим на здоровье и увеличение процента граждан с инвалидностью.
Специфика применения разноуровневых законодательных актов заключается в том, что регион обязан в первую очередь опираться на принятый им самостоятельно регламент. При вынесении этой информации за пределы субъекта (при оспаривании вопросов в высших органах федерального значения) допускается применение и федеральной нормативной базы.
Ответственность за неисполнение обязательств
Закон устанавливает, что за несоблюдение федерального законодательства в отношении квотирования рабочих мест для инвалидов, а также за отказ в приеме инвалида на работу в рамках установленной квоты, на виновное должностное лицо будет наложен денежный штраф в размере 5-10 тысяч рублей. Это наказание установлено статьей 5.42 КОАП РФ.
Кроме этого, есть ответственность за не информирование органа о выполнении квоты по приему инвалидов. В этой ситуации наказание применяется согласно статьи 19.7 КОАП РФ.
Оно включает в себя:
- На должностное лицо 300-500 рублей;
- На юридическое лицо 3000-5000 рублей.
Наряду с имеющимся по этому вопросу федеральным законодательством, регионы также наделяются властью для принятия дополнительных нормативных актов. Здесь вступает в действие несколько иной перечень обязательств и штрафные санкции за их неисполнение. Некоторые субъекты не желают пользоваться подобными полномочиями, поскольку на их небольшой территории имеется малое количество предприятий как таковых и отсутствует специфика по экологическим и прочим факторам, негативно влияющим на здоровье и увеличение процента граждан с инвалидностью.
Специфика применения разноуровневых законодательных актов заключается в том, что регион обязан в первую очередь опираться на принятый им самостоятельно регламент. При вынесении этой информации за пределы субъекта (при оспаривании вопросов в высших органах федерального значения) допускается применение и федеральной нормативной базы.
Обязанности работодателя при приеме инвалидов
Наличие должности в штатном расписании вовсе не означает, что на этом обязательства администрации заканчиваются. Дело в том, что условия труда инвалида должны четко соответствовать его реабилитационной карте и выводам МСЭ. Должны учитываться:
- противопоказания, установленные медицинским заключением;
- фактические нагрузки в процессе трудовых функций;
- бытовые и рабочие условия (специальные лестницы, площадки, подъемники, приспособленный для работы инвалида инструмент и оборудование);
- отсутствие вредных или опасных факторов производства;
- возможность сокращенного рабочего дня, дополнительного отдыха без уменьшения уровня заработной платы;
- возможность переобучения инвалидов специальностям, где они смогут реализовать свой трудовой потенциал;
- другие социальные льготы, определенные локальными документами и коллективным договором.
Следует отметить, определенные картой реабилитации мероприятия должны выполняться работодателем, даже если между ним и работником будет достигнута другая договоренность, подкрепленная личным заявлением труженика.
Как проходит проверка
Надзорным органом, контролирующим на местах соблюдение норм «инвалидного» законодательства, является Министерство труда. Основным документом, регламентирующим порядок и продолжительность проверки организаций, является приказ ведомства №181н 2013 года.
В нем указано, что имеется два вида проверок:
- Плановые, которые проводятся по заранее согласованному плану;
- Внеплановые, например, спровоцированные обращениями граждан.
Проверки проводятся в двух форматах:
- Выездные с контролем на месте;
- Документарные с проверкой подаваемых отчетов.
Стандартный срок «документарки» – 15 дней, а выездной проверки – 10 (в исключительных случаях – 15), но на деле всё происходит гораздо быстрее, обычно в течение суток (но всё зависит от размера компании). Приостановления проверки не предусмотрено.
Наиболее эффективной оказывается плановая выездная проверка. Она осуществляется по таком алгоритму:
- Центр занятости населения формирует график проверки предприятий;
- В назначенную дату издается приказ о контроле конкретной организации;
- Инспектор прибывает по адресу фактического расположения компании, предъявляет служебное удостоверение и вручает ответственному лицу копию приказа;
- В ходе проверки специалист знакомится с документацией, проверяет, правильно ли произведен расчет квот, а также организацию рабочих «инвалидных» мест, соответствие занимаемых должностей, фактическое наличие работника на своем месте и т.д.;
- По мере прохождения проверки формируется акт в двух экземплярах, в котором фиксируются нарушения;
- По окончании проверки оба акта подписываются руководителем и проверяющим, затем экземпляры разделяются.
При наличии нарушений руководителю выписывается предписание по их устранению. В нем оговорен разумный срок, в течение которого нарушения должны быть устранены. Затем руководитель организации составляет специальный акт об устранении недочетов и направляет его в Центр занятости.
Наряду с имеющимся по этому вопросу федеральным законодательством, регионы также наделяются властью для принятия дополнительных нормативных актов. Здесь вступает в действие несколько иной перечень обязательств и штрафные санкции за их неисполнение. Некоторые субъекты не желают пользоваться подобными полномочиями, поскольку на их небольшой территории имеется малое количество предприятий как таковых и отсутствует специфика по экологическим и прочим факторам, негативно влияющим на здоровье и увеличение процента граждан с инвалидностью.
Специфика применения разноуровневых законодательных актов заключается в том, что регион обязан в первую очередь опираться на принятый им самостоятельно регламент. При вынесении этой информации за пределы субъекта (при оспаривании вопросов в высших органах федерального значения) допускается применение и федеральной нормативной базы.
Порядок и правила распределения квот на предприятиях
С целью обеспечения рабочими местами лиц с инвалидностью в России действует ФЗ №181-ФЗ, документ регламентирует порядок и правила распределения квот на предприятиях. В ст. 24 ФЗ №181-ФЗ для работодателя установлены определенные обязанности, связанные с данным направлением:
- зарезервировать рабочие места для граждан с ограниченными возможностями;
- обеспечить условия труда для скорейшей адаптации льготников на предприятии;
- подготовить необходимые внутренние документы о формировании мест для инвалидов, подготавливать и регулярно подавать отчетность в государственные учреждения;
- информировать центр занятости о ходе и итогах программы выделения квот на предприятии.
В ст. 21 ФЗ №181-ФЗ утвержден предельный норматив для выделения рабочих мест на предприятиях.
Квота – это минимальное количество рабочих мест или их доля для конкретной группы граждан (инвалиды, несовершеннолетние лица).
Значение показателя устанавливается в зависимости о среднесписочной численности граждан, трудящихся в организации, и формируется следующим образом:
Штатная численность работников, чел.Норматив квоты (%)
35-100 | до 3,0 |
100 и более | 2,0-4,0 |
Для определения количества мест для льготников при расчете среднесписочного состава трудящихся не учитываются рабочие места, где условия труда являются тяжелыми или вредными для жизни.
Также в расчет не берется штатная численность сотрудников, трудящихся в филиалах и представительствах в иной местности.
Резервировать места для инвалидов обязаны любые организации, независимо от того какая у них форма собственности. Поэтому не важно, государственное это предприятие или частное. Если штатная численность превышает 35 человек, то руководство фирмы обязаны предоставить рабочие места для льготных категорий.
Какие предприятия обязаны квотировать рабочие места?
Обязанность обеспечивать социальные государственные гарантии накладывается отнюдь не на каждого работодателя.
- Если штатное количество персонала в организации не более 35 человек, квоты вполне могут никогда не коснуться этой фирмы, если она сама того не пожелает.
- Персонал численностью в 35 и более сотрудников минимум на 3% должен состоять из льготных категорий. То есть, хотя бы 1 сотрудник должен быть принят по квоте в организацию со штатом 35-40 человек, а если работников от 70 до 100, то квотированных место должно быть уже 2.
- Более крупные организации, позволяющие себе содержать штат более 100 наемных сотрудников, должны выделять на квоты 4% рабочих мест: минимум 4 сотрудников на сотню должны быть из социально защищаемых категорий.
- Дальнейшее увеличение численности персонала не влияет на квотируемую долю – она остается 4-процентной.
Можно трудоустроить больше таких сотрудников, чем говорит закон, но меньшее количество недопустимо. Делить процент квоты между разными категориями разрешено: например, взять 2 % несовершеннолетних и 2% инвалидов.
К СВЕДЕНИЮ! Форма собственности организации и особенности организации трудового процесса (кроме фактора вредности труда) не имеют значения для установления квот на рабочие места.
Квотирование для работодателя
Участие в программе по квотированию налагает на предпринимателя ряд обязательств, неисполнение которых чревато серьезной ответственностью.
Начиная деятельность, владелец организации обязан встать на учет в Центре по квотированию рабочих мест. Присоединение к этой социальной программе обязательно для всех, даже небольших организаций – ведь численность персонала со временем может вырасти.
Пакет документов для регистрации в Центре квотирования:
- свидетельство о государственной регистрации (копия);
- устав (копия);
- бумага о постановке на учет в налоговом органе (копия);
- письмо из Единого госрегистра;
- сведения о количестве сотрудников в составе штата.
После подачи документов предпринимателю присваивается регистрационный номер, после чего он должен ежеквартально отчитываться перед этим Центром так же, как и перед ИНФС. Информацию о наличии на предприятии квот нужно подать и на местную биржу труда.
Внутри предприятия руководитель должен создать специальный нормативный акт (положение), регламентирующий процесс квотирования, издать приказ и отредактировать штатное расписание.
Как проходит проверка
Надзорным органом, контролирующим на местах соблюдение норм «инвалидного» законодательства, является Министерство труда. Основным документом, регламентирующим порядок и продолжительность проверки организаций, является приказ ведомства №181н 2013 года.
В нем указано, что имеется два вида проверок:
- Плановые, которые проводятся по заранее согласованному плану;
- Внеплановые, например, спровоцированные обращениями граждан.
Проверки проводятся в двух форматах:
- Выездные с контролем на месте;
- Документарные с проверкой подаваемых отчетов.
Наиболее эффективной оказывается плановая выездная проверка. Она осуществляется по таком алгоритму:
- Центр занятости населения формирует график проверки предприятий;
- В назначенную дату издается приказ о контроле конкретной организации;
- Инспектор прибывает по адресу фактического расположения компании, предъявляет служебное удостоверение и вручает ответственному лицу копию приказа;
- В ходе проверки специалист знакомится с документацией, проверяет, правильно ли произведен расчет квот, а также организацию рабочих «инвалидных» мест, соответствие занимаемых должностей, фактическое наличие работника на своем месте и т.д.;
- По мере прохождения проверки формируется акт в двух экземплярах, в котором фиксируются нарушения;
- По окончании проверки оба акта подписываются руководителем и проверяющим, затем экземпляры разделяются.
При наличии нарушений руководителю выписывается предписание по их устранению. В нем оговорен разумный срок, в течение которого нарушения должны быть устранены. Затем руководитель организации составляет специальный акт об устранении недочетов и направляет его в Центр занятости.
Как узнать о вакансии и устроиться на работу
Каждое предприятие обязано не только создать места труда для лиц с ограниченными возможностями, но и ежемесячно предоставлять отчетность о занятости вакансий в разрезе всех категорий в Центр занятости. То есть самым доступным источником информации при поиске работы является Биржа труда, где присутствует все данные о наличии вакантных мест с указанием и квалификации, и условий занятости, и размере заработной платы, не говоря уже о других требованиях к соискателю.
Более того в Центре занятости не только предложат на выбор несколько вариантов, но и предоставят официальное направление, в котором тот же работник кадров должен указать либо причину отказа, либо дату приема. Таким образом, при наличии оговоренного документа инвалид в какой-то степени является защищенным от безосновательного отказа, учитывая, что все корешки направлений возвращаются на Биржу труда и, соответственно, основания для отказа не только фиксируются, но и подвергаются проверке контролирующими органами.